После того, как большевики повели за собой столичные Советы, в партии начались споры о том, что делать дальше. Сформировались три позиции.
Л. Каменев и Г. Зиновьев предлагали путь «буржуазного парламентаризма»: сделать ставку на выборы в Учредительное собрание, составить там влиятельное левое крыло и двигать революцию путем давления на эсеров, которые явно будут в этом Собрании в большинстве.
Л. Троцкий предлагал путь «советского парламентаризма»: решить вопрос о власти на Втором съезде Советов, намеченном на октябрь. У большевиков был шанс повести за собой большинство делегатов съезда, провести резолюцию о переходе власти в руки Советов и сформировать правительство, в котором большевики могли оказаться в большинстве.
Ленин предлагал не ждать съезда Советов. Он опасался, что на съезде будет принят какой-либо временный компромисс, который позволит эсерам дотянуть до Учредительного собрания. А выборы должны были дать большинство эсерам, которые в деревне воспринимались как главная крестьянская партия. Опираясь на это большинство, лидеры эсеров могли разрядить революционную ситуацию половинчатыми реформами, а затем вновь вернуться к своей линии на сотрудничество с кадетами. Это означало бы, что русская революция не вышла бы за рамки буржуазно-демократической революции. Ленин предлагал использовать большинство в Советах Питера и Москвы и взять власть при первом удобном случае путем восстания, немедленно решить вопросы о земле и мире и с этим политическим капиталом идти на съезд Советов и на выборы в Учредительное собрание. «В этой ситуации, – говорил Ленин, – мы будем правительством, которое никто не свергнет».
В начале октября Ленин тайно приехал в Петроград и заседаниях ЦК партии большевиков добился принятия решения о подготовке вооруженного восстания. Важным следствием этого решения стало создание Военно-революционного комитета (ВРК) при Петросовете. Формальным предлогом для создания ВРК явилось заявление Временного правительства об угрозе захвата Петрограда немцами. ВРК взял на себя организацию обороны города и разослал комиссаров в полки и на заводы.
Несмотря на принятые решения, большинство членов ЦК партии большевиков склонялись к тому, чтобы ждать начала работы II съезда Советов. Ленину не удавалось преодолеть эти настроения, тем более что не было и очевидного повода для восстания. Неожиданно в самый канун открытия II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов Керенский создал и повод, и стимул для восстания. Глава Временного правительства, зная о том, что большевики собираются взять власть на съезде, решил проявить твердость. Утром 24 октября он отдал приказ об аресте комиссаров ВРК и закрытии типографии, где большевики печатали свои газеты.
Шаги Керенского подтолкнули большевиков к приведению в боеготовность верных воинских частей и Красной гвардии. Однако большевики придерживались оборонительной тактики. В итоге к вечеру наступила пауза.
Эту паузу прервал приход Ленина в Смольный в ночь с 24 на 25 октября. Ленин потребовал от членов ЦК большевиков решительных действий. Утром 25 октября отряды ВРК практически полностью контролировали город. Керенский уехал на фронт, надеясь привести в столицу казачьи части. Остальные члены правительства находились в Зимнем дворце.
К вечеру Зимний был окружен войсками ВРК. В 21.40 прогремел холостой выстрел с крейсера «Аврора». Но он не стал сигналом к немедленному штурму дворца. Напротив, В. А. Антонов-Овсеенко, руководитель отрядов ВРК, еще несколько часов вел переговоры с отрядами правительственных войск, стянутых на охрану Зимнего дворца. Переговоры имели успех. Удалось уговорить покинуть свои позиции женский ударный батальон, юнкеров Михайловского артиллерийского училища, добиться заявления о нейтралитете со стороны казаков, расположенных в здании Эрмитажа, и т. п. Только тогда, когда число защитников дворца сократилось с нескольких тысяч до нескольких сотен, отряды ВРК практически бескровно заняли дворец и произвели арест министров Временного правительства. Ни один из защитников Зимнего не был убит. Войска ВРК потеряли 6 человек убитыми. Около 50 человек были ранены в ночной спорадической перестрелке.
Успех бескровного восстания воодушевил делегатов II съезда Советов, начавшего свою работу в Смольном в ночь на 26 октября. Большинство делегатов поддержали действия большевиков, а затем съезд принял зачитанные Лениным декреты о мире (единогласно), земле (1 – против, 8 – воздержались) и формировании Советского правительства – Совета Народных комиссаров (СНК), которое возглавил Ленин.
Декрет о земле был составлен на основе крестьянских наказов, которые предусматривали отмену частной собственности на землю, безвозмездную передачу всех помещичьих, удельных, монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов для распределения между теми, кто обрабатывает ее своим трудом. Крестьяне получали около 150 млн га земли, освобождались от долгов за землю, сумма которых достигла 3 млрд. рублей золотом.
Декрет о мире предлагал всем воюющим сторонам немедленно заключить перемирие и начать переговоры об установлении мира без аннексий и контрибуций.
2 ноября была опубликована «Декларация прав народов России», провозгласившая равенство и суверенность народов России и их право на свободное самоопределение вплоть до отделения. Эти права рассматривались как условия для возникновения доверия между народами России и их добровольного объединения в «честный и прочный союз».
Учредительное собрание. 12 ноября, в срок, установленный Временным правительством, большевики провели выборы в Учредительное собрание. В провинции выборы растянулись на несколько недель. В голосовании приняло участие около 54 % избирателей. Наибольшее количество голосов получили эсеры – от 50 до 58 % (по разным методикам подсчета). Большевики получили от 22,5 до 25 %. Меньшевики – от 3,2 до 4 %. Кадеты и другие консервативные партии и группы – примерно 13 %. Результаты выборов показали, что огромное большинство российских граждан проголосовало за социалистические партии (не менее 75 % голосов). Большевики в целом по России получили меньше, чем эсеры, но с большим преимуществом победили в обеих столицах, на двух ближайших к столицам фронтах (Северном и Западном) и на Балтийском флоте. Они лидировали по числу полученных голосов по армии (суммарно по всем фронтам и тыловым гарнизонам), и по городскому населению по стране в целом.
В деревне эсеров представляли как крестьянскую партию, а большевиков - как партию городских рабочих, поэтому крестьяне голосовали за эсеров. Нередкими были случаи, когда в деревнях для голосования список партии большевиков просто не выдавался, о большевистских декретах крестьянство ничего не знало. Большинство избирателей в провинции не знали и о том, что накануне выборов партия эсеров раскололась на правых и левых, и левые эсеры вступили в блок с большевиками. Они активно участвовали в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде. В начале декабря левые эсеры вошли в состав советского правительства - СНК. Однако раскол партии эсеров не мог отразиться на результатах выборов в Учредительное собрание, поскольку эсеровский избирательный список был составлен до раскола, и в этом списке преобладали правые эсеры.
5 января, в день открытия Учредительного собрания, большевики призвали его депутатов признать декреты II съезда Советов. Получив отказ, они покинули заседание. После неудавшихся попыток найти компромисс ушли и левые эсеры. Собрание потеряло кворум для принятия легитимных решений. Под утро депутаты разошлись по домам. На следующий день их не пустили в Таврический дворец, и был опубликован декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания.
Через несколько дней одновременно собрались III съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и III съезд Советов крестьянских депутатов. Делегаты съездов приняли решение объединиться. Объединенный III съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов утвердил декрет о роспуске Учредительного собрания и программу перехода к социализму, которую предложили большевики и поддержали левые эсеры.
Решения Второго и Третьего съездов Советов отражали чаяния миллионов простых людей, что позволило большевикам легко установить власть Советов по всей стране. В считанные дни было отбито наступление казаков генерала П.Н. Краснова на Петроград, организованное Керенским. Подавлены выступления офицеров и юнкеров в Петрограде и Москве. После этого Советы практически бескровно взяли власть по всей стране.
Исключение составили лишь казачьи регионы, где было много зажиточных казаков, имевших земельные наделы в 3–5 раз превышавшие средний крестьянский надел по европейской России. Зажиточное казачество не желало передела земли в пользу крестьян, которые жили в казачьих регионах, но не входили в казачье сословие и могли лишь арендовать землю у богатых казаков или батрачить на них. После Октября на Дону и Кубани казачьи атаманы объявили себя властью и заявили об автономии от центрального правительства России. Зимой 1917 Дон стал центром притяжения антисоветских сил. Именно там формировалась Добровольческая армия генералов М.В. Алексеева и Л.Г. Корнилова. Однако эта армия насчитывала всего около двух тысяч офицеров и около тысячи солдат (в основном из юнкеров, студентов и гимназистов). В феврале 1918 красные отряды начали наступление на Ростов, и атаман Донского казачества Каледин застрелился, поскольку на защиту его правительства были готовы встать лишь... 147 казаков. Добровольческая армия также была не в силах сопротивляться красным и ушла с Дона на Кубань в надежде найти поддержку среди кубанских казаков. Надежды не оправдались. В ходе неудачного штурма Екатеринодара Корнилов был убит. Сменивший его генерал А.И. Деникин увел остатки армии в дальние станицы и черкесские аулы. Большевики их не преследовали. Весной 1918 большевики считали, что гражданская война в России уже закончилась. Ленин говорил: «Мы Россию отвоевали». И видел главную задачу в том, чтобы «научиться управлять». Однако летом 1918 в стране вспыхнула крупномасштабная гражданская война, которая продлилась три года.
Вывод: в октябре 1917 победа большевиков не была неизбежной, но она была и далеко не случайной. Большевики победили потому, что народ России, живший в нищете, хотел новой жизни, построенной на принципах: «Кто не работает, тот не ест», «Каждому – по труду», «Земля – крестьянам», «Фабрики – рабочим», «Мир – хижинам, война – дворцам». Большевики поддержали эти принципы и получили власть. Но завоевать власть оказалось легче, чем ее удержать и осуществить заявленную программу.