Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—оциальный контроль через принуждени€




¬ примитивных обществах поведение индивидов успешно контролируетс€ через нравственные нормы, то есть посредством неформального группового контрол€ первичной группы. ‘ормальные законы или наказани€ в таких обществах не об€зательны. Ќо в больших сложных человеческих обществах, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний посто€нно развиваютс€ и станов€тс€ об€зательными. ¬ случае, если индивид может затер€тьс€ в толпе, неформальный контроль становитс€ неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.

Ќапример, в племенном клане численность от двух до трех дес€тков родственников вполне может действовать система неформального контрол€ за разделением пищи.  аждый член клана берет пищи столько, сколько ему необходимо, и вносит в общий фонд столько пищи, сколько сможет. Ќечто подобное наблюдалось при распределении продуктов в небольших кресть€нских общинах –оссии. ќднако в деревне с несколькими сотн€ми жителей такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлени€м и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдени€. Ћеность и жадность отдельных индивидов делают такую систему распределени€ невозможной.

“аким образом, при наличии высокой численности населени€ и сложной культуры начинает примен€тьс€ так называемый вторичный групповой контроль законы, различные насильственные регул€торы, формализованные процедуры.  огда отдельный индивид не желает следовать этим регул€торам, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как и все. ¬ современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контрол€ через принуждение, котора€ представл€ет собой набор действующих санкций, примен€емых в соответствии с различными типами отклонений от норм.

 огда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действи€, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклон€ющегос€ поведени€ Ч нормы оправдани€. Ёто культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова, существующим моральным нормам. „аще всего нормы оправдани€ создаютс€ там и тогда, где и когда происходит частое нарушение норм без последующих санкций. Ќормы оправдани€ по€вл€ютс€ только в том случае, если есть образец нарушени€, который признаетс€ и санкционируетс€ в одной из групп общества. Ётот образец и будет считатьс€ нормой оправдани€. Ќапример, социальные психологи ƒж. –убек и Ћ. —прей установили, что нормы богемной субкультуры (свобода, раскованность, возможность давать полную волю чувствам) оправдывают любовные св€зи между женатыми мужчинами и молодыми женщинами. ќправдание самогонщика становитс€ нормой оправдани€, если устанавливаетс€ стандарт группового одобрени€ способов обхода государственных ограничений на распространение спиртных напитков. “о же можно сказать и об оправдании мелких спекул€нтов в группах, имеющих возможность покупать у них какой-либо дефицит.  ак только подобные действи€ станов€тс€ санкционированными группой, оправдание тер€ет свои моральные запреты. —ледовательно, можно сказать, что нормы оправдани€ €вл€ютс€ полуинституционализировапными формами отклон€ющегос€ поведени€.

—оциальные отклонени€ играют в обществе двойственную, противоречивую роль. ќни, с одной стороны, представл€ют угрозу стабильности общества, с другой поддерживают эту стабильность. ”спешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены пор€док и предсказуемое поведение членов общества.  аждый член общества должен знать (в разумных пределах, конечно), какого поведени€ он может ожидать от окружающих его людей, какого поведени€ другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы его дети. ќтклон€ющеес€ поведение нарушает этот пор€док и предсказуемость поведени€. ѕри наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведени€, происходит дезорганизаци€ культуры и разрушение социального пор€дка. Ќравственные нормы перестают контролировать поведение членов группы или общества, основополагающие ценности могут быть отвергнуты последними, и у индивидов тер€етс€ чувство безопасности и уверенности в своих действи€х. ѕоэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать усто€вшиес€ нормы и действовать в основном в соответствии с ожидани€ми других индивидов.

— другой стороны, отклон€ющеес€ поведение €вл€етс€ одним из путей адаптации культуры к социальным изменени€м. Ќет такого современного общества, которое долгое врем€ оставалось бы статичным. ƒаже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны врем€ от времени измен€ть образцы своего поведени€ из-за изменений окружающей среды. ¬зрывы рождаемости, технологические новшества, изменени€ физического окружени€ - все это может привести к необходимости прин€ти€ новых норм и адаптации к ним членов общества.

Ќо новые культурные нормы редко создаютс€ путем обсуждени€ и последующего прин€ти€ их членами социальных групп, которые в торжественной обстановке отмен€ют старые нормы и называют новые. Ќовые социальные нормы рождаютс€ и развиваютс€ в результате по≠вседневного поведени€ индивидов, в столкновении посто€нно возникающих социальных обсто€тельств. ќтклон€ющеес€ от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создани€ новых нормативных образцов. ѕостепенно, преодолева€ традиции, отклон€ющеес€ поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей и большей степени проникает в сознание людей. ѕо мере усвоени€ членами социальных групп поведени€, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклон€ющимс€.

ѕо€вление новых норм можно проиллюстрировать на примере упадка патриархальной семьи. ¬ аграрном обществе, где все члены семьи работали по дому или в поле, под отцовским надзором, очень легко было поддерживать мужское доминирование в семейных отношени€х. Ѕолее того, только сила и мудрость отца придавали семье крепость и жизнеспособность. Ќо изменение технологии, развитие общества привели к перемещению места работы отца в магазин, на фабрику, в организацию, где он не мог посто€нно надзирать за семейными делами. ƒальнейшие изменени€ в обществе привели к тому, что и часть женщин стала работать в стороне от семьи и от мужа. ѕроцесс отделени€ женщин от семьи оказалс€ достаточно сложным. ¬ XIX в. впервые начал осуществл€тьс€ переход женщин на работу по найму в конторы, офисы, различные организации. ѕерва€ реакци€ общества была осуждающей, такое поведение женщин признавалось отклон€ющимс€. ќднако в результате длительной борьбы женщины практически завоевали себе право на социальные статусы, прежде считавшиес€ мужскими, т.е. такое поведение перестало считатьс€ отклон€ющимс€. Ќормы патриархальной семьи претерпели значительные изменени€. “аким образом, отклон€ющеес€ поведение часто служит основанием, началом существовани€ общеприн€тых культурных норм. Ѕез него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. ¬месте с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклон€ющеес€ поведение и какие его виды полезны, а самое главное Ч терпимы дл€ общества, до сих пор практически не разрешен. ≈сли рассматривать любые области человеческой де€тельности: политику, управление, этику, то нельз€ вполне определенно ответить на этот вопрос. ƒействительно, какие нормы лучше: восприн€тые нами в результате долгой борьбы республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов? Ќа эти вопросы трудно дать удовлетворительный ответ. ¬месте с тем не все формы отклон€ющегос€ поведени€ требуют столь детального анализа.  риминальное поведение, сексуальные отклонени€, алкоголизм или наркомани€ не могут привести к по€влению полезных дл€ общества новых культурных образцов. —ледует признать, что подавл€ющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. » только некоторые немногочисленные отклонени€ можно считать полезными. ќдна из задач социологов Ч распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклон€ющемс€ поведении индивидов и групп.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 777 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

2127 - | 1855 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.