Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ том, что грех мучает человека






 


том, буду € в –аю или в аду, мен€ не занимает. я сам уже отбросил себ€ в сторону. ¬опрос о том, буду ли € в –аю, не занимает мен€ не потому, что € не хочу быть р€дом со ’ристом, нет. Ќо € не ставлю перед собой це≠ли делать добро дл€ того, чтобы таким образом зарабо≠тать себе –ай. Ђƒаже если “ы отбросишь мен€ в сторо≠ну, ’ристе мой, Ч говорю €,Ч € не буду в обиде: ведь –а€ € недостоинї.

—егодн€ наша жизнь безрадостна и т€жела, пото≠му что умалилс€ героизм, любочестие. ƒаже духовные люди думают, как мелочные торговцы, и доход€т до того, что живут €кобы духовной жизнью. ќни стре≠м€тс€ урвать от жизни любое удовольствие, пока оно не перешло в грех. ЂЁто [уже] грех [или еще не грех]?Ч просчитывают такие люди. Ч Ќет, [еще] не грех. «начит, € могу этим насладитьс€ї. Ќапример, к посту относ€тс€ так: Ђјга, завтра у нас что: п€тница. Ќу так что же, значит, сегодн€ до без п€ти двена≠дцать ночи можно есть м€со. Ќеси, покушаем! Ќет, после двенадцати уже нельз€ Ч начинаютс€ новые сутки и будет грехї. “о есть такие люди хот€т и зем≠ной жизнью насладитьс€ и –а€ не лишитьс€. “ем самым они относ€тс€ ко греху и к адской муке по≠добно мелочным торговцам. ќднако если бы они мыслили любочестно, то говорили бы [себе] так: Ђ’ристос претерпел –асп€тие и столько выстрадал ради мен€! “ак как же € смогу ранить ≈го своим гре≠ховным поступком? я не хочу оказатьс€ в адском му≠чении ни по какой иной причине, кроме той, что € не смогу выдержать страданий ’риста,  оторый бу≠дет видеть, что € нахожусь в адуї.

Ќе будем делать добро с расчетом, что мы полу≠чим за него мзду, но станем подвизатьс€ ради любви ко ’ристу. ѕостараемс€, чтобы все, что мы делаем, бы≠ло чистым, совершалось ради ’риста. Ѕудем


внимательны, чтобы [в наших действи€х] не было че≠ловеческого начала, самоугоди€, своекорысти€ и тому подобного. Ѕудем помнить о том, что ’ристос видит нас, наблюдает за нами, и постараемс€ не огорчать ≈го. ¬ противном случае наша вера и наша любовь расползаютс€ по швам.

» если мы присмотримс€ ко всему, что делаем в духовной жизни: к подвижничеству, к посту, к бде≠нию и тому подобному, то увидим, что все [эти сред≠ства] укрепл€ют и наше телесное здоровье.  то-то [подвиза€сь] спит на жесткой кровати? » врачи сове≠туют то же самое: Ђ—пи на жестком, потому что спать на м€гком вредної.  то-то делает поклоны? ћногие занимаютс€ гимнастикой, чтобы укрепились их мышцы.  то-то еще довольствуетс€ малым сном? Ќо долгий сон одурманивает человека. –азве не гово≠р€т: ЂЁтот человек как сонна€ муха, а вон тот Ч молодец, не зевает?ї “о есть духовные упражнени€, которые делает человек, укрепл€ют и его телесное здравие. ј кроме того, человек получает большую пользу от воздержани€. ¬едь и те, кто занимаютс€ научными исследовани€ми и тому подобным, стара≠ютс€ жить целомудренно, чтобы их головы были не заморочены, а имели €сность мысли.  онечно, не в этом цель нашего [монашеского] воздержани€, но од≠ним из результатов духовных упражнений, которые мы совершаем, €вл€етс€ как раз та польза, к которой стрем€тс€ люди мирские. ћы совершаем духовное, и через это духовное получаем и телесное здравие.

»скушени€ в нашей жизни

Ѕог попускает искушени€ соответственно нашему духовному состо€нию. ¬ одном случае ќн попускает нам совершить некую ошибку, к примеру, про€вить



ќ √–≈’≈ » ѕќ јяЌ»»


ќ том, что грех мучает человека



 


небольшую невнимательность в чем-то, чтобы в следу≠ющий раз мы были внимательны и избежали или, лучше сказать, предупредили большее зло, которое го≠товилс€ сделать нам тангалашка. ¬ другом случае ќн позвол€ет диаволу искушать нас дл€ того, чтобы нас ис≠пытать. “о есть [в этом случае] мы сдаем экзамены и вместо зла диавол делает нам добро. ¬спомните-ка —тарца ‘иларета, который скорбел: Ђ„адо, Ѕог оставил мен€ Ч сегодн€ не было ни одного искушени€!ї4 —та≠рец хотел боротьс€ с искушени€ми каждый день Ч чтобы получать от ’риста победный венец.

„еловек сильный, подобный —тарцу ‘иларету, не избегает искушений, но просит ’риста: Ђ’ристе мой, пошли мне искушени€ и дай мне силы боротьс€ї. ќд≠нако человек слабый скажет иначе: Ђ’ристе мой, не по≠пусти мне впасть в искушениеї. ЂЌе введи нас во искушение...ї5. ќднако часто, впада€ в какое-то искушение, мы начинаем роптать: ЂЌу нельз€ же так! ¬едь € тоже человек, € больше не могу!ї, тогда как нам бы следова≠ло сказать: Ђя не человек, € человеческое отребье. Ѕоже мой, помоги мне стать человеком!ї я не призываю к тому, чтобы мы сами стремились к искушени€м. Ќо, когда искушени€ приход€т, мы должны встречать их выдержкой и молитвой.

¬о врем€ любого духовного зимнего ненасть€ бу≠дем с терпением и надеждой ждать духовной весны. —амые большие искушени€ обычно пронос€тс€, как ураган. » если в тот момент, когда они обрушивают≠с€, нам удаетс€ их избежать, то бесовское полчище, пролетев [над нами], уноситс€ дальше, а мы освобож≠даемс€ от опасности.  огда человек соедин€етс€ с

4 —м. —тарец ѕаисий. ќтцы-св€тогорцы и св€тогорские истории.
—в€то-“роицка€ —ергиева Ћавра. 2001. —. 63.

5 Ћк. 11, 4.


Ѕогом, у него уже не бывает искушений. –азве может диавол сделать зло јнгелу? Ќет: [приближа€сь к нему] он сгорает сам.

ƒуховна€ жизнь очень проста и легка. Ёто сами мы, подвиза€сь неправильно, ее усложн€ем. ѕриложив немного старани€ и име€ при этом многое смирение и доверие Ѕогу, человек может очень преуспеть. ¬едь там, где смирение, диаволу нет места. ј там, где нет диавола, нет и диавольских искушений.

Ч √еронда, может ли человек впасть в какой-то грех по попущению Ѕожию?

Ч Ќет, говорить, что Ѕог попускает нам грешить, Ч это очень груба€ ошибка. Ѕог никогда не попускает, что≠бы мы впадали в грех. Ёто сами мы попускаем себе [да≠вать диаволу повод], а потом он приходит и начинает нас искушать. Ќапример, име€ гордость, € отгон€ю от себ€ Ѕожественную Ѕлагодать, от мен€ отступает мой јнгел ’ранитель, и ко мне приступает другой Ђангелї Ч то есть диавол. ¬ результате € терплю полную неудачу. Ќо это не Ѕожие попушение, а сам € попустил диаволу [под≠толкнуть мен€ ко греху].

Ч √еронда, а правильно ли говорить о каком-то своем падении: ЂЁто искуситель мен€ подтолкнул?ї

Ч ћне тоже часто приходитс€ слышать от некото≠рых, что в их страдани€х виноват искуситель, тогда как на самом деле мы сами виноваты в том, что неправиль≠но относимс€ к тому, что с нами происходит. ј кроме того, искуситель Ч он ведь и есть искуситель. –азве он станет удерживать нас от зла? ќн делает свое дело. Ќе надо сваливать всю вину на него. ќдин послушник жил в каливе вместе со своим —тарцем. ќднажды, когда —тарец ненадолго отлучилс€, послушник вз€л €йцо, по≠ложил его на кольцо ключа Ч помните те старинные амбарные ключи? Ч и стал поджаривать €йцо на свеч≠ке! ¬друг возвращаетс€ —тарец и застает его за этим



ќ √–≈’≈ » ѕќ јяЌ»»


ќ том, что грех мучает человека



 


зан€тием. Ђ„то это ты там делаешь?ї Ч Ђƒа вот, √е-ронда, лукавый подбил мен€ испечь €ичко!ї Ч стал оп≠равдыватьс€ послушник. ¬друг в комнате раздалс€ страшный голос: ЂЌу нет, такого рецепта € раньше не знал! ќт него научилс€!ї ƒиавол иногда спит, но мы са≠ми провоцируем его [нас искушать].

” грешников есть много исходного материала дл€ смирени€

“е, кто прежде жили греховной жизнью, а впослед≠ствии, пока€вшись, начали жить духовно, должны с ра≠достью принимать случающиес€ с ними уничижени€ и скорби, потому что, принима€ их, они расплачиваютс€ с прежними долгами. ћы видим, что, когда живша€ преж≠де греховно преподобна€ ћари€ ≈гипетска€ пока€лась и изменила свою жизнь, ее мучили мирские похоти. ќдна≠ко, дл€ того чтобы прогнать эти похоти, преподобна€ всту≠пила в великую борьбу. ƒиавол говорил ей: ЂЌу что ты по≠тер€ешь, если одним глазком взгл€нешь на јлександрию? я ведь не подталкиваю теб€ бежать туда на гул€нки! “ы только немножко погл€ди на нее издалека!ї Ќо —в€та€ даже и не гл€дела в ту сторону.  акое же у нее было пока€≠ние! ” других преподобных жен, не живших прежде мирской жизнью, такой брани не было. ј у преподобной ћарии, котора€ мирской жизнью жила, была и брань. Ёто страдание [от брани] Ч прижигание греховных ран. “а≠ким вот образом и первые и вторые подход€т к концу в одинаковом [духовном] состо€нии.

Ч √еронда, а в случа€х, как с преподобной ћарией ≈гипетской, подвизающийс€ совсем не имеет божествен≠ного утешени€?

Ч ƒа как же не имеет! »меет, да еще сколько! ѕре≠подобна€ ћари€ достигла такой духовной меры, что при молитве поднималась на локоть от земли.


Ѕольшие грешники, познав самих себ€, естественным образом имеют много исходного материала дл€ смире≠ни€.  онечно, любое падение остаетс€ падением. Ќо падение Ч это еще и исходный материал, Ђсырьеї дл€ смирени€ и молитвы. √рехи, которые используютс€ грешником дл€ смирени€, все равно что навоз, которым мы удобр€ем растени€. “ак отчего же не использовать это вещество дл€ удобрени€ нивы своей души, чтобы она стала плодородной и дала урожай? “о есть человек, со≠вершивший большие грехи, прочувствовав, насколько ве≠лика его вина, и сказав: Ђћне не должно поднимать гла≠ву и смотреть на человекаї, сильно смир€етс€ и поэтому приемлет многую Ѕлагодать. ќн устойчиво, без сбоев преуспевает и может достичь немалой [духовной] меры. ј тот, кто больших грехов не делал, не расположив себ€ правильно, не будет говорить: ЂЅог сохранил мен€ от многих опасностей, а € настолько неблагодарен. я греш≠нее самого великого грешникаї. “акой человек духовно уступает смир€ющему себ€ грешнику.

¬спомните хот€ бы фарисе€ и мытар€6. ” фарисе€ бы≠ли дела, но была и гордын€. ј у мытар€ были грехи, одна≠ко он признавал их, сокрушалс€, смир€лс€ Ч а это и есть то главное, чего хочет от человека ’ристос. ѕоэтому Ч лег≠ким способом Ч мытарь спасс€. ¬идели, как изображен фарисей на одной иконе? ќн показывает на мытар€ паль≠цем: Ђя не такой, как он!ї Ѕедный мытарь, пр€чась за ко≠лонной, и глаз не смеет подн€ть, чтобы погл€деть вокруг. ј фарисей показывает ’ристу пальцем, где находитс€ мы≠тарь! ¬ы обратили на это внимание? ћожно подумать, ’ристос —ам не знал, где пр€талс€ мытарь! » вот, несмот≠р€ на то что фарисей исполн€л внешние предписани€ за≠кона, все это не принесло ему никакой пользы. „то творит гордость! √решник, у которого нет смирени€, обладает

6 —м. Ћк. 18, 9-14.



ќ √–≈’≈ » ѕќ јяЌ»»


 



мытаревыми грехами и фарисеевой гордыней. ƒвойные Ђдаровани€ї!  ак говор€т в Ёпире7, Ђи вшивый и парши≠выйї.

„тобы стать духовно здоровыми, постарайтесь, на≠сколько возможно, очиститьс€ от духовных токсинов Ч то есть страстей.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 377 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

1373 - | 1210 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.