Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О необходимости наблюдения за собой и познания себя 157




через этот мост, лошадка, которая однажды на нем про­валилась, начинала беспокоиться, трясти головой и либо, порвав уздечку, убегала, либо одним махом перепрыгива­ла на другую сторону мостика. Видите: уж если бессло­весное животное — четырехлетняя лошадь использовала свой опыт и не наступала на тот мост, где ей однажды довелось провалиться, то насколько больше должен ис­пользовать опыт от своих падений человек!

Надо приковывать врага к одному месту и наносить ему удар

— Геронда, я еще не полюбила смирение, жертвен­ность, принятие несправедливости...

— Дело обстоит не совсем так, как ты говоришь. Я [за тебя] не тревожусь, потому что вижу, что в тебе появилась добрая обеспокоенность. Ты быстро избавишься от страс­тей, потому что ты начала «ловить себя на месте преступ­ления». А это помогает больше, чем любой другой подвиг. Тот, кто «ловит себя на месте преступления», совлекается своего ветхого человека и выходит на правильную духов­ную дорогу. Наш ветхий человек расхищает то, что делает человек новый. Выучившись ловить нашего ветхого челове­ка на месте преступления, мы ловим вместе с ним всех остальных воров, расхищающих то доброе, что дарует нам Бог. Таким образом, духовное богатство остается у нас.

— Геронда, а если я буду очень переживать за совер­шенную мной ошибку, например за то, что я грубо пого­ворила с кем-то из сестер, то это пойдет мне на пользу?

— На пользу-то тебе это пойдет, однако тебе надо быть внимательной, чтобы не переборщить, не выйти за грани­цы [разумной печали]. Испытывай огорчение, но вместе с огорчением испытывай и радость, потому что тебе была да­на благоприятная возможность заметить свою вылезшую наружу болезнь и ее исцелить. Поразмысли так «Раз я на-


 

 

О ГРЕХЕ И ПОКАЯНИИ

грубила сестре и повела себя с ней плохо, то это значит, что у меня внутри сидела какая-то страсть. А сейчас мне дана благоприятная возможность: страсть вышла наружу, чтобы я ее увидела и исправила». Но, конечно, и прощения у сест­ры попросить нужно. Падения помогают тебе познать са­му себя. Все выходит наружу и потихоньку совершается полезная работа [над собой]. Погляди, ведь и врачи иногда дают больным разные вещества для того, чтобы проявились симптомы их болезни и был поставлен правильный диаг­ноз. Например, больным дают сахар, потом берут у них на анализ кровь и смотрят, повысился ли уровень сахара.

В духовной борьбе необходимо определить «координа­ты» слабых мест нашего характера — наши недостатки — и после этого стараться наносить удары в эти места. Как на войне: совершая разведку какого-то района, мы отмеча­ем на карте места, в которых находится враг или плацдар­мы, с которых он может пойти на нас в наступление. И потом мы следим за этими местами с особым вниманием. Ведь, зная, в каких конкретно местах находится враг, мож­но двигаться с уверенностью. Военные разворачивают кар­ту и говорят: «Враг находится здесь и здесь. Значит, нам нужно успеть захватить вот эту и вот эту высоту. Сюда нужно послать подкрепление, а здесь необходимы такие-то и такие-то виды оружия». То есть, зная, где находится враг, можно построить какой-то план. Однако, для того чтобы это узнать, нужно беспокоиться и исследовать [район бое­вых действий]. Спать тут нельзя.

— Геронда, что лучше: когда человек замечает свои недостатки сам или же когда ему говорят о них другие?

— Хорошо, если человек находит свои недостатки сам, однако и в том случае, когда о них говорят другие, ему тоже не следует возражать. Надо принимать обличе­ние от других с радостью. Ведь можно видеть себя та­ким, каким тебе хочется себя видеть, а не таким, каков ты в действительности.


О необходимости наблюдения за собой и познания себя 159

Геронда, другие, со стороны, видят меня лучше, чем я вижу себя сама?

— Захотев, можно увидеть себя лучше, чем видят нас наши ближние. То есть самому человеку удобнее выявить свою реакцию на что-то, какую-то ошибку и определить их причины, тогда как сторонний наблюдатель приходит к заключению о своем ближнем на основании собствен­ных предположений.

— Геронда, а может ли человек, стараясь увидеть се­бя таким, каков он есть, этого не добиться?

— Да. Если в старании человека присутствует гор­дость, то увидеть себя таким, каков он есть в действи­тельности, он не сможет.

Надо смотреться в других, как в зеркало

Человек видит себя лучше, когда он смотрится в дру­гих, как в зеркало. Каждого Бог наделил дарованием, необ­ходимым для того, чтобы получить пользу, — независимо от того, использует человек это дарование во благо или нет. Если человек использует дарованное ему с пользой, то он достигает совершенства. Наши недостатки — приобрете­ны ли они от собственной невнимательности либо унасле­дованы от наших родителей — это тоже наша собствен­ность. Каждый из нас должен совершать соответствующую борьбу, для того чтобы от этих недостатков освободиться. А пока мы от них не освободимся, нам нужно «смотреть­ся» в недостатки нашего ближнего и испытывать, где на­ходимся мы. К примеру, увидев в ближнем какой-то недостаток, надо сразу же сказать: «Дай-ка я посмотрю, может быть, такой же недостаток есть и у меня». И, если мы действительно обнаружим в себе этот недостаток, нам надо подняться на борьбу, чтобы от него избавиться.

— Геронда, а если помысл говорит мне, что у меня
нет такого недостатка, как мне нужно ему отвечать?


 

 

О ГРЕХЕ И ПОКАЯНИИ

Отвечай так: «У меня есть другие — большие не­достатки. Этот недостаток моего ближнего, по сравне-­
нию с моими, ничтожно мал». Ведь иногда твои
недостатки могут в действительности быть меньшими,
однако и смягчающих вину обстоятельств у тебя тоже
меньше. Если человек исследует себя подобным обра-­
зом, то он видит, что его изъяны больше, чем несовер-­
шенства его ближнего. А потом он начинает видеть в
ближнем и его добродетели. «Дай-ка я посмотрю, — го-­
ворит такой человек, — есть ли эта добродетель у меня?
Нет. Ох-ох-ох! Как же я еще далеко от того [духовного
состояния], в котором должен находиться!» Совершая
такую работу, человек от всего получает помощь, изме­няется — в добром смысле этого слова — и совершен­ствуется. Он получает пользу от святых, получает пользу
от подвижников, получает пользу даже от людей мира
сего. К примеру, увидев, как мирской человек не берет
себя в расчет и приносит себя в жертву, христианин,
совершающий над собой такую духовную работу, гово­рит: «А у меня есть такое любочестие? Где там! А ведь
я еще и духовный человек!» И, таким образом, он ста­рается подражать увиденному добру. У нас — то есть у
всех людей — столько работы! Благий Бог премудрым
образом все устраивает для нашего блага.

Тот, кто познает себя по-настоящему,

имеет смирение

— Геронда, я обычно обнаруживаю свою гордость задним числом, уже после того, как впадаю в этот грех.

— Задача в том, чтобы ты увидела ее до падения. Ес­ли тебе говорят, что ты сделала что-то доброе, не чувствуй удовлетворения. Не давай похвале прилипать, цепляться за тебя.

— А что могло бы мне в этом помочь?


О необходимости наблюдения за собой и познания себя 161

Познание себя. Если человек познал самого себя, то все — вопрос закрыт. После этого похвалы становят­ся инородными телами: они к нему уже не прилипают. К примеру, если человек знает, что он оборванец, то к нему не может прилипнуть помысл, что он король. Ес­ли ты возомнишь себя принцессой, это будет значить, что ты умственно отсталая.

— А если бы я уже заранее была готова не прини­мать похвалу, это содействовало бы мне в брани, о кото­рой мы говорим?

— Конечно, надо стараться быть готовой. Однако иногда это будет у тебя получаться, а иногда и нет. Зада­ча в том, чтобы ты познала себя. Не познав своего ветхо­го человека, христианин не смиряется. Поэтому не сможет произойти духовное расщепление его [эгоисти­ческого] атома, необходимое для того, чтобы выйти на духовную орбиту. И, таким образом, человек остается на орбите мирской.

— Геронда, а может ли мое познание себя быть не­правильным?

— Ведь мы же с тобой не говорим о неправильном состоянии. Тот, кто имеет о себе верное представление, имеет смирение. А когда человек смирится, обязатель­но придет Благодать Божия.

Человек, совершающий работу, необходимую для поз­нания себя, похож на того, кто глубоко вкапывается в зем­лю и находит в ней полезные ископаемые. Чем более мы углубляемся в самопознание, тем ниже мы себя видим. Та­ким образом человек смиряется, однако десница Божия его постоянно возвышает. И когда человек наконец позна­ет себя, смирение становится уже его состоянием и Бла­годать Божия в обязательном порядке имеет право на «продление аренды» [в его сердце]. Гордость такому чело­веку уже не грозит. А вот тот, кто не совершает над со­бой подобного делания, постоянно прибавляет к своему


 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 334 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2230 - | 2116 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.