Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕостнеклассическа€ наука и изменение мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации. —циентизм и антисциентизм




—овременна€ наука Ч очень сложный и динамичный фактор общественного развити€. Ќаука делает открыти€, рождает новые гипотезы и теории, совершенствует методы и технологии. Ќаука направлена на глубинное постижение объективного мира, поэтому важной мировоззренческой ориентацией остаетс€ стремление к созданию единой общенаучной картины мира, включающей в себ€ противоречивое объ€снение многообразных €влений действительности, в том числе и паранаучных.

ƒл€ мировоззренческих ориентации современной, постнеклассической стадии науки характерно упразднение ее социокультурной автономии и прин€тие идеи социокультурной обусловленности науки. »деалом постнеклассической стадии науки €вл€етс€ междисциплинарный подход синергетики, объедин€ющий строгие математические и физические модели постижени€ действительности с наукой об обществе. ћир предстает как неравновесна€, динамическа€, сложнорегулируема€ система, во многом зависима€ от де€тельности человечества. Ёто предполагает и нацеливает, на учет феномена обратной св€зи и особой роли активности субъекта в познании. —овременна€ наука демонстрирует несводимость состо€ни€ целого к сумме состо€ний его частей. ѕричинность мыслитс€ как система веро€тностных взаимодействий, а случай определ€етс€ как Ђ≈го ¬еличество случайї. —овременна€ наука ведет к переосмыслению значени€ эксперимента как многократно повтор€ющего серии одних и тех же результатов. Ќеобратимость процессов развити€ не обеспечивает возможности воссоздани€ начальных состо€ний системы до ее участи€ в эксперименте. ќсобую роль приобретает экспериментирование при помощи Ё¬ћ ‘ормируютс мировоззренческие установки, св€занной с требованием личностной социокультурной направленности научного познани€. ¬ определении приоритетов научного исследовани€ огромное место принадлежит экономическим и социально-политическим цел€м и задачам. ћировоззренческие ориентации, рожденные современной наукой, не отличаютс€ простотой и однозначностью, они нацелены на динамичное воспри€тие мира. ”твердивша€с€ в науке концепци€ глобального эволюционизма предписывает воспринимать действительность и с точки зрени€ системности, и с точки зрени€ эволюционировани€ объектов любого рода. ”ниверсальность процессов эволюции распростран€етс€ на огромное многообразие процессов, происход€щих в окружающем мире, начина€ от неорганической материи и конча€ органическими и социальными системами.

—овокупные достижени€ современной науки внедр€ют в мировоззрение людей идею необратимости, нелинейности развити€, идею альтернативности, вариабельности и сценарного подхода. ћеханизм бифуркации, т. е. неединственности продолжени€ развити€, сочетаетс€ с принципом саморегул€ции.

—формировавша€с€ в «ападной ≈вропе в XVЧXVII вв. цивилизаци€ относитс€ к типу техногенной, так как развиваетс€ на основе быстрой смены технологий и научно-технических новаций. — особой силой за€вл€ют о себе научно-технические революции. ¬ социальном плане техногенные цивилизации способствуют становлению правовых форм государства и демократического правлени€, а также возникновению гражданского общества. ƒл€ техногенных цивилизаций характерна определенного рода экспанси€ и стремление оказать доминирующее вли€ние на традиционные общества. Ќаучно-технический взгл€д на мир, усиление рационалистических приоритетов, направленность на активное преобразование мира €вл€ютс€ значимыми характеристиками техногенной цивилизации.

—циентизм и антисциентизм

 ульт науки в XX в. привел к попыткам провозглашени€ ее как высшей ценности развити€ человеческой цивилизации. —циентизм, счита€ науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеологи€ Ђчистой, ценностно-нейтральной большой наукиї. ќн предписывал ориентироватьс€ на методы естественных и технических наук, а критерии научности распростран€ть на все виды человеческого освоени€ мира, на все типы знани€ и человеческое общение в том числе. ќдновременно со сциентизмом возникла его антитеза Ч антисцие€тнзм, провозглашавший пр€мо противоположные установки. ќн весьма пессимистически относилс€ к возможност€м науки и исходил из негативных последствий Ќ“–. јнтисциентизм требовал ограничени€ экспансии науки и возврата к традиционным ценност€м и способам де€тельности. —циентизм и антисцнентизм представл€ют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире.   сторонникам сциентизма относ€тс€ все те, кто приветствует достижени€ Ќ“–, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существовани€. Ќаука оказываетс€ высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.

јнтисциентисты вид€т сугубо отрицательные последстви€ научно-технической революции, их пессимистические настроени€ усиливаютс€ по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. “е перегрузки и перенапр€жени€, которые выпадают на долю современного человека, говор€т о ненормальности самого общества, его глубоко болезненном состо€нии.

Ќаука Ч неоспоримый факт, нужный человеку. Ќо в ценности и нужности научности можно сомневатьс€.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 671 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

472 - | 455 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.