Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќемецкий (ћ. ’айдеггер,  . ясперс) и французский (∆.-ѕ. —артр, ј.  амю) экзистенциализм




Ёкзистенциализм или философи€ существовани€ (от позднелатинского Ђexsistentiaї - существование) Ц очень попул€рное литературно-философское направление ’’ века. —читаетс€ возникшим в начале ’’ в. в –оссии (обнаруживаетс€ в трудах Ѕерд€ева, Ўестова и других). ѕосле ѕервой мировой войны расцветает в √ермании (ясперс и ’айдеггер). ј после ¬торой ‑ во ‘ранции (—артр и  амю). »дейные истоки - учение  ьеркегора придумавшего название течени€.

Ёкзистенциалисты в своих произведени€х запечатлевают сильные человеческие эмоции Ц счита€ их наилучшими (€рчайшими) про€влени€ми индивидуальной экзистенции (человеческого существовани€). ¬ажнейшие из таких эмоций на грани жизни и смерти - влечение, озарение, забота, тревога, страх, решимость, муки совести. ѕостига€ себ€ в таких про€влени€х, человек способен полнее и свободнее самореализоватьс€. ѕри этом смысл жизни считаетс€ непостижимым (это Ѕог), и даже предполагаетс€, что его и нет вовсе (это Ц Ќичто). ќднако люд€м свойственно его искать и выдумывать, заглуша€ разум, чтоб не мешал спонтанным всплескам естества.

’айдеггер считает, что смысл человеческому существованию придает его конечность, временность. ѕоэтому врем€ должно рассматриватьс€ как сама€ существенна€ характеристика быти€.

 

«адача заключаетс€ в том, чтобы раскрыть св€зь между бытием, временем и человеком. ”твержда€ единство времени и быти€, ’айдеггер доказывает, что ничто сущее, кроме человека, не знает о своей конечности, а значит только человеку ведома временность, а с нею и само бытие. ѕричем врем€ неразрывно св€зано не просто с бытием, а именно с человеческим бытием.


—огласно ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью Ч "как все". ѕри этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "я". ќднако в особых случа€х истинна€ натура, данные скрытые качества выход€т наружу. ѕо ясперсу, это пограничные ситуации Ч между жизнью и смертью, особо важные дл€ человека, его даль нейшей судьбы. — этого момента человек осознает себ€ и стано витс€ самим собой, он соприкасаетс€ с трансцедентальностью Ч высшим бытием.

 

 

50.√ерменевтическа€ философи€ √.√. √адамера и ѕ. –икЄра

√ерменевтика - направление в философии, которое исследу≠ет теорию и практику истолковани€, интерпретации, понима≠ни€. —вое название герменевтика получила от имени древнегре≠ческого бога √ермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов люд€м и доносил поже≠лани€ людей богам.

ќсновные вопросы герменевтики:

Х как возможно понимание?

Х как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? √лавна€ иде€ герменевтики: существовать - значит быть по≠н€тым.

ѕредметом исследовани€, как правило, €вл€етс€ текст.   фундаментальным пон€ти€м герменевтики относ€тс€:

Х "герменевтический треугольник" - взаимоотношени€ между автором текста, самим текстом и читателем;

Х "герменевтический круг" Ч циклический характер процесса понимани€.

√ерменевтика возникла вместе с по€влением герменевтиче≠ских ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истол≠кование и понимание текста.

√анс √адамер призывал к тому, чтобы философи€ с позиций познани€ (гносеологии) перешла на позиции понимани€ (гер≠меневтики).

„еловеческое существование невозможно без переживани€ собственного быти€.

¬ течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причем большую его часть составл€ет опыт, наработанный дру≠гими поколени€ми, Ч "опыт мира"), во-вторых, вносит свою частицу в "опыт мира". ѕередача "опыта мира" от прошлых по≠колений к насто€щим и от насто€щих к будущим осуществл€ет≠с€, главным образом, через книги Ч тексты, "€зык". —ледова≠тельно, толкование €зыка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.

÷ентральное пон€тие философии ѕол€ –икера Ч личность. Ћичность Ч творец всей человеческой культуры. ÷ель филосо≠фии Ч разработать метод понимани€ человеческой субъективности.

¬ качестве данного метода –икер предлагает "регрессивно-прогрессивный", суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерени€ Ч прошлое, насто€щее, будущее.

ѕо –икеру, человеческа€ личность телеологична Ч направ≠лена в будущее.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 890 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

471 - | 453 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.