Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема дефиниции: тупики универсализма




Для общественного дискурса дореволюционной России использование дефиниции «цивилизация» вообще не было характерно. Вместо него, с подачи Н.Я. Данилевского, оперировали понятием историко-культурные типы.[401] И это не случайно. Категория цивилизационности несла в ту эпоху во многом противоположный смысл по сравнению с ее современным истолкованием. В XVIII – XIX вв. она еще сохраняла прямую связь с этимологией латинского термина civilis – гражданский, государственный, политический, достойный гражданина. Просветители структурировали унифицированный путь общественного прогресса по трем этапам стадиального восхождения – дикость – варварство – цивилизация. Последняя из стадий фактически выступала эквивалентом гражданского общества. Она закрепляла приоритетность западного пути общественного развития.

Народам, утверждавшим своей историей иные ценностные принципы существования, отказывалось в праве быть цивилизованными (при наличии государства они относились к варварским, при его отсутствии – к диким). Широко используемое до сих пор наименование «цивилизованные страны» отражает унификаторскую ограниченность подхода просветителей. В действительности же нецивилизованных стран не существует. Другое дело, что цивилизации различны и не могут быть отнесены к некому единому цивилизационному знаменателю.

Наиболее раннее употребление понятия «цивилизация» встречается в трактате В.Р. Мирабо «Друг людей» (1756г.). Французский просветитель увязывал эту категорию с достижением определенной ступени нравственного совершенствования человека. «Если бы, - рассуждал Мирабо, - я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, - все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели».[402]

Предметом научного изучения категория цивилизационности стала благодаря трудам Ф. Гизо «История цивилизации в Европе»[403] и Г.Т. Бокля «История цивилизации в Англии».[404] Гораздо меньший резонанс имела книга российского исследователя А.Л. Метлинского «О сущности цивилизации и о значении ее элементов».[405]

Опираясь на Л. Моргана[406] историческую схему утверждения цивилизаций, как этапа, приходящего на смену дикости и варварства, развивал Ф. Энгельс.[407] В советской марксистской традиции цивилизационность соотносилась со вторым этапом трехстадиального развития человечества, будучи противопоставляема эпохе первобытного коммунизма. Она характеризовалась наличием классов, государства, городской культуры. (Г.М. Бонгард – Левин).[408] По логике «отрицания отрицания» на высшей коммунистической стадии развития человечества цивилизации с упразднением всех указанных институтов отмирают. Учением о цивилизациях объяснялись отклонения от единой универсальной схемы формационного прогресса. Л.И. Семеникова писала даже, что концепт цивилизации превратился в «пластырь» для формационного похода.[409]

Стадиальный подход к интерпритации цивилизационных феноменов по сей день имеет весьма широкое распространение. Так, видный современный российский цивилизациолог Ю.В. Яковец трактует категорию цивилизация как «качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира».[410] В чем состоит «определенность» обозначенного уровня не ясно. Но ключевым словом в предложенной трактовке является именно этап.[411]

Модернизационный вызов состоит в деактуализации цивилизационных ценностей. Цивилизация в модернистском дискурсе есть не более чем этап в историческом развитии человечества, определяемый хозяйственной и культурной разобщенностью народов. Реализация глобализационного проекта создавала иллюзию цивилизациологии как исключительно предмета исторической науки, не имеющей отношения к современным реалиям, а уж тем более к будущему.

В противовес просветительско-модернистскому унификаторству, связываемому с категорией стадиальной цивилизационности, сформировалось направление цивилизациофобии. У славянофилов использовалось даже противопоставление духовности культуры бездуховности цивилизации. Цивилизационность определялась ими как проявление кризисности западного общества.[412] В развитии данного направления трактовки Н.А. Бердяев писал о цивилизациях как «смерти духа культуры».[413] На Западе через призму метафоры «заката культур» оценивал исторический смысл цивилизационного этапа О. Шпенглер.[414]

Терминологическое расширение началось с А.Д. Тойнби. Английский историк экстраполировал категорию цивилизационности, связываемую прежде с определенным стадиальным уровнем в теории прогресса, на локальные историко-культурные общества. В результате цивилизация в современном представлении «оказалась» не только множественной чередой определений, но и различием двух взаимоотрицающих подходов – стадиально-универсалистского и вариативного. Второй из подходов, сформулированный как принцип, не нашел до сих пор практической имплементации в научном познании. По сей день в обществоведческих дисциплинах доминируют объяснительные модели универсально-монистического характера. Так, в демографии роль такого рода универсалия выполняет концепция «демографического перехода», утверждающая предопределенность тренда репродуктивного угасания обществ современного типа.[415] Экономическая теория по-прежнему опирается на абстрактный образ выведенного из контекста культурного потенциала смитовского «экономического человека» – прагматического эгоиста. Дискурс современных юридических теорий выстраивается на базе абсолютизации другой абстрагируемой категории – прав человека. Политологические стереотипы связаны с универсализацией категорий «гражданского общества» и «правового государства». Социологическое моделирование по-прежнему детерминируется эволюционным схематизмом, универсальное целеполагание которого определяется теперь концептом постиндустриализма (его эквиваленты – «общество знаний», общество инновационного типа», «сервисное общество», «общество социального благоденствия»). В теории религиоведения становление религиозных воззрений укладывается в формат сформировавшейся еще на заре нового времени схемы – первобытная магия – язычество – монотеизм. Пользуются популярностью международные индикаторы успешности государств. При этом в качестве критерия успеха берутся имманентные черты одного из цивилизационных типов. Давосский индекс конкурентоспособности является наиболее ярким примером такой универсализации. Cложившееся в методологии обществоведческих наук положение ставит в повестку задачу цивилизационного взгляда в гуманитарном знании.

Авторы ведут речь о цивилизациях во вполне определенном контексте актуальных задач мирового общечеловеческого строительства. Всем привычно на территориях своих стран и на многочисленных языках словосочетание - общественное развитие и государственное строительство. Злесь идет речь о том же самом, но для единого земного территориального пространства, для субъектного пространства всего человечества.

Концепция цивилизационного генокода:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1035 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2313 - | 2041 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.