Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћекци€ 7. ѕсихологический аспект взаимодействи€ оратора с аудиторией




1.ѕсихологическа€ культура оратора. ¬заимодействие оратора и

аудитории в процессе речевого общени€.

2. јнализ способов воздействи€ оратора на аудиторию.

3. Ётическа€ культура оратора.

ѕсихологическа€ культура оратора. ¬заимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общени€. ѕо данным психологического словар€ психологи€ Ц наука, изучающа€ процессы активного отражени€ человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, воспри€тий, пон€тий, чувств и других €влений психики.

–иторика основываетс€ на психологии, пользуетс€ ею, но сами по себе психологические приемы не €вл€ютс€ средствами дл€ преодолени€ всех трудностей в ораторской де€тельности. Ћюбое публичное выступление €вл€етс€ целенаправленным речевым воздействием на психику слушател€.

 руг проблем, которые при этом возникают и которые помогает решить психологи€, таков: как организовать и поддержать внимание слушателей; как устанавливаетс€ контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоени€ и переработки информации, можно ли управл€ть этим процессом; в чем состо€т социально- психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать и др.

ƒл€ решени€ данных проблем необходима психологическа€ культура оратора. ѕсихологическа€ культура оратора Ц это единство знаний, отражающих закономерности психической де€тельности человека в конкретных услови€х работы с людьми.

¬заимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общени€ можно представить следующей схемой:

 

ќ–ј“ќ– à –≈„№ à ј”ƒ»“ќ–»я

á â

ß-------------------------------------------------------------------

ќраторска€ св€зь

 

÷ель оратора Ц передача смысловой информации и убеждающее воздействие на слушателей. ќратор в ходе своего выступлени€ стремитс€ изменить состо€ние аудитории (проинформировать, доказать, убедить, призвать), но и аудитори€ оказывает обратное воздействие на оратора: принима€ или не принима€ точку зрени€ оратора, она своим видом, поведением, вопросами, репликами вли€ет на выступающего и, в конечном счете, на выступление.

“аким образом, ораторска€ речь Ц это не тот заготовленный ранее текст, который отшлифован и отрепетирован оратором, а теперь просто Ђозвучиваетс€ї, а посто€нна€ импровизаци€, учитывающа€ интересы и оратора, и аудитории, конкретную обстановку выступлени€ и многие другие факторы. јудитори€ становитс€ соавтором речи, и оратору нужны специальные умени€, особые качества, чтобы выполнить посто€нную задачу, оказать желанное воздействие на слушател€. ѕрежде всего, он должен четко представл€ть, какими средствами воздействи€ на аудиторию располагает.

 

 


 

 

л ингвистические паралингвистические кинетические

поза жест мимика взгл€д
я«џ    голос интонаци€ темп речи пауза

–ис. 5 —редства воздействи€ оратора на аудиторию

 аналы воздействи€ оратора на аудиторию Ц визуальный и звуковой.   визуальным каналам относ€тс€: поза, жест, мимика, взгл€д; а к звуковым Ц голос, интонаци€, темп речи и т. д.

 

јнализ способов воздействи€ оратора на аудиторию. »звестно методическое правило, предписывающее начинать речь так называемой начальной паузой. √лавна€ роль паузы - психологическа€. ќна нужна дл€ того, чтобы собрать внимание аудитории, дать ей рассмотреть оратора, обеспечить ей возможность подготовитьс€ к воспри€тию речи, а оратору, чтобы успокоитьс€, сн€ть излишнее волнение и сосредоточитьс€. ѕаузой можно заинтриговать слушателей, а еЄ отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их - в обоих случа€х это особый психологический прием, цель которого - приковать внимание, пробудить интерес. √овор€ о способах привлечени€ внимани€, нужно обратить внимание на то, что такое внимание. Ђ¬нимание - это дверь в сознание человекаї -  . ƒ. ”шинский. ќно неустойчиво, подвержено колебани€м. „астота колебаний зависит от разнообрази€, объема информации, соответстви€ еЄ интересам аудитории, умени€ оратора избежать монотонности речи, снимать усталость у слушателей. Ќаименее эффективные способы - пр€мые призывы быть внимательными. ƒейственны - композиционные, речевые и методические приемы.

 

 омпозиционные средства активизации внимани€:

Ј интригующее начало;

Ј прерывистое (Ђпунктирноеї) развертывание тезиса;

Ј вопросно-ответный ход рассуждени€;

Ј контрастное сопоставление аргументов;

Ј экспрессивное заключение.

–ечевые средства:

Ј использование литературных образов, цитат, крылатых выражений;

Ј использование разно-стилевой, экспрессивной лексики;

Ј художественность изложени€ (тропы и фигуры речи);

Ј драматизаци€ речи;

Ј информационна€ выразительность, варьирование силы, высоты голоса, темпа речи, психологические паузы.

ћетодические средства:

Ј рассмотрение проблемных ситуаций;

Ј выделение основных моментов речи;

Ј полемический характер изложени€;

Ј зрительный контакт с аудиторией;

Ј использование нагл€дности и технических средств;

Ј использование обращений к аудитории дл€ возобновлени€ внимани€.

“ехника аргументации и композиции речи предполагает, что аргументы не следует излагать в нисход€щем пор€дке, лучше начинать с более сильных доводов и такими же заканчивать. Ёто Ђправило рамкиї или Ђзакон кра€ї. Ётой Ђрамкойї могут быть наиболее сильные аргументы или, по отношению ко всей речи, €ркое, запоминающеес€ начало и конец выступлени€. —уть правила Ц в особом психологическом законе работы пам€ти: начало и конец любого информационного р€да, из чего бы он ни состо€л, сохран€ютс€ в пам€ти человека лучше, чем середина. “ак, излага€ во вступлении цели и перспективы общени€, а в заключении речи Ц итоги и выводы, оратор обеспечивает запоминание главного в предмете речи. —облюдение этого правила помогает выбрать наиболее эффективный способ построени€ короткой агитационной речи: постановка проблемы в начале речи (нередко в форме риторического вопроса) и сжатый вывод из всего сказанного в конце, содержащий ответ на поставленный вопрос.

Ёффективность речи усиливает соблюдение норм русского литературного €зыка, т.е. речевой культуры оратора. –ечевые ошибки дают отрицательный психологический эффект. ќни отвлекают внимание от речи и направл€ют его на форму произношени€.

Ёффективность речи усиливает учЄт особенностей аудитории. Ђ–ечь слагаетс€ из трЄх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращаетс€: она Цто и есть конечна€ цель всегої Ц јристотель. Ђ аждый слышит лишь то, что он понимаетї - √Єте. јудитори€ Ц это некоторое количество людей, собравшихс€, чтобы выслушать публичную речь, и сосредоточивших своЄ внимание на ораторе и его выступлении.

 ритерии оценки аудитории:

Ј социально-демографический состав;

Ј возможные потребности, интересы, установки;

Ј физическое и психическое состо€ние;

Ј отношение к теме выступлени€;

Ј возможное отношение к оратору.

ѕризнаки аудитории:

объедин€ющие признаки:

Ј общие услови€ слушани€;

Ј общий субъект воздействи€;

Ј обща€ де€тельность;

разъедин€ющие признаки:

Ј мотивы прихода и слушани€;

Ј уровень понимани€;

Ј отношение к оратору.

ћотивы слушани€:

Ј морально-дисциплинарные;

Ј интеллектуально-познавательные

Ј эмоционально-эстетические.

 

Ётическа€ культура оратора. ÷ицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора этику и логику.

Ётика оратора Ц совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведени€, определ€ющих его отношение к своим об€занност€м, к цел€м своей работы, к своим слушател€м.

„тобы наша речева€ де€тельность была успешной, т.е. чтобы наше общение было полезным и при€тным нам и нашим собеседникам, психологи выдвигают следующие услови€:

Ј искренность;

Ј доброжелательность;

Ј заинтересованность;

Ј уважительное отношение к слушател€м;

Ј внимательное выслушивание собеседника;

Ј вежливое тактичное обращение.

Ђ¬о всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с нимиї - это Ђзолотое правилої морали имеет пр€мое отношение и к речевому взаимодействию между собеседниками. ѕсихологические основы успешного общени€.

¬ общении возможен только дружелюбный тон. ќб этом требовании общени€ говорил и ј. Ћинкольн: Ђ—тара€, верна€ поговорка гласит, что капл€ мЄда привлекает больше мух, чем целый галлон желчиї.

≈сли сердце человека преисполнено недовольства и недоброжелательства к вам, то никака€ логика не сможет склонить его к вашей точке зрени€. ¬орчливым родител€м, деспотичным хоз€евам, равно как и сварливым жЄнам, следовало бы пон€ть, что люди не хот€т мен€ть своих взгл€дов. »х нельз€ заставить или побудить согласитьс€ с вами или со мной. Ќо быть может, их удастс€ привести к этому, если действовать м€гко и дружелюбно, очень м€гко и очень дружелюбно!

ќ необходимости быть заинтересованными, внимательными слушател€ми ƒ.  арнеги пишет с юмором: Ђ≈сли хотите знать, как заставить людей избегать вас, вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Ќепрерывно говорите о себе самомї.

ѕсихологи предостерегают собеседников говорить друг другу пр€мо и резко: Ђ¬ы не правы!ї. Ќе менее красноречиво об этом можно дать пон€ть человеку взгл€дом, интонацией, жестом, но пр€мым за€влением нельз€ заставить его согласитьс€ с вами. Ђ¬ы нанесли пр€мой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Ёто вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, но отнюдь не изменить своЄ мнениеї - советовал ƒ.  арнеги.

—ократ в беседах со слушател€ми всегда отстаивал истину, этот принцип он выразил в словах: Ђѕлатон мне друг, но истина дорожеї. ќдин из секретов —ократа состоит в том, что —ократ никогда не говорил люд€м, что они не правы, дл€ этого он был слишком умЄн. ¬ беседе он всегда задавал такие вопросы, чтобы получить от собеседника не отрицательный, а утвердительный ответ, заставл€л собеседника соглашатьс€ с ним.  арнеги так пишет об этом: Ђ≈сли человек уверенно говорит Ђнетї, то он не просто говорит слово из трЄх букв, а делает нечто большее. ¬есь его организм: железы внутренней секреции, мышцы Ц настраиваетс€ на активное противоречиеї.

Ќе следует начинать беседу с за€влени€: Ђя вам докажу то-то и то-тої. Ётот вызов и порождает у собеседника внутреннее сопротивление и желание сразитьс€ с вами в споре и противоречить вам.

Ћорд „естерфильд учил сына: ЂЅудь мудрее других, если можешь, но никогда не говори им об этомї.

≈сли вы пон€ли, что вы не правы, следует признать свою неправоту быстро и решительно. Ёто не только не нанесет ущерба вашему авторитету в глазах собеседника, но и убедит его в вашей искренности и чистосердечности.

„еловек требует к себе уважительного отношени€ и в общении с другими стремитс€ утвердить чувство собственного достоинства. ƒл€ достижени€ этой цели человек иногда ищет самые короткие пути и самые лЄгкие способы. »х два:

Ј про€вить власть над другими;

Ј про€вить великодушие.

ѕсихологи€ изучает психическую жизнь человека, закономерности и механизм психики, значени€ и про€влени€ эмоций, св€зь эмоциональной сферы с речевой де€тельностью, значение дл€ человека умени€ управл€ть чувствами. ѕо данным психологического словар€, чувство Ц это устойчивое эмоциональное отношение человека к €влени€м действительности, отражающие значение этих €влений в св€зи с его потребност€ми и мотивами; э моци€ Ц это особый класс психических процессов и состо€ний, св€занных с инстинктами, потребност€ми и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживани€ (удовлетворени€, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида €влений и ситуаций дл€ осуществлени€ его жизнеде€тельности

„еловек должен уметь управл€ть эмоци€ми, хот€ это очень трудно, т.к. один из законов эмоций таков: если эмоции накопились, они должны об€зательно разр€дитьс€, иначе эмоции приобретают разрушительный характер и пагубно сказываютс€ на здоровье человека, т. к. психическа€ энерги€ требует выхода наподобие электрической. —пособы разр€дки эмоций завис€т от общей культуры человека и от умени€ владеть своими эмоци€ми.

Ќекорректные способы разр€дки:

Ј выплескивание раздражени€ на других;

Ј про€вление злобного, недоброжелательного отношени€ к другим;

Ј совершение в пылу гнева жестоких или неблаговидных поступков (ссора, драка, сквернословие, оскорбление и унижение других и т.п.).

 орректные способы разр€дки:

Ј физические нагрузки, т. е. превращение психической энергии в физическую;

Ј возможность выговоритьс€. ЂЌа €зыке легче удержать гор€щий уголь, чем тайну (посл.);

Ј музыка, пение;

Ј слЄзы. Ќе рекомендуетс€ плакать в подушку или полотенце. ћожно поплакать под водопроводным краном или, как наши прабабушки - на речке;

Ј смех. “рехминутный смех, замен€ет утреннюю гимнастику;

Ј отдых на природе;

Ј Ђдни молчани€ї;

Ј искусство (живопись, музыка, театр);

Ј любимое дело;

Ј купание в реке, в море, душ.

Ётика оратора - это и первые фразы выступлени€, помогающие сосредоточить внимание слушателей. Ќачальна€ фраза несЄт большую этическую нагрузку.

Ђ—амоубийственныеї начала выступлени€ Ц это выражени€, типа: Ђя не знаю как начатьї, Ђ¬ы, наверное, ещЄ не знаете, не читали, не слышали..ї. Ќежелательны злоупотреблени€ местоимением Ђ€ї, бесконечные ссылки на собственный опыт. ѕроизносить Ђвыї рекомендуетс€ погромче, а слово Ђ€ї - потише.

Ётикет про€вл€етс€ в том, насколько точно выбрана дистанци€ между оратором и аудиторией. –ассто€ние между говор€щим и слушател€ми определ€етс€ родом и жанром речи; наибольша€ дистанци€ Ц 3-4 м. в ситуации официальной речи. ”меньшение дистанции в ходе беседы может свидетельствовать об упрочении контакта и довери€, но нередко трактуетс€ слушател€ми как попытка нав€зать им чуждое мнение, стремление подавить их волю.

 

¬опросы дл€ самоконтрол€ и самоанализа:

1.  акие основные проблемы ораторской речи помогает решить психологи€?

2.  аналы общени€ оратора и аудитории. ќхарактеризуйте их.

3. „то такое ораторска€ св€зь в публичном выступлении? ѕриведите конкретные примеры.

4. –оль начальной паузы.

5. ¬ли€ют ли внешность оратора, его манера одеватьс€, поза, жесты на успех выступлени€?

6. Ќекорректные способы разр€дки эмоций.

7.  орректные способы разр€дки эмоций.

8. —оставьте 4 диалога Ђ¬ книжном магазинеї:

1) вежливый продавец и вежливый покупатель;

2) вежливый продавец и невежливый покупатель;

3) невежливый продавец и вежливый покупатель;

4) невежливый продавец и невежливый покупатель.

 акой из диалогов может быть успешным?

 

–екомендуема€ литература:

1. ѕсихологический словарь, јѕЌ Ц ћ.: ѕедагогика, 1990.

2. ѕоль Ћ. —опер: ќсновы искусства речи Ц ћ.: Ќаука, 2000

3. ƒ.  орнеги: как завоевать друзей и оказывать на вли€ние на людей Ц ћ.: Ёксмо, 1999.

4. Ўейнов, ¬.: –иторика Ц ћинск.: јмалфе€, 2000.

5. «арецка€, ≈. Ќ. ƒеловое общение Ц ћ.: ƒело, 2004.

6.  олтунова, ћ. ¬. ƒеловое общение: нормы риторика, этикет. ”чеб. ѕособие дл€ вузов Ц ћ.: Ћогос, 2005.

 

Ћ≈ ÷»я 8. ќ–‘ќЁѕ»„≈— »≈ Ќќ–ћџ –”— ќ√ќ Ћ»“≈–ј“”–Ќќ√ќ я«џ ј.

1. ѕроизношение гласных

2. ѕроизношение согласных

3. ѕроизношение отдельных звукосочетаний

4. ѕроизношение отдельных грамматических форм

5. ќсобенности произношени€ ино€зычных слов

ѕроизношение гласных. ќрфоэпи€ (греч. orthos - пр€мой, правильный и epos - речь) - это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение, которое необходимо соблюдать оратору.

ќрфоэпические нормы охватывают фонетическую систему €зыка, т.е. состав различаемых в современном русском литературном €зыке фонем, их качество и изменени€ в определенных фонетических позици€х.

ѕроизношение гласных в первом предударном слоге

Ћитературное произношение безударных гласных основано на фонетическом законе современного русского литературного €зыка - редукции гласных.

ѕосле твердых согласных на месте букв а, о произноситс€ звук [Λ] при несколько менее широком растворе рта, чем при звуке [а] удар€емом: сады, валы, лоза, коса, жара, шары, жокей, шофер, цари - [сΛды], [вΛлы], [лΛза], [кΛса], [жΛра], [шΛры], [жΛк'е ], [шΛф'ор], [цΛр'и]. Ќа месте буквы е после шип€щих [ж], [ш] и после [ц] произноситс€ [ы], склонное к [э] - [ыэ]: желток, жесток, шесток, шестой, цена, цепной - [жыэлток], [жыэсток], [шыэсток], [шыэсто ], [цыэна], [цыэпно ].

ѕосле м€гких согласных на месте букв а, €, е произноситс€ звук, средний между [и] и [е] - [ие]: часы, часок, щадить, щавель, сн€ла, вз€ла, песок, лесок - [ч'иесы], [ч'иесок], [ ед'ûт'], [ ев'êл'], [c'н'иела], [в'з'иела], [п'иесок], [л'иесок]. ѕроизношение в данном случае отчетливого [и] воспринимаетс€ как просторечное: [ч'иво].

ѕроизношение гласных во всех предударных слогах, кроме первого

¬о втором и третьем предударных слогах гласные подвергаютс€ более значительной редукции, чем в первом слоге.

ѕосле твердых согласных на месте букв а, о, е произноситс€ звук [ъ], средний между [ы] и [а]. ≈сли произносить [ы], но при этом раскрыть рот несколько шире, а спинку €зыка несколько опустить, то получитс€ звук [ъ]. ≈сли же произносить [а], но при этом сделать раствор рта более узким, а спинку €зыка несколько подн€ть, то получитс€ тот же звук [ъ]. Ќапример:  араганда, колокола, жернова, шерст€ной, цеховой - [къръгΛнда], [кълъкΛла], [жърнΛва], [шърс'т'иено ], [цъхΛво ].

ѕосле м€гких согласных на месте букв а, €, е произноситс€ звук [ь], средний между [и] и [е], но более редуцированный, чем [ие], Ќапример: частокол, черенок, щекотать, п€тачок, деревенька - [ч'ъстΛкол], [ч'ьр'иенок], [ 'ькΛтат'], [п'ьтΛч'ок], [д'ьр'иев'êн'къ].

ѕроизношение гласных в заударных слогах

ѕосле твердых согласных на месте букв а, о, е произноситс€ звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Ќапример: выдал, выпала, слово, олово, кошек, ложек, пальцем - [выдъл], [выпълъ], [словъ], [олъвъ], [кошък], [ложък], [пал'цъм].

ѕосле м€гких согласных различаютс€ следующие случаи:

1. Ќа месте букв а, € произноситс€ редуцированный звук в двух разновидност€х [ь] и [ъ], в зависимости от того, в какой морфеме оказываетс€ произносимый звук.

«вук [ъ] произноситс€ в окончани€х: 1) им. п. ед. ч. существительных женского и среднего рода; 2) род. п. ед. ч. существительных мужского и среднего рода; 3) им. п. мн. ч. существительных мужского и среднего рода; 4) в суффиксе деепричасти€ несовершенного вида; 5) им. п. ед. ч. прилагательных женского рода. Ќапример: вол€, туча, роща, им€; вара, гор€; брать€, звень€; вид€; зла€ - [вол'ъ], [туч'ъ], [ро 'ъ] [им'ъ]; [варъ], [гор'ъ]; [брат' ъ], [з'в'êн ъ]; [в'ид'ъ]; [зла ъ].

«вук [ь] произноситс€ в конечном слоге, если он не представл€ет собой окончание, перед м€гким согласным: пам€ть, площадь, участь, пон€ли, начали - [пам'ьт'], [пло 'ьт'], [уч'ьс'т'], [пон'ьл'и], [нач'ьл'и].

2. Ќа месте буквы е произноситс€ звук [ь] в окончани€х: 1) дат., тв., пр. п. ед. ч. существительных женского рода; 2) пр. п. ед. ч. существительных мужского и среднего рода; 3) род. п. мн. ч. существительных с окончанием -ей; 4) им. п. мн. ч. существительных на ан(е); 5) в неконечном и конечном слогах, если они не составл€ют окончани€. Ќапример: к пуле, тучей, в чаще; в доме, в горе; оленей; римл€не; пасека, палец - [к-пул'ь], [туч'ь ], [ф-ч'ä 'ь]; [в-дом'ь], [в-гор'ь]; [Λл'êн'ь ]; [р'имл'ьн'ь]; [пас'ьк'ъ], [пал'ьц].

ѕроизношение гласных в начале слова

1. Ќа месте букв а, о в начале слова (если слог не ударный) произноситс€ звук [Λ]. Ќапример: агент, осока, оболочка, основоположник - [Λгент], [Λсокъ], [ΛбΛлочкъ], [ΛснъвъпΛложник].

2. Ѕуквы €, е в начале слова обозначают два звука [ja], [je], из которых первый €вл€етс€ м€гким согласным [j], поэтому на месте этих букв произнос€тс€ звуки [ие] (первый предударный слог) и [ь] (прочие предударные слоги). Ќапример: €рмо, €ровой, езда, ездовой - [ иермо], [ ьрΛво ], [ иезда], [ ьздΛво ].

ѕереход (и) в (ы)

ѕереход [и] в [ы] происходит: 1) на стыке приставки на согласный и корн€, начинающегос€ звуком [и] (возможна и втора€ приставка с начальным [и]): под-[ы]скать, не-без-[ы]звестный; 2) при произношении двух самосто€тельных слов, соединенных союзом и, не отграниченных паузой, в том случае, если первое слово кончаетс€, а второе начинаетс€ твердым согласным: стол и дом [стол-ы-дом], а также в словосочетани€х, если первое слово заканчиваетс€ твердым согласным, а второе начинаетс€ с [и]: сын »ван [сын-ыван], но дочь »вана [доч'-иванъ]; 3) после предлогов, вход€щих, как правило, в состав следующего слова: к »вану [к-ывану], из игры [из-ыгры]; 4) на стыке частей сложносокращенных слов: ѕолитиздат [пъл'итыздат].

ѕроизношение сочетаний безударных гласных

Ћитературное произношение не допускает ст€жени€ сочетаний гласных. ѕроизношение [събрΛз'ил] (сообразил) имеет просторечный характер.

ѕроизношение сочетаний безударных гласных отличаетс€ некоторым своеобразием сравнительно с произношением одиночных безударных гласных, например сочетани€ аа, ао, оа, оо произнос€тс€ как [аа]: н[а-а]бажур, з[а-а]кеан, п[а-а]рбузу, д[а-а]стровка.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4350 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

1547 - | 1335 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.077 с.