Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћекци€ 5. ќраторское искусство –оссии




1. –иторика XVIII-XIX веков.

2. –иторика XX столети€.

–иторика XVIII-XIX веков. –иторика XVIII-XIX в. в. как теори€ устной и письменной речи представлена следующими ораторами:

- ћ. ¬. Ћомоносов;

- ». —. –ижский;

- ј. ». ћерзл€ков;

- ј. ». √алич;

- Ќ. ‘.  ошанский;

- ћ. ћ. —перанский.

 

Ќа –уси с древних времен высоко чтили чистоту и правильность речи. — глубоким уважением относились к слову и учили не употребл€ть его попусту. ќб этом свидетельствуют даже русские народные пословицы, такие как:

Ј Ћучше камень попусту бросить, чем слово праздное;

Ј „еловеческое слово стрелы острее;

Ј —лово не воробей, вылетит не поймаешь;

Ј —лово Ц св€тын€, слово Ц благодатный вестник;

Ј ѕрежде чем сказать, подержи капельку мЄда на €зыке.

ѕервые своего рода студии, где обучали ораторскому искусству, были сосредоточены в монастыр€х - центрах древнерусской книжности. ѕо€вл€ютс€ работы, посв€щенные искусству владени€ словом: √еоргий ’уровский (1073 г.) Ђќб образахї; рукопись ћакари€ Ђ ниги Ц суть риторики твоейї

(1623 г.); Ђ–иторикаї ‘еофана ѕрокопоповича (1716 г.).

’Vѕ в. ‘еофан ѕрокопович. ќн прославилс€ торжественной проповедью, произнесенной в киевском —офийском соборе (1709 г.) в честь победител€ ѕолтавской битвы. –ечь была проста, доступна и образна. Ёти основные качества речи были включены в свод правил русского красноречи€, вышедший в 1721 г. и называлс€ он Ђƒуховный регламентї, утвержденный ѕетром I как об€зательный документ.

‘еофан ѕрокопович был сподвижником ѕетра I, главой его ученой дружины. ѕроповеди его были своего рода публичными лекци€ми на исторические темы, где он средствами красноречи€ обосновывал политику цар€. ¬ 1706 г. он начал проповедовать и преподавать риторику и создал учебник на латинском €зыке. —овременники считали его участником реформ ѕетра I. «а ним закрепилось определение Ђвеликий ораторї. «наменитым стало его Ђ—лово на погребение ѕетраї и цитировалось как высший образец искусства, красноречивого выражени€ горести.

¬ 1687 г. была создана —лав€но-греко-латинска€ академи€. “ам готовили молодых людей дл€ духовной и гражданской де€тельности, где риторика была ведущим предметом (изучали 2 года 5-6 кл., а всего обучались 8 лет). ¬ качестве образцов ученики читали и заучивали тексты јристотел€, ÷ицерона, —ократа, ѕлатона.

¬ ’Vѕ в. уже известно несколько трудов по ораторскому искусству, среди которых надо отметить учебник ”сачЄва Ђ–иторикаї, где еще сильно вли€ние богословно-церковной риторики.(—ветского красноречи€ ещЄ не было).

¬ ’VЎ в. искусство светского публичного слова в –оссии св€зано с развитием университетского образовани€. »менно здесь живое слово имело возможность и развиватьс€, и совершенствоватьс€.

ћихаил ¬асильевич Ћомоносов - глава первой филологической школы Ц Ђотец русского красноречи€ї. √лавна€ его работа Ц Ђ раткое руководство к красноречиюї, котора€ состо€ла из 4 частей: 1) изобретение речи; 2) украшение; 3)расположение; 4) произношение. ƒл€ красноречи€, по Ћомоносову, необходимо прежде всего дарование (остроумие и пам€ть), душевные и телесные (долгое дыхани€, при€тна€ внешность и осанка). ќдних природных качеств недостаточно. —амое важное - знание элементов и структуры публичной речи: вступление, по€снение, утверждение, заключение. ќратор должен вли€ть и на разум и на чувства слушателей. ј чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать Ђнравы человеческиеї, учитывать состо€ние, возраст, пол слушателей. Ќаиболее воздействует Ђвозбуждению страстейї образность речи, выразительность стил€, убежденность оратора.

“аким образом, ћ. ¬. Ћомоносов предприн€л труднейшую реформу €зыка, заложил основы современной русской литературной речи, создал жанр оды, автор поэм, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского €зыка.

»ван —тепанович –ижский. —оздал учебник Ђ–иторикаї

(1796 г.). ѕо этомуучебнику занимались  азанский, ћосковский и ’арьковский университеты. ѕерва€ и четверта€ части учебника посв€щены чистоте €зыка. ¬тора€ - Ђизобретению слов и мыслейї. “реть€ Ц теории жанров. “еори€ построени€ речи иллюстрируетс€ примерами из творчества ƒержавина,  арамзина и других известных литераторов того времени.

јлексей ‘едорович ћерзл€ков. ≈го труд - Ђ ратка€ риторика или правила, относ€щиес€ ко всем родам сочинений прозаическихї. Ёта книга выдержала несколько изданий, была предназначена дл€ воспитанников пансиона ћосковского университета. ћерзл€ков возглавл€л кафедру российского красноречи€ и поэзии. ” него учились √рибоедов, “ютчев. ƒополнительные уроки брал Ћермонтов.

¬ своих трудах ћерзл€ков выдел€ет речи: политические, судебные, похвальные, академические. ќратор, по мнению ћерзл€кова, должен иметь 3 намерени€: научение, убеждение, искусство тронуть слушателей. ќсобенно интересно то, что он предлагает воздействовать на волю слушателей при помощи аргументов и фактов, €сного представлени€ предмета речи, разборов возможных мнений, объ€снением пон€тий, доказательств:

Ђќратор должен действовать не на один только разум, но и на все его душевные силыї.

јлександр »ванович √алич преподавал русскую и латинскую словесность в ÷арскосельском лицее. ќн был учителем ј. —. ѕушкина и сыграл огромную роль в его становлении как поэта. »менно по наставлению √алича ѕушкин написал оду Ђ¬оспоминани€ в ÷арском селеї и читал еЄ на выпускном экзамене в присутствии ƒержавина. ÷ель риторики √алича - потр€сти слушател€, тронуть его душу, а не только научить и убедить. ѕублична€ речь, по √аличу, должна возбуждать сердечные чувства, вызывать волю к желани€м и начинани€м. „то же такое риторика по √аличу? Ђќна учит систематически обрабатывать сочинени€ на письме и в устной форме предлагать его так, чтобы оно и по содержанию и по отделке нравилось читателю или слушателю и производило в его душе убеждение, растроганность и решимостьї.

√алич выдел€л 4 момента, на которых основываетс€ наука красноречи€:

1) счастливое изобретение мыслей;

2) благоразумное их расположение;

3) умение воздействовать на слушателей так, чтобы они легко могли воспринимать идею в целом и по част€м;

4) изложение или выражение мыслей словами такими, чтобы создавалось впечатление ораторской речи.

Ќиколай ‘едорович  ошанский. ≈щЄ один преподаватель русской и латинской словесности, доктор философии. »менно на уроке  ошанского родилось стихотворение ѕушкина Ђ–озаї, когда учитель просил своих воспитанников описать розу стихами. ќн следовал традиции делить словесные науки на три главные части: грамматику, риторику и поэзию, которые граничат с эстетикой; выдел€ет общую риторику - науку изобретать и располагать мысли, выражать их; частную риторику - руководство к познанию всех прозаических сочинений.  ошанский подчеркивает, что в Ђновое врем€ї (’1’ в.) в риторике все-таки выдел€етс€ главный род красноречи€ - духовное. ¬ јнглии и ‘ранции наоборот Ц политическое и судебное.  ошанский также делил речи на два больших рода: мирские и духовные.

ћихаил ћихайлович —перанский. √осударственный де€тель эпохи јлександра I. —оздал курс лекций Ђѕравила высшего красноречи€ї. Ѕольшое значение придавал эмоциональной стороне речи, дару потр€сать души и переливать в них свои страсти. ќн удел€ет большое внимание страст€м и считает, что страстное должно занимать главное место в доказательстве и любые сухие доказательства подкрепл€тьс€ эмоциональной речью. ƒоводами начинаютс€ убеждени€. ќни воздействуют на ум человека, а убеждение должно завершатьс€ потр€сением сердца слушател€. ќн считал, что оратор должен владеть €зыком движени€, тона и внешнего вида. ќн должен дополнить лицом, рукой то, что не может выразить словом.

»так, в 1792 г. он записал цикл лекций о словесности, который читал в ѕетербургской духовной академии. ¬ 1844 г. они были опубликованы под названием: Ђѕравила высшего красноречи€ї.  нига содержит разделы: Ђќ част€х словаї, Ђќ сочиненииї, Ђќ слогеї, Ђќ произношенииї, Ђќ расположении словї. ќсобое внимание автор придает эмоциональной составл€ющей речи, экспрессивности слов; безусловно, новаторской €вл€етс€ концепци€ теории слога, предложенна€ —перанским. Ђ то хочет иметь дело с людьми, тому необходимо мыслить хорошо, но говорить ещЄ лучшеї, - считал он.

–иторика XX столети€. —оциальный прогресс в прошлом веке значительно расширил возможности риторики. ќгромные массы людей оказались вт€нутыми в процессы политических преобразований: три революции в –оссии, две мировые войны, распад колониальной системы и образование множества независимых государств, Ђхолодна€ войнаї, распространение демократии в мире, распад ———– Ц все эти событи€ затронули судьбы миллионов людей.

¬ переломные моменты истории слово, обращенное к люд€м вновь доказало свое могущество.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5014 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1485 - | 1477 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.