Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 9. Особенности русского словесного ударения




1. Об ударениях в именах существительных.

2. Об ударениях в именах прилагательных.

3. Об ударениях в глаголах.

4. Об ударениях на союзы, предлоги и приставки.

Об ударениях в именах существительных. Ударение - это выделение теми или иными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова или целого сочетания. Ударение в русском языке свободное, оно подвижно и разноместно: замер, замерл а, з а мерло, замер а ть. Есть однако, слова и с неподвижным ударением: завод, завода, заводами. Есть слова, которые имеют два варианта ударения: досыта и досыта, иначе и иначе. Поэтому, что - бы выбрать вариант произношения, соответствующий его литературной норме, нужно помнить некоторые правила словесного ударения.

Об ударениях в именах существительных.

1). Если присмотреться к словам современного русского литературного языка, то можно отчетливо увидеть подвижность ударения. Но это вовсе не значит, что любое взятое нами слово при изменении его по падежам, родам, числам, временам и т.д. перемещает ударение с одного слога на другой. Во многих словах, в частности во многих именах существительных, ударение неподвижно во всех парадигмах.

Вот небольшой перечень имен существительных с неподвижным ударением на основе:

вербл ю д - вербл ю да - вербл ю ду - вербл ю дом - о вербл ю де,

вербл ю ды - вербл ю дов - вербл ю дам - вербл ю дов - вербл ю дами - о вербл ю дах;

г о спиталь - г о спиталя - г о спиталю - г о спиталем - о г о спитале; г о спитали - г о спиталей - г о спиталям - г о спиталями - о г о спиталях;

гастрон о мия - гастрон о мии - гастрон о мией - о гастрон о мии;

дрем о та - дрем о ты - дрем о те - дрем о той - о дрем о те;

Квартал или квартал? Споры о том, как поставить ударение в этом слове - следствие одного из распространеннейших «акцентологических» заблуждений.

Многие полагают, что слово квартал употребляется только по отношению к группе домов в городе, а о сроке в четверть года (3 месяца) следует сказать квартал. Это мнение не верно. Слово квартал в современном русском литературном произношении имеет одно ударение для всех значений. Поэтому в таких предложениях, как «Годовой план выполнен за три квартала» и «Кварталы новых улиц», слово квартал произносится одинаково с ударением на втором слоге. Это слово заимствовано из немецкого языка, где оно также произносится с ударением на втором слоге.

Отсюда:

Кварт а л - кварт а ла - кварт а лу - кварт а лом - о кварт а ле — кварт а лы - кварт а лов - кварт а лами - кварталы - о кварт а лах - кварт а лами;

Нам е рение - нам е рения - нам е рению - нам е рением - о нам е рении;

В ы боры - в ы говоры - в ы зовы - в ы борам - в ы говорам — в ы зовам - в ы боров —

в ы говоров - в ы зовов - о в ы борах - о в ы говорах - о в ы зовах.

2). Есть в современном русском литературном языке немало имен существительных с неподвижным ударением не окончании; Конечно, если такое существительное в именительном падеже (или винительном) единственного числа имеет так называемое нулевое окончание, ударение вынуждено передвинуться на основу, то же самое может произойти и в отдельных словах - в форме родительного падежа множественного числа: сум а - сум, граф а - граф.

Вот некоторые имена существительные с неподвижным ударением на окончании:

Лом о ть — ломт я — ломт ю - ломт е м - ломт я ми - о ломт я х;

П о лк - полк а - полк у - полк о м - о полк е, полк и - полк о в - полк а м - полк и - полк а ми - о полк а х;

3). Помимо имен существительных с неподвижными ударениями на основе слова и с неподвижным ударением на окончании слова, наш язык имеет группы имен с перемещаемым ударением - с основы на окончание и с окончания на основу.

Различают пять разновидностей подвижного ударения в именах существительных.

а) ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во
множественном по образцу:

О рден - о рдена - о рдены - о рден - о рденом - об о рдене, но орден а - орден о в - орден а м - орден а - орден а ми - об орден а х;

П е тля - п е тли — п е тле - п е тлей, но п е тли - пет е ль;

б) ударение с основы в единственном числе и в именительном (а так же в винительном, если существительное неодушевленное) множественного
перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа по
образцу:

Г о лубь - г о лубя - г о лубю - г о лубя - о г о лубе, г о луби, но голуб е й - голуб я м - голуб я ми - о голуб я х.

Таким образом, вторая разновидность почти повторяет первую, за исключением ударения в именительном падеже множественного числа:

В о лк - в о лка - в о лку - в о лка - в о лком - о в о лке, в о лки - но волк о в - волк а м - волк о в - волк а ми - о волк а х;

в) Ударение с окончанием в единственном числе перемещается на основу во множественном числе по образцу:

коз а - коз ы - коз е - коз у - коз о й - о коз е, но к о зы - к о з - к о зами - к о зами - о к о зах;

зме я - зм е и - зме е - зме е й - о зме е, но зм е и - зме е й - зм е ям - зме е й - зм е ями – о зм е ях;

г) Ударение с окончанием в единственном числе перемещается на основу в
трех падежах множественного именительного, родительном, винительном,
дательный, творительный и предложный сохраняют ударение на окончании:
Волн а - волн ы - волн е - волн у - волн о й - о волн е, но в о лны - в о лн - в о лны, а
затем ударение опять на окончании - волн а м - волн а ми - о волн а х;

Полос а - полос ы - полос е - полос у (Допустимо и п о лосу) - полос о й - о полос е, п о лосы - пол о с, но полос а м - полос а ми - о полос а х;

д) Пятая разновидность знает передвижение ударения с окончанием в
единственном числе на основу в винительном падеже того же числа.
Множественное число не дает устойчивой схемы движения ударений:

бород а - бород ы - бород е - бород о й - о бород е, но винительный падеж - б о роду, множественный - б о роды - бор о д - бород а м - бород а ми - о бород а х.

Об ударениях в именах прилагательных. Употребляя в своей речи прилагательные, мы часто становимся в тупик, не зная, что выбрать - вы пр а вы или вы прав ы; облака б е лы или облака бел ы.

Краткая форма множественного числа получает ударение в зависимости от места ударения в кратких формах женского и среднего рода: если в этих формах ударение на одном и том же слоге, этот слог оказывается ударяемым и в форме множественного числа: бог а та, бог а то - и бог а ты; пол е зна - пол е зно - пол е зны; если же формы женского и среднего рода имеют ударение на разных слогах, форма множественного числа принимает ударение по образцу форм среднего рода: б е ла - б е ло - белы, бледн а - бл е дно - бл е дны; Конечно, эти пояснения не снимают сами по себе вопроса о том, как же все - таки правильно - пр а вы или прав ы, дал е ки или далек и? Ведь и ударение в формах среднего рода оказывается неустойчивым: далёко и далеко, высоко и высоко, глубоко и глубоко. В соответствии с этим допускаемым нормой колебанием ударений в форме единственного числа среднего рода оказывается допустимым и колебание ударений в форме множественного числа: б е лы и бел ы, вел и ки и велик и, выс о ки и высок и, глуб о ки и глубок и и т.д.

Колебания ударений допускается и в отдельных формах множественного числа, несмотря на то, что соответствующее краткие формы среднего рода имеют устойчивое ударение: в среднем роде - в и дно, во множественном числе - в и дны и видн ы, в среднем роде - г о дно, во множ. числе - г о дны и годн ы, так же - кр у пны и крупн ы, м и лы и мил ы.

Обращают на себя внимание в разговорной речи ударения в сравнительной степени имен прилагательных.

В русском литературном языке действует прочная норма: если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной форме оно оказывается на суффиксе ее: длинн а - длинн е е, видн а - видн е е, нужн а - нужн е е и т.п., если в краткой форме женского рода ударение стоит на основе, то и в сравнительной степени оно остается на основе: крас и ва - красив е е, лен и ва - ленив е е и т.д.

Не менее часто в разговорной речи, употребляя некоторые прилагательные, задаем вопрос: «как правильно?» - август о вский вечер или а вгустовский, з а нятый человек или занят о й?

Справочники по современному русскому литературному произношению отмечают у этого прилагательного колебание в ударении. Причем колебание это очень старое, и оно устойчиво сохраняется. По правилу в этом прилагательном должно быть такое же ударение, как и в имени существительном, от которого оно образовано. То есть а вгуст и а вгустовский. Такое ударение словари приводят на первом месте как правильное, литературное.

Помните, у С.А.Есенина: «Не хочу я лететь в зенит,

Слишком многое телу надо

Что ж так имя твое звенит

Словно а вгустовская прохлада?»

По мнению исследователя современной литературной нормы доктора филологических наук К.С. Горбачевича, у многосложных прилагательных в современном языке наблюдается тенденция к ритмическому равновесию. Она - то и смещает ударение к середине слова.

Например, у А.Т.Твардовского читаем:

«За тысячу верст

В стороне приднепровской –

Нежаркое солнце

Поры август о вской».

Произношение август о вский современные литературные словари указывают в качестве допустимой нормы.

Итак, в правильной литературной речи следует говорить а вгустовский вечер, но допустимо и произношение август о вский вечер.

З а нятый или занят о й?

В качестве прилагательного, т.е. при обозначении постоянного свойства, употребляется слово занят о й: «Он человек занятой», «Она женщина занят а я». Так говорят о том, кто не имеет свободного времени, кто обременен делами, работой «Учителя — люди занят ы е».

Только как причастие от глагола занять, когда в предложении есть к нему дополнение, употребляется слово занятый, например: «Работник, з а нятый на сборке механизмов», «Ученые, з а нятые исследованием космоса».

Об ударениях в глаголах. В каждой части речи есть более стойкие и менее стойкие участки нормы. Менее стойкие, естественно, подвержены большим воздействиям разных сил, колеблющих или искажающих норму. К таким участкам и должно быть привлечено внимание в первую очередь при изучении речевой культуры. В глаголе такими «слабыми» участками оказываются формы прошедшего времени, формы причастий страдательных и, в меньшей мере, формы лица в настоящем и будущем.

Наименее стойким участком в прошедшем времени оказываются формы сравнительно немногих очень активных в речи древних русских глаголов. В разговорной речи часто приходится слышать вз я ла / вместо правильного ударения взял а /, отдал и / вместо о тдали /, разд а л / вместо р о здал /, пон я л / вместо п о нял /, нач а ли / вместо н а чали /, прол и ли / вместо пр о лили /, зад а ли / вместо з а дали / и т.д.

Всего в эту группу входит 280 глаголов совершенного вида. Вот некоторые из них:4

Брать - брал, брал а, бр а ло, бр а ли;

Взял — взять, взял а, вз я ло, вз я ли;

Вить - вил, вил а, в и ло, в и ли;

Врать - врал, врал а, вр а ло, вр а ли;

В разговорной речи есть ряд глагольных форм, в которых встречаются колебания

в ударении. И выбор правильной формы произношения зависит от многих

структурных показателей глагола. Вот некоторые из них:

Пр о жил или прож и л? Как правильно сказать: «Я пр о жил здесь два года», или «Я прож и л здесь два года»?

В нормативных пособиях и справочниках, а также в грамматиках наших дней отмечается, что в некоторых приставочных глаголах в формах прошедшего времени / исключая форму женского рода / ударение переносится на приставку; Например: пр о был, пр о дал, пр о лил, пр о клял, пр о бил, и т.д. Правильно сказать поэтому: он пр о жил, они пр о жили, но - она прожил а, и точно так же: пр о лил, пр о лило, пр о лили, но она пролил а. Это традиционная норма русского литературного ударения.

Однако, уже в прошлом веке интересующие нас глагольные формы широко употреблялись с ударением не только на приставке, но и на корне: говорили - п о днял и подн я л, о тдал и отд а л, з а дал и зад а л, пр о жил и прож и л и т.д. Объясняется это или влиянием южнорусских говоров, или известным выравниванием по основному / бесприставочному / глаголу или неопределенной форме: прож и ть, отд а ть и т.д.

Так или иначе, исследователи усматривают в подобных многочисленных фактах тенденцию к закреплению ударения у этой группы глаголов на корне слова. Перенос ударения с приставки на корень отражают и современные нормативные словари. В известном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова отмечена лишь одна нормативная форма - прожил. А вот Большой Академический словарь /в 17 - ти томах /, а так же словарь - справочник «Русское литературное произношение и ударение» дают уже две возможные формы: пр о жил и / с пометкой «разговорное» / прож и л.

Таким образом, хотя традиционное произношение с ударением на приставке / пр о жил / и признается словарями предпочтительным, однако, новый акцентологический вариант с ударением на корне / прож и л / уже нельзя считать речевой ошибкой.

В одном из самых последних по времени словаре - справочнике «Трудности словоупотребления и вариант норм русского литературного языка» под редакцией К.С.Горбачевича, читаем: «Прожить, прошедшее пр о жил и допустимо прож и л».

Ч е рпать или черп а ть? Как правильно говорить: ч е рпать воду или черп а ть воду, ч е рпать знания или черп а ть знания?

В соответствии с традиционной литературной нормой ударение в этом глаголе / и во всех производных / падает на слог - чер -: ч е рпать, исч е рпать, поч е рпать, ч е рпаться, и т.п.

Обратите, однако, внимание на то, что это правило не распространяется на формы совершенного вида с постоянным ударным слогом - ну -: черпн у ть, почерпн у ть, зачерпн у ть и т.п.

В разговорной речи глагол черпать нередко можно услышать с другим ударение: черп а ть, черп а ю, черп а ешь и т.д. Объясняется это по - видимому, влиянием таких слов, как черпак, черпалка, а также черп а льный, черп а льщик, имеющих постоянное ударение на слоге - па -. По аналогии с этими словами появляется и ударение черп а ть, черп а ю.

В некоторых нормативных словарях - справочниках, изданных в последние годы, форма ударения черпать признается «разговорной» наряду с общелитературным ч е рпать.

Нужно сказать, однако, что проникновение разговорного варианта ударения в литературную речь происходит неравномерно - в зависимости от значения, в котором употребляется этот глагол. В бытовом, в буквальном значении «набирать, доставать». Мы можем сказать: ч е рпать воду / ковшом / и черп а ть воду / ковшом /. А вот в переносном значении «извлекать, заимствовать» мы подчиняемся традиционной литературной норме: ч е рпать знания, ч е рпать сведения, ч е рпать силы, ч е рпать уверенность и т.п. Иное ударение в этом случае - черп а ть знания - следует расценивать как не правильное, не литературное.

Зв о нишь или звон и шь?

Толковые словари, рекомендации школы, дикторский текст радио и телевидения, театр, помогут правильно ставить ударение в таких словах, как звон ю, звон и шь, звон и т, звон и м, звон и те, звон я т.

Об ударениях на союзы, предлоги и приставки. Некоторые односложные предлоги: -на, -за, -от, -по, -из, -без, с определенными существительными принимают или могут принимать на себя ударения; Следующее за ними самостоятельное слово оказывается безударным, например: н а воду, н а сторону, з а руку, з а душу, з а город, з а год, п о д ноги, и з виду, б е з вести, час о т часу, год о т году.

Побочное ударение на приставке имеют слова с приставками - после -, сверх -, около -, меж-, внутри -, вне -, архи -, анти -, конр -, и др. Например: околоцветник, антипедагогический, антиобщественный, межбиблиотечный.

Союз коли / простореч. и устаревш./ не имеет ударения: коли хочешь, так сосни / И.Крылов /. Остальные двусложные и трехсложные союзы имеют ударения: Хотя услуга нам при нужде дорога, но за нее не всяк умеет взяться / И.Крылов /.

Союзы что [што], чтобы [щтобы] ударения не имеют: Погода так а я, что м а ю в п о ру.

 

Вопросы для самоконтроля и самоанализа:

1. Выделите особенности русского словесного ударения.

2. Приведите ряд слов с подвижным ударением.

3. Приведите ряд слов с неподвижным ударением.

4. Каков механизм постановки ударения на приставки и предлоги.

 

Рекомендуемая литература:

1. Головин, Б. Н.: Основы культуры речи – М.: Наука, 1990.

2. Введенская, Л. А.: Русский язык и культура речи – Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.

3. Розенталь, Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации.

4. Русский язык и культура общения деловых людей. – Саратов: Слово, 1997.

5. Ганапольская, Е. В. Русский язык и культура речи: семнадцать практических занятий: учеб. пособие для студентов нефилологических специальностей – СПб: Питер, 2006.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3666 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2374 - | 2099 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.