Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ребовани€ логики к различным этапам работы оратора




а) ѕлан речи. ќпределив предмет выступлени€, его главную проблему, оратор должен сформулировать тему речи. √лавные требовани€: соответствие содержанию, €сность, выразительность, лаконичность.

ќпределив тему, оратор работает над планом Ц содержательной стороной речи. ѕлан Ц заранее продуманное развитие темы, а также это отражение внутренней структуры выступлени€. ¬иды плана: простой, сложный, план-тезис, план-конспект, план-сценарий, назывной план, вопросный план, тезисный план, цитатный план.

Ќазывной план (в виде назывных предложений). —одержание каждой смысловой части текста обозначаетс€ опорным словом или словосочетанием, которого достаточно дл€ последующего развертывани€ всей информации данной смысловой части.

¬опросный план (в виде вопросов). —одержание каждой смысловой части текста €вл€етс€ ответом на вопрос плана.

“езисный план (в виде тезисов). —одержание каждой смысловой части текста кратко формулируетс€ одном-двух предложени€х (тезисах). ћожно сказать, что тезис Ц это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в данном плане.

÷итатный план (в виде цитат, то есть предложений, выписанных из теста).

“езисный план и цитатный план Ц разные виды планов! “езисный план не предполагает пр€мого цитировани€.

ѕри составлении рабочего плана выступлени€ следует включить в него слова-св€зки, так как они: 1) позвол€ют увидеть логику текста; 2) помогают улучшить рубрикацию текста; 3) могут быть использованы, чтобы скрыть недостатки логической структуры текста.

¬ рабочий также внос€тс€ формулировки отдельных положений, указываютс€ примеры, перечисл€ютс€ факты, привод€тс€ цифры, которые будут использоватьс€ в речи. —оставление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступлени€.

 огда написан рабочий план легче определить:

а) какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, а какие, напротив, не имеют примеров;

б) какие вопросы следует опустить, так как они несущественны дл€ раскрыти€ данной темы, какие включить и т.д.

“ребовани€ к плану:

1) логичность Ц деление пон€ти€, раскрытие вопроса в соответствии с точно определенными цел€ми. ƒеление пон€ти€ не должно допускать скачков в рассуждении, переходить от более общих пунктов плана сразу к самым мелким. ƒеление должно быть непрерывным.

2) разумное соотношение плана и импровизации. Ѕуквальное воспроизведение разработанного заранее подробного плана в ораторской практике вр€д ли возможно и в любом случае нежелательно.

3) план реализуетс€ в композиции выступлени€. ¬ хорошей публичной речи должна присутствовать импровизаци€, котора€ оттен€ет глубину подготовки, продуманность плана.

4) полное отсутствие письменной основы речи у опытного оратора вызывает излишнее волнение перед выступлением, потому об€зательно наличие, хот€ бы плана. „итаютс€ речи, от текста которых нельз€ отступать:

Ј дипломатические;

Ј торжественные;

Ј юбилейные;

Ј приветственные;

Ј доклады, содоклады официального содержани€.

“аким образом, речь оратора даже при наличии продуманного плана в большей степени импровизаци€. ј импровизаци€, это не что иное, как спешна€ мобилизаци€ ранее накопленных знаний. Ѕудьте всегда готовы к мобилизации своих знаний, поскольку слова дл€ выражении мысли должны рождатьс€ свежими только в аудитории, под еЄ Ђгор€чим дыханиемї.

¬ступление Ц это начало, обращающа€ на себ€ внимание часть.

√лавна€ задача вступлени€ Ц расположить слушателей к себе. Ђѕривести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движениеї - данное высказывание теоретика речи ѕ. —опера полностью соответствует цели вступлени€. ѕриемы, которые используютс€ во вступлении дл€ обращени€ внимани€ слушателей:

Ј речь начинаетс€ с этикетных формул: обращение, приветствие, представление, изъ€вление радости. (”важаемые коллеги!, ƒамы и господа!, я рада ¬ас приветствовать!, –азрешите представитьс€Е, я рад счастливой возможности выступать перед ¬ами.)

Ј ситуаци€ из жизни: что-нибудь неожиданное, парадокс, странность, неожиданный вопрос;

Ј юмор Ц внезапное начало;

Ј простое вступление, когда оратор сразу приступает к изложению темы, ограничива€сь лишь приветствием или обращением;

Ј косвенное вступление, когда оригинальный и развернутый зачин подготавливает слушателей к воспри€тию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием аудитории.

“ребовани€ к вступлению:

Ј должно иметь активизирующее начало;

Ј следует избегать как банального, так и излишне экстравагантного

вступлени€;

Ј стиль изложени€ должен быть доступным;

Ј лаконичность вводной части речи;

Ј опытные ораторы пишут (готов€т) вступление в последнюю очередь, когда вс€ речь уже подготовлена.

ѕриемы начала выступлени€:

¬о вступлении (после обращени€) можно использовать следующие приемы ÷ель Ќельз€
ѕерейти сразу к изложению дела     ѕр€мо выразить свои чувства по поводу излагаемого вопроса     «адать вопрос слушател€м   —делать замечание, затрагивающее интересы слушателей   —делать комплимент слушател€м   –ассказать историю, сообщить потр€сающий факт   –ассказать случай из своей жизни   ѕроцитировать €ркое высказывание знаменитого человека, пословицу и т.п.   ѕоказать какую-либо вещь   Ќачать образом, символом, аллегорией —экономить врем€ »звин€тьс€ и говорить, что вы недостаточно подготовились   Ќачинать с шутки ил анекдота, если аудитори€ вам плохо знакома ил вы не очень уверены в себе

 

√лавна€ часть речи, т. е. развертывание темы, обычно включает в себ€ следующие элементы изложени€: аргументацию, опровержение. «десь реализуютс€ главные целевые установки оратора: убедить аудиторию, изложить свою точку зрени€, сообщить некую информацию.

÷ели основной части выступлени€:

Ј —формулировать общие положени€;

Ј —ообщить слушател€м новую информацию;

Ј ѕоследовательно разъ€снить выдвинутые положени€;

Ј ƒоказать правильность выдвинутых положений;

Ј ѕодвести слушателей к необходим выводам.

ѕри написании основной части выступлени€ сначала составл€ют рабочий план. ѕри составлении рабочего плана необходимо определить, в какой последовательности будут изложены основные вопросы, - композицию текста. ќсновное требование к композиции - логическа€ последовательность и стройность изложени€ материала. ¬ажно расположить материал таким образом, чтоб он помогал раскрыть главную мысль выступлени€.

ќсновные требовани€:

Ј раньше и точнее формулировать главную мысль всей речи;

Ј приводить лишь те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме, к доказываемому тезису;

Ј при выборе аргументов заботитьс€ о их качестве, а не количестве;

Ј аргументы должны быть истинными и достаточными дл€ доказательства

Ј тезиса;

Ј не подмен€ть аргументы своим мнением;

Ј избегать нисход€щего пор€дка расположени€ аргументов;

Ј помнить, что аксиомы усваиваютс€ хуже теорем.

«аключение речи предназначено дл€ того, чтобы закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению главной мысли вступлени€.

ќсновные требовани€:

Ј заключение важнее начала;

Ј оно требует точности изложени€ и разнообрази€ в стиле;

Ј следует избегать традиционных приемов, устаревших лозунгов;

Ј итог речи должен лаконически вытекать из всего сказанного, но при этом должен быть €рким, неожиданным, энергичным;

Ј концовка должна создать соответствующее настроение.

ѕриемы, используемые в заключительной части выступлени€:

¬ конце речи можно использовать следующие приемы ÷ель Ќельз€
ƒать резюме, т. е. очень коротко повторить основные положени€. «акончить призывом к действию —делать слушател€м комплимент «авершить шуткой ѕрочесть наизусть стихи »спользовать цитату —уммировать сказанное, обобщить информацию √оворить фразы типа это все, что € хотел сказать; вот и все. ѕроизносить лишние, Ђнеработающиеї на реализацию вашей цели слова
«акончить на высшей точке напр€жени€ Ц на кульминации «авершить образом, символом, аллегорией —ообщить потр€сающий факт    

 

—оставление вступительной и заключительной части выступлени€. ѕравила написани€ вступлени€ и заключени€ речи.

«апомните, что

Ј существует эффект кра€: люди запоминают первое и последнее из того, что вы сказали (т. е. вступление и заключение вашей речи);

Ј вступление и заключение пишут и шлифуют тогда, когда основна€ часть закончена, и все свои идеи оратор отчетливо понимает и €сно изложил в основной части.

¬ступление и заключение всегда следует писать полностью.

¬ступление

¬о вступлении оратор может ставить перед собой следующие цели:

Ј установить контакт с аудиторией, вызвав расположение и доверие к себе;

Ј заинтересовать слушателей;

Ј подготовить слушателей к воспри€тию выступлени€;

Ј обосновать постановку вопроса.

 ак это сделать?

¬о-первых, начало должно быть коротким (не более 1/8 всего объема речи) динамичным. ѕервые слова Ц это обращение к слушател€м: многоуважаемый председатель, уважаемые члены комиссии, дорогие друзь€ и т. п. ≈сли вы разговариваете с одним человеком, обращайтесь к нему по имени чаще. ѕомните, что одно из самых любимых слов дл€ человека Ц это его им€.

¬о-вторых, можно использовать р€д специальных приемовначала выступлени€.

¬се проанализированные части выступлени€ сожно свести к классическому треугольнику, соответствующему композиции устного публичного выступлени€.

 

 
 

 

 


ји‘ ји‘

 

ји‘ ји‘

 

ји‘ “ ји‘

 

 

ји‘ ≈ ји‘

 

ји‘ « ји‘

 

ји‘ ји‘

»

 

јргументы — и факты

 

јргументы и факты

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2891 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

346 - | 244 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.