1. Понятие о риторике.
2. Основные этапы работы над речью.
3. Связь риторики с другими науками.
Понятие о риторике. Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в профессиональной деятельности, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.
Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.
Перед всяким человеком, готовящимся выступать публично, неизбежно встает целый ряд вопросов. Прежде всего, три общих, связанных с целью речи:
Для кого говорю?
Что хочу им сказать?
Зачем хочу им это сказать?
А так же четыре частных вопроса, отражающих внешнюю, «техническую» сторону речи:
Как сказать правильно?
Как сказать понятно?
Как сказать интересно?
Как сказать убедительно?
Помочь выступающему призвана риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Особо хочется подчеркнуть, что это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей.
Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. В разные времена в нее вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменной или устной), и как наука и искусство устной речи.
В современных исследованиях риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения (языковой коммуникации).
Главным, центральным понятием риторики является оратор (от лат. Orare -говорить) – человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию публичной речи.
Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих. При этом следует подчеркнуть так же, что термин «публичная речь» предполагает общественно значимое, социально обусловленное содержание выступления.
Выше мы определили риторику как науку о законах публичной речи, т.е. публичного выступления. В литературе также можно встретить определение риторики как «ораторское искусство». Что же такое риторика – наука или искусство?
В античности риторику называли «царицей всех искусств» и связали ее теснее всего с поэзией (литературой) и сценическим мастерством. В сегодняшнее время она чаще рассматривается как наука, ее иногда определяют как «теорию убеждающей коммуникации». Противоречия здесь нет. Оба подхода оправданны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания: наука и искусство, они взаимно дополняют друг друга. Ораторская речь являет собой своеобразный вид эмоционально-интелектуального творчества, воплощенного посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления. Следовательно, риторика – наука об ораторском искусстве. Она предполагает следующие жанры.
Жанры ораторского искусства.
Виды красноречия.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что риторика является культурной основой знания и социальной деятельности, она позволяет человеку быть гражданином правового общества определять форму мыслей и направления действий в будущем.
Основные этапы работы над речью. Настоящий оратор всегда выступает как бы в трех лицах: сочинителя, постановщика и исполнителя своих речей. Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони считал риторику литературным творчеством, но в устной форме; общее между красноречием и поэзией находил Аристотель; актерскими приемам пользовались в ораторском искусстве все выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона.
В то же время уже с античных времен на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Она опирается на категориальную систему других наук, использует их данные. Особенно очевидна связь риторики и логики; в древности они даже рассматривались в неразрывном единстве.
«Красноречие – дитя знаний», - говорили древние. Цицерон полагал, что выдающимся оратором может стать лишь тот, кто владеет тремя необходимыми для красноречия данными: талантом, навыком и знаниями, причем важнее всего наука, так как первенство принадлежит образованному оратору. Литературу, историю, право философию (особенно такие ее части, как логика и этика) Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора.
Развитие этой мысли мы находим в работах М. В.Ломоносова. Он определяет красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению», тут же он указывает: «К приобретению оного требуется пять следующих средств: первое – природное дарование, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук». При этом «наука» состоит в познании «нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию» (собственно риторика), а среди «других наук» Ломоносов особо выделяет историю и этику.[2]
Эти требования и сегодня не утратили актуальности, мы лишь пополняем этот перечень необходимых оратору наук, исходя из современных представлений о месте риторики в системе духовных ценностей.
Чтобы нагляднее представить, какие же «другие науки» нужны, чтобы стать красноречивым, обратимся к двум схемам поэтапной работы оратора над речью.
В классических риториках обязанностью оратора было: 1) найти, что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) придать ему подходящую словесную форму; 4) утвердить все это в памяти; 5) произнести речь. Этому соответствовали пять основных частей риторики. (см. рис. 1).
ПРОИЗНЕСЕНИЕ
Actio (pronuntiatio)
ЗАПОМИНАНИЕ
Memoria
СЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ
Elocutio
РАСПОЛОЖЕНИЕ
Dispositio
ИЗОБРЕТЕНИЕ МЫСЛЕЙ
Inventio
Рис. 1. Основные этапы работы над речью (в классических риториках)
Кроме того, по Цицерону, в задачу оратора входит: расположить к себе слушателей, изложить сущность дела, установить спорный вопрос, опровергнуть мнение противника, в заключительной части закрепить свою победу.
В работах современных авторов основные этапы подготовки и проведения публичного выступления представлены следующим образом (см. рис. 2). В сущности, это конкретизация классической модели с добавлением методически важной посткоммуникативной фазы.
Рис. 2. Основные этапы подготовки и проведения публичной речи
У начинающих ораторов, а так же у тех, кто сам пока не испытал на себе всех трудностей публичного выступления, иногда складывается неверное представление об ораторской речи как о чистой импровизации, без особой подготовки, без опоры на четкий и строгий план, без анализа результатов. Обе приведенные здесь схемы говорят о прямо противоположном: ораторская речь – это сложный процесс, продукт длительного творческого труда, и лишь тот оратор добивается успеха, кто прошел через все упомянутые этапы, независимо от цели, жанра и продолжительности выступления. И короткая речь на митинге, и полуторачасовая вузовская лекция требуют от оратора работы по одной и той же схеме.
Связь риторики с другими науками. Если проанализировать все этапы подготовки и проведения устного публичного выступления, мы обнаружим, что для успешного осуществления своего замысла оратор привлекает данные различных наук, опирается на их категории и законы, пользуется проверенными на практике методическими правилам, применяет широкий диапазон умений и навыков.
На этапе подготовки речи главенствующая роль принадлежит логике, использование законов которой необходимо в процессе подбора и отбора фактического материала, разработки плана и композиции выступления, формулировки тезиса (основной мысли), обеспечения доказательности и аргументированности речи.
Логика – философская наука о формах и законах человеческого мышления. Гегель указывал, что логика научит мыслить, а вскрывает объективные законы мышления.
Точно так же, как анатомия и физиология не учат переваривать пищу и двигаться, а помогают изучить строение внешних и внутренних органов человека и животного. Логика помогает формировать культуры мышления и культуру речи.
Также риторика связана с этикой, особенно в аспекте поведения оратора на трибуне, умения его устанавливать контакты со слушателем, владеть методами управления вниманием аудитории, искать пути выхода из непредвиденных ситуаций. Этика ораторского труда – это и есть уровень культуры общения.
Публичное выступление – это эстетика во всем: в выбранной оратором теме, слове, его умении говорить, внешнем виде и т. д.
Языковая культура оратора связана с умением из всех богатств родного языка выбрать именно те средства речевого воздействия, которые обеспечат эффективность, доходчивость и выразительность выступления.
Работа над языком и стилем – обязательный этап в подготовке речи. Чем глубже и обширнее знания фактора в области общего языкознания и его конкретных разделов, тем выше культура его речи.
Хорошо придуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь в живой аудитории должна быть столь же хорошо произнесена. Весьма существенный элемент ораторского мастерства – техника речи, отточить которую можно только в практике выступлений, опираясь на данные физиологии, анатомии, акустики, фонетики, орфоэпии, сценической речи и других наук, на первый взгляд далеко отстоящих друг от друга, но на самом деле обеспечивающих благозвучность, четкость, ясность и интонационное богатство публичного выступления. И в момент, когда только формируется замысел речи, и на других этапах подготовки выступления и, особенно в ходе репетиции будущей речи оратор ориентируется на определенную аудиторию, создает ее мысленный образ. Чтобы этот образ наполнился конкретным содержанием, слушатели и оратор вступают в непосредственный контакт. Для его успешности оратор должен хорошо ориентироваться в вопросах общей и социальной психологии, педагогики, владеть методикой публичного выступления. Иными словами, ему должна быть присуща высокая психолого-педагогическая культура.
Таким образом, в основной перечень наук, с которыми тесно связана теория и практика красноречия, входят прежде всего философские науки (логики, этика, эстетика), а также языкознание. Психология, педагогика, физиология, актерское мастерство (перечень этот далеко не полон). Изучение этих наук, применение их законов в публичной речи является важной задачей оратора и обеспечивают необходимый уровень речевого мастерства, слагаемыми которого являются:
1.Логическая культура
2.Языковая культура
3.Психолого-педагогическая культура
4.Техника речи
Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам Демокрита, «ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». Называя риторику по ином, ораторским искусством, мы все же осознаем, что природные данные, врожденный дар не играют здесь определяющей роли, что в других видах творчества. Главным является обучение и самообразование, постижение законов и правил речевого общения, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных и воспитание новых необходимых качеств, постоянные упражнения и реальная ораторская практика.
Вопросы для самоконтроля и самоанализа:
1. Что такое риторика? Это наука или искусство? Для кого она предназначена?
2. Согласны ли вы с высказыванием Плутарха: «Искусство речи – как бы второе тело, орудие, незаменимое для мужа, который не намерен прозябать в ничтожестве и безделии?» Обоснуйте свою точку зрения.
3. Данные каких наук использует риторика? Что нужно, чтобы стать хорошим оратором?
4. Назовите основные жанры ораторского искусства и попытайтесь определить, в чем их отличие друг от друга?
5. Каковы основные этапы работы оратора над речью?
6. Из чего слагается мастерство оратора?
Рекомендуемая литература:
1. Апресян, Г. З. Ораторское искусство – М., 1978
2. Михайличенко, Н. А. Риторика – М., 1994
3. Ножик, Е. А. Мастерство устного выступления – М., 1989
4. Стернин, И. А. Практическая риторика – Воронеж, 1993.