Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»стори€ термина УсовестьФ в античной и христианской письменности




“ермин "συνειδησις" впервые встречаетс€ у ƒемокрита, который употребл€ет его в специфическом нравственном смысле Ч как сознание совершенного злоде€ни€. Ёто первое известное употребление греческого термина Усовесть,Ф который сохран€лс€ в греческой письменности до эпохи Ќового «авета. Ёто был попул€рный термин, использовавшийс€ в €зыке народа дл€ выражени€ очень простой идеи и очень простого факта повседневного опыта, именно уверенного знани€ о той реальности, с которой все люди встречаютс€ внутри себ€ и в общении с самими собой. “ермин УсовестьФ употребл€лс€ дл€ обозначени€ нравственной оценки собственных поступков, в первую очередь, злых дел, так как их легче заметить и определить. ѕон€тие доброй совести, как причины внутреннего мира и радости, встречаетс€ в сочинени€х стоиков, особенно в произведени€х ÷ицерона и —енеки. ÷ицерон за€вл€ет, что сознание (conscientia) хорошо прожитой жизни и воспоминание многочисленных добрых де€ний €вл€ютс€ причиной самой большой радости. ÷ицерон отмечает религиозный характер совести, наказывающей человека за злые дела. ќн пишет: У≈сли даже кто-то полагает, что он надежно отгорожен и защищен оттого, что его уличат ближние, он, тем не менее, страшитс€ ока богов и убежден в том, что укоры и беспокойства, день и ночь точащие его сердце, посланы богами дл€ наказани€.Ф

ƒо нас дошли письма —енеки к Ћуцилию, в которых мы находим рассуждени€ —енеки о совести: У... —в€щенный и высокий дух пребывает внутри нас, и ведет учет всех наших добрых и злых поступков, и €вл€етс€ стражем или мстителем за наши дела.  ак мы обращаемс€ с ним, так и он обращаетс€ с нами.Ф

¬след за ÷ицероном —енека, как видно из приведенного фрагмента, также указывает на религиозный характер совести.

¬ древнееврейском €зыке нет слова, точно соответствующего греческому термину Усовесть.Ф ƒо встречи с эллинским миром в Ѕиблии не было термина Усовесть,Ф который по€вл€етс€ в —ептуагинте в книге ≈кклесиаст (10:20) и в книге ѕремудрости —оломона (17:10). ќднако, хот€ термина УсовестьФ не было в ¬етхом «авете, реальность совести, как общечеловеческого нравственного опыта и как опыта народа, призванного к общению с Ѕогом, несомненно, сознавалась. Ёто пон€тие передавалось термином Усердце,Ф который означал внутреннего человека, сотворенного Ѕогом и известного только ≈му. ƒл€ богоизбранного народа, знающего Ѕога и ≈го закон, голос совести был не чем иным, как внушением сердца, которое воспринималось как голос Ѕога. Ёто был голос похвалы или упрека за исполнение или нарушение закона. “аким образом, совесть, как реальность нравственного сознани€, присущего ветхозаветному человеку, была внутренне св€зана с «аветом и по существу определ€лась законом, данным в «авете. ¬с€ жизнь человека в ¬етхом «авете была в корне обусловлена объективными требовани€ми «авета и личной верностью в исполнении его предписаний. ∆изнь в согласии с законом Ѕога означала чистую и благую совесть, котора€ приводила человека к миру с Ѕогом и с самим собой.

”чение о совести в Ќовом «авете следует понимать на фоне ¬етхого «авета. ’от€ в четырех ≈вангели€х удерживаетс€ терминологи€ ¬етхого «авета, например, слово Усердце,Ф апостол ѕавел и другие новозаветные авторы заимствуют термин УсовестьФ из эллинистической культуры своего времени. —в€той апостол ѕавел принимает все ветхозаветное и евангельское учение о сердце и переводит его в контекст нравственных категорий культуры эллинистического мира. ќн заимствовал термин УсовестьФ с целью выразить наиболее точно и полно центральную идею христианского благовести€ о спасении верой. јпостол св€зал тему совести с верой, любовью и действием —в€того ƒуха в жизни отдельного человека. ∆изнь в вере во ’риста, в любви и в благодати —в€того ƒуха Ч это нова€ ситуаци€, предполагающа€ новое нравственное измерение человека. ѕоэтому совесть у апостола ѕавла Ч это не просто отождествление с пон€тием сердца в ¬етхом «авете, это новое сознание человека, живущего по заповед€м ’риста. —амое важное, что здесь следует подчеркнуть, Ч это то, что дл€ апостола ѕавла совесть означала сознание истинно нравственного содержани€ жизни, основанной на вере, поскольку вера понималась как личное об€зательство человека перед Ѕогом и окрашивала собой воззрени€ человека на всю окружающую реальность: на мир, на людей и на все, что происходит в мире. ¬ этом смысле совесть означала гораздо большее, чем простое субъективное суждение относительно совершенных поступков. ќна включала всю внутреннюю религиозную жизнь человека, его понимание мира и окружающей жизни, рассматриваемой глазами веры, то есть была не чем иным, как христианским миросозерцанием, нравственным переживанием реальности мира и событий человеческой жизни. ¬се, что мы делаем, и все, что случаетс€ с нами, все, к чему нас об€зывает жизнь и к чему мы стремимс€, Ч все это должно оцениватьс€ в свете веры, ѕромысла Ѕожьего и нашей христианской совести, ибо Ѕог вочеловечилс€ во ’ристе с целью научить нас, как жить и как упор€дочить свою жизнь и сделать ее достойной ≈го Ѕожественной благости и любви.

јпостол ѕавел употребл€ет слово УсовестьФ еще и в общеприн€том значении, когда говорит, например, о суде совести у €зычников (–им. 2:15), который он св€зывает с эсхатологической перспективой: УЅог будет судить тайные дела человеков через »исуса ’ристаФ (–им. 2:16).

— точки зрени€ суда совести над поступками человека, апостол ѕавел отмечает качества совести: она может быть благой, доброй, чистой совестью или нечистой и злой.

“аким образом, в —в€щенном ѕисании Ќового «авета пон€тие совести раскрываетс€ в двух главных аспектах. ¬о-первых, совесть Ч это фундаментальна€ этическа€ структура, котора€ определ€ет собой весь внутренний строй личности, вступившей в новую жизнь во ’ристе. ¬о-вторых, совесть есть нека€ специфическа€ способность нравственного суждени€, с помощью которой человек в каждом конкретном случае определ€ет, что делать и как поступать.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 610 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

2057 - | 1924 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.