Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еории совести




—овесть не может быть рассмотрена и описана в каком-то одном аспекте. —овременные православные богословы считают, что понимание совести как €влени€ нравственного опыта человека предполагает комплексный подход к ее изучению.

¬ мистических воззрени€х совесть обычно понимаетс€ как невидима€ и таинственна€ сила, присутствующа€ в человеке и принуждающа€ его делать то, что €вл€етс€ добрым и правильным. ќлицетворением совести иногда признаетс€ голос јнгела-’ранител€ или голос —амого Ѕога.

“ак, преподобный »оанн Ћествичник в своей знаменитой УЋествицеФ пишет, что Усовесть есть слово и обличение јнгела-’ранител€, данного нам при крещении.Ф —в€титель ‘еофан «атворник указывает, что совесть есть голос ¬седержител€ Ѕога в душе человека. ћистическа€ интерпретаци€ совести свойственна в определенной степени даже чуждому вс€кому мистицизму позитивизму, где совесть трактуетс€ в таких наделенных высший авторитетом пон€ти€х, как Ународный дух,Ф Уобща€ вол€,Ф Уинстинкт рода.Ф

¬ схоластическом богословии совесть рассматриваетс€ как осознанный долг совершать конкретные дела в следовании нравственному закону.

ƒругой взгл€д на совесть может быть отмечен в интуитивизме. «десь совесть понимаетс€ как Уврожденна€ способность морального суждени€Ф; это умение в каждое мгновение определ€ть, что €вл€етс€ правильным. Ќ.ќ. Ћосский в Уќбосновании интуитивизмаФ определ€ет совесть как Укакой-то голос,Ф обращающийс€ к личности, как Уданность,Ф существующую нар€ду с нашим У€.Ф

Ёмпирические теории совести основываютс€, в первую очередь, на психологии, объ€сн€ющей совесть как приобретенное личностью знание, которым определ€етс€ ее нравственна€ позици€. ¬о фрейдизме совесть трактуетс€ как действующее УSuper Ego,Ф с помощью которого общество налагает свою волю на индивид. Ѕихевиоризм рассматривает совесть в системе Унаказаний Ч вознаграждений.Ф «десь личность учитс€ избегать разного рода запрещенных действий и вдохновл€етс€ исполн€ть поощр€емые дела, чувству€ вину за первые и награду за вторые.

 ак видим, в мистических воззрени€х на совесть устанавливаетс€ ее императивный характер и реальна€ и ощутима€ св€зь с религиозным опытом. ¬ схоластике отмечаетс€, что совесть обладает властью и силой, когда имеет дело с конкретными поступками и решени€ми. »нтуитивизм подчеркивает важность того, что совесть руководит человеком в безошибочном прин€тии нравственных решений. ¬ эмпирических теори€х содержитс€ указание на то, что совесть способна формироватьс€ и развиватьс€ под воздействием социальной среды и личного нравственного опыта. ¬се это говорит о сложной иерархической структуре совести, о динамичности и многогранности ее про€влений.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 503 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

2221 - | 1960 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.