Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќравственное сознание и историческа€ эпоха




Ќравственное сознание одна из форм общественного сознани€, €вл€юща€с€, как и другие его формы, отражением общественного быти€. ќно содержит в себе исторически измен€ющиес€ нравственные отношени€, представл€ющие собой субъективную сторону морали. ¬ основе нравственного сознани€ находитс€ категори€ нравственности.
Ќравственность - это пон€тие, которое €вл€етс€ синонимом морали, хот€ в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Ќапример, мораль рассматриваетс€ как форма сознани€, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.
ћораль возникла раньше других форм общественного сознани€, еще в первобытном обществе, и выступала регул€тором поведени€ людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношени€х. ќна имела всеобщее значение, распростран€лась на всех членов коллектива и закрепл€ла в себе все общее, что составл€ло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношени€ между людьми. ћораль поддерживала общественные устои жизни, формы общени€.
ќна выступала как совокупность норм и правил поведени€, выработанных обществом. ѕравила морали были об€зательны дл€ всех, они не допускали исключений дл€ кого-либо, ибо в них отражены существенные услови€ жизни людей, их духовные потребности.
¬ морали отражены отношени€ человека к обществу, отношени€ человека к человеку и требовани€ общества к человеку. ¬ ней представлены правила поведени€ людей, которые определ€ют их об€занности друг к другу и к обществу.
Ќравственное сознание пронизывает все сферы де€тельности человека. ћожно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. ѕри этом моральные требовани€ имеют идейную основу, они св€заны с пониманием того, как человек должен себ€ вести. Ќравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют пон€ти€ добра и зла, чести и достоинства.
Ќравственные представлени€ вырабатываютс€ обществом и могут измен€тьс€ по мере его развити€ и изменени€.
ќсновной функцией морали €вл€етс€ регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп.  аждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребност€ми и интересами других людей или общества в целом. ѕо "закону джунглей" эти противоречи€ могли разрешитьс€ через утверждение сильнейшего. Ќо подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению человечества. ѕоэтому встал вопрос о необходимости утверждени€ способа регулировани€ конфликтных ситуаций. „еловек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчинитьс€ коллективу. ≈сли он не подчин€лс€ нормам и правилам поведени€ в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель.
ѕоэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он св€зан с необходимостью самосохранени€.
¬ процессе развити€ морали вырабатывались определенные принципы и правила поведени€, которые передавались из поколени€ в поколение, их соблюдение было об€зательно, а несоблюдение наказывалось. ¬ первобытном обществе нравственность и закон были тождественными пон€ти€ми, а система наказани€ имела жесткий характер.
— делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представлени€ о нормах и правилах поведени€, которые обусловлены социальными и экономическими интересами.
Ќравственные нормы, отраженные в категори€х добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развити€ общества.
ѕон€тие нравственности €вл€етс€ диалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественной практикой, с теми категори€ми, которые определ€ют моральные принципы человечества и в то же врем€ сами определ€ютс€ социальной де€тельностью. ‘. Ёнгельс был прав в том, что "представлени€ о добре и зле так сильно мен€лись от народа к народу, от века к веку, что часто пр€мо противоречили одно другому". —одержание морали определ€етс€ интересами конкретных общественных классов, в то же врем€ следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. “акие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Ќравственные нормы подобного рода €вл€ютс€ основными правилами любого общества.
Ќо представлени€ о моральном долге человека с течением времени значительно мен€ютс€. ¬ каждом обществе, на определенном этапе его развити€ существует определенна€ мораль. “ак, в эпоху рабовладельческого общества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в эпоху крепостной –оссии ценились покорные холопы, при этом душевное состо€ние угнетенных не бралось во внимание.
¬ современных услови€х развити€ общества, когда перед человечеством во весь рост встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными станов€тс€ обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей.
—овременный мир становитс€ исключительно взаимосв€занным и взаимозависимым, поэтому сейчас прежде всего следует выдел€ть общечеловеческие вечные ценности. ¬ этих услови€х роль морали как формы общественного сознани€ и всеобщего регул€тора де€тельности значительно возрастает. ¬ моральных требовани€х сохран€етс€ преемственность, св€занна€ с простым и пон€тными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполн€ть обещани€, помогать нуждающимс€ и т.д. » всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.
Ќравственное сознание изучает одна из философских дисциплин этика. Ётика (греч., от - нрав, обычай, привычка) - это теори€ морали, наука о морали, в которой исследуютс€ человеческие отношени€, смысл жизни, пон€тие счасть€, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновени€ морали. ”же древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Ётика рассматривалась как практическа€ философи€, пытающа€с€ дать ответ на вопрос: что должен делать человек в конкретной ситуации. “ермин "этика" был введен јристотелем.
”ченый-гуманист ј. Ўвейцер писал: "ќбычна€ этика ищет компромиссов. ќна стремитс€ установить, в какой мере € должен пожертвовать моей жизнью и моим счастьем и сколько € должен оставить себе за счет жизни и счасть€ других жизней. “аким путем она создает обычную, прикладную этику... ќна признает добрым только то, что служит сохранению и развитию жизни. ¬с€кое уничтожение жизни или нанесение ей вреда независимо от того, при каких услови€х это произошло, она характеризует как зло".
Ќаука этика рассматривает специфику нравственного сознани€, его исторически изменчивые нормы и ценности. Ќравственное сознание имеет сложную структуру, в которой можно выделить взаимосв€занные элементы: нравственный идеал, нравственна€ потребность, нравственна€ мотиваци€ и самооценка, нормы, ценностна€ ориентаци€, взгл€ды, чувства.
¬ нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Ёмоциональное начало выражено в виде мироощущени€ и мировоспри€ти€ - это моральные чувства, представл€ющие личное отношение к различным сторонам жизни. »нтеллектуальное начало представлено в виде миропонимани€ моральных норм, принципов, идеалов, осознани€ потребностей, пон€тий добра, зла, справедливости, совести. ¬заимосв€зь и соотношение этих начал в нравственном сознании может быть различным в разные исторические эпохи и в мировоззрении различных людей. Ќравственное сознание отвечает своему реальному времени.
¬ структуре нравственного сознани€ важное место занимает нравственный идеал. ќн €вл€етс€ высшим критерием нравственной оценки. ѕредпосылкой формировани€ нравственного идеала у людей €вл€етс€ уже имеющийс€ у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоени€ нравственных ценностей в определенных услови€х и направлени€х на создание таких ценностей на практике.
Ќравственный идеал €вл€етс€ абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде пон€тий и категорий, €вл€ющихс€ основой дл€ оценочных суждений. ‘ормирование нравственного сознани€ и нравственного поведени€ людей св€зано с воспитанием их на нравственном идеале. —ледует отметить, что задачи нравственного воспитани€ - это формирование единства нравственного сознани€ и нравственного поведени€, формирование нравственных убеждений. Ќравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в св€зи с потребностью современного общества.
ѕонимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимаетс€ до уровн€ понимани€ социальной справедливости. Ётот принцип может быть усвоен личностью не только благодар€ интеллекту, но он должен пройти и через чувство человека.
„увства человека как элемент нравственного сознани€ тесно св€заны с поведением. ќни €вл€ютс€ основой личного отношени€ человека ко всем социальным €влени€м.
¬ нравственном сознании отражаютс€ общественные €влени€ и поступки людей с точки зрени€ их ценности. ѕод ценностью понимаетс€ нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представлени€ (нормы, принципы, пон€ти€ добра и зла, справедливости). ¬ оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие по€витьс€. “о, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказатьс€ аморальным. ћораль не догма, она развиваетс€ в соответствии с ходом исторического процесса.
¬ жизни человека бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор между многими ценност€ми. –ечь идет о свободе выбора, при этом свобода понимаетс€ в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемл€ющих интересы других людей. Ќравственные ограничени€ на свободу €вл€ютс€ объективной необходимостью существовани€ человечества.
 атегори€ свободы св€зана с пон€тием ответственность и справедливость. ƒл€ современного общества нет справедливости без свободы, так же, как и нет свободы без справедливости и ответственности, нужна свобода от силы, принуждени€ и лжи.
Ќравственное сознание св€зано с другими формами общественного сознани€, оно оказывает на них вли€ние и прежде всего така€ св€зь просматриваетс€ с правовым, политическим сознанием, эстетическим и религией. Ќаиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. » право, и мораль регулируют взаимоотношени€ в обществе. Ќо если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительна€ мера государства, то нормы морали опираютс€ на общественное мнение, традиции и обычаи. ¬ законе выражена форма правовой организации общества, и закон св€зан с моралью. Ќо в то же врем€ истори€ знает немало примеров, когда вполне законные поступки и действи€ имели безнравственный характер, и, наоборот, преступившие закон люди €вл€лись нравственным примером. ¬ идеальном варианте в праве должна быть утверждена общечеловеческа€ мораль, но процесс выработки законов встречает немало трудностей и объективного, и субъективного характера. —ложности субъективного характера св€заны с тем, что право вырабатываетс€ конкретными людьми, которые не всегда могут быть последовательно объективными, кроме того в праве отражаютс€ интересы определенных социальных групп, поэтому право может вступить в противоречие с общественной моралью.
—пецифика нравственного сознани€ заключаетс€ в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиес€ нормы, оценки и принципы, подкрепленные обыча€ми и традици€ми. ¬ыполнение нравственных требований личности оцениваетс€ обществом, оно не св€зано с официальными полномочи€ми определенных его представителей. „еловек сам может оценить свои поступки и происход€щие событи€, опира€сь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознани€. —ледует отметить то, что нравственные нормы не должны быть догматичными в том отношении, что мораль смогла бы оценить должным образом и нестандартные поступки и €влени€, мораль не должна ограничивать свободу развити€ индивидуальности. Ќравственное сознание человека может опережать свое врем€, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 936 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1038 - | 669 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.