Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


III династи€ ”ра




¬скоре после √удеа ”тухенгаль Ч по преданию, сын в€лильшика рыбы Ч подн€л всеобщее восстание против кутиев, чь€ вымогательска€ власть давно стала ненавистна в ћесопотамии.  утии были успешно изгнаны навсегда, но блест€ще начавшеес€ царствование ”тухенгал€ вскоре оборвалось: по легенде, когда он осматривал новый строившийс€ капал, под ним обрушилась глыба земли, и он утонул. ÷арство перешло к его соратнику. ”р-Ќамму. сделавшему своей столицей г. ”р; Ћагаш впал теперь в немилость, и индийска€ торговл€ перешла оп€ть к ”ру.

Ќовое государство получило официальное название Ђ÷арство Ўумера и јккадаї; хот€ почти все надписи и канцел€рские тексты составл€лись по-шумерски, шумерский разговорный €зык в это врем€ уже вымирал, повсюду уступа€ место аккадскому.

ƒинасти€, основанна€ ”р-Ќамму, в науке обозначаетс€ как ЂIII династи€ ”раї(ќб эфемерной II династии ”ра, включенной в шумерский Ђ÷арский списокї, по существу, ничего не известно, кроме того, что она относилась к –ƒ III периоду.) ”р Ќамму (2111Ч2094 гг. до н.э.) и в особенности его сын Ўульги (2093Ч2046 гг. до н.э.) создали классическое, наиболее типичное древневосточное деспотическое и бюрократическое государство. ¬ различных музе€х мира хранитс€, веро€тно, более ста тыс€ч документов учета из государственных хоз€йств парой III династии ”раЧэто, пожалуй, не менее половины всех сохранившихс€ глин€ных плиток с клинописью.

Ќа начальном этапе правлени€ III династии ”ра много внимани€ было уделено восстановлению ирригационной сети, сильно запущенной в годы хоз€йничань€ кутиев и их ставленников. Ќо не в этом заключалась суть политической де€тельности царей ”ра.

¬се храмовые и правительственные хоз€йства в пределах Ђ÷арства Ўумера и јккадаї Ч а оно вскоре объединило не только Ќижнюю, но и значительную часть ¬ерхней ћесопотамии, а также земли за “игром и в ЁламеЧбыли слиты в одно унифицированное государственное хоз€йство. ¬се работники (плоты) назывались в нем гурушамиЧЂмолодцамиї, а работницыЧ нгеме, т.е. просто рабын€ми. “ех и других было, веро€тно, от полумиллиона до миллиона. ¬се ониЧземледельцы, носильщики, пастухи, рыбакиЧбыли сведены в отр€ды (а ремесленникиЧ в обширные мастерские) и работали от зари до зари без свободных дней (только рабыни не могли работать в свои магические Ђнечистыеї дниЧпо всей веро€тности, в эти дни их держали взаперти), и все они получали стандартный паекЧ 1,5 л €чмен€ на мужчину, 0,75 л на женщину в день(–асчет минимальный, исход€щий из определени€ шумерской меры емкости сила как 0,75 л, другие определ€ют ее как 1 л.), выдавалось также чуть-чуть растительного масла и немного шерсти. Ћюбой отр€д или часть его могли быть переброшены на другую работу и даже в другой город совершенно произвольно, причем, скажем, ткачихи Ч на бурлаченье, медники Ч на разгрузку баржей и т.п. –аботали также и подростки. ‘актически это было рабство, хот€ слово это в отношении работников-мужчин не произносилось. —мертность была высокой. ¬едомостей на посто€нные выдачи пайка дет€м нет Ч женщины должны были, очевидно, содержать их за счет своего пайка. Ќо гуруши и нгеме семей, видимо, но имели, € рабоча€ сила пополн€лась главным образом за счет захвата пленных; они доставл€лись в ”р, а оттуда уже распредел€лись по местным государственным хоз€йствам. ќднако иной раз угнанных людей, особенно женщин и детей, подолгу содержали в лагер€х, где множество из них погибало.

 валифицированные ремесленники, административные служащие и воины тоже по большей части содержались на пайке, хот€ и большем, чем р€довые гуруши, Ч с учетом необходимости кормить семью; администраци€ государственного хоз€йства очень неохотно выдавала служебные наделы в пользование.

“ака€ система организации труда требовала огромных сил на надзор и учет. ”чет был чрезвычайно строгим; все фиксировалось письменно; на каждом документе, будь это хот€ бы выдача двух голубей на кухню, сто€ли печати лица, ответственного за операцию, и контролера; кроме того, отдельно велс€ учет рабочей силы и отдельно Ч выполненных ею норм; по мнению —.¬. —труве, поле могло делитьс€ на полосы вдоль и поперек, и один человек отвечал за контроль работы по поперечным полосам, а другойЧпо продольным; таким образом осуществл€лс€ их взаимный контроль крест-накрест. –азовые документы сводились в годовые отчеты по отр€дам, по городам и т.д.

”рожай и продукци€ мастерских шли на содержание двора и войска, на жертвы в храме, на прокорм персонала и на международный обмен через государственных торговых агентов Ч тамкаров. ќднако торговл€ не процветала: видимо, слишком большую часть прибыли тамкары должны были отдавать администрации.

÷ентрализовано было не только государственное земледелие, но и скотоводство. —кот выращивалс€ главным образом дл€ жертв богам, а отчасти дл€ кожевенного и сыроваренного производства. —набжение храмов жертвами было разверстано по округам; каждый округ поочередно должен был обеспечивать храмы в течение определенного срока. ¬ центр государства со всех его концов сгон€лись тыс€чи голов скота дл€ храма Ёнлил€ в Ќиппуре. Ёто было своего рода налогом.

¬с€ страна была разделена на округа, которые могли совпадать, а могли и не совпадать с прежними номами; во главе их сто€ли энси, но теперь это были просто чиновники, которых по произволу царской администрации перебрасывали с места на место. Ћишь кое-где в пограничных районах были сохранены традиционные власти. ѕоложение энси было тем не менее очень доходным, и они имели, например, много рабов; но во врем€ жатвы или при срочных ирригационных работах эти рабы должны были помогать в государственном хоз€йстве.

Ѕюрократической власти энси были, веро€тно, подчинены и те из общинников, которые не были поглощены царским хоз€йством. ќб этих общинниках мы знаем только, что они существовали и во врем€ жатвы часть из них нанималась жнецами в государственное хоз€йство, что свидетельствует об их бедности. ¬ажнейшего источника сведений о жизни общины, каким в –аннединастический и аккадский период были сделки о купле-продаже вемли, мы дл€ III династии ”ра лишены, потому что купл€ земли, как и вообще вс€ка€ частна€ нажива, была запрещена. ¬ пределах номов народные собрани€, как видно, бездействовали, хот€ сохран€лс€ как пережиток совета старейшин общинный суд.

¬ стране был установлен жесткий полицейский пор€док; воины между номами прекратились, и жизнь за пределами городских стен стала менее опасной; повсюду вдоль магистральных каналов стали по€вл€тьс€ деревни, расширилась сеть мелких каналов, что, веро€тно, позволило увеличить посевные площади.

Ќа какой же социальный слои опиралось деспотическое государство? ƒело в том, что организаци€ единого царского хоз€йства в масштабах всей страны, как уже упоминалось, потребовала огромного количества административного персонала надсмотрщиков, писцов, начальников отр€дов, начальников мастерских, управл€ющих, а также много квалифицированных ремесленников. –азоренные в течение аккадского и кутийского периодов общинники охотно шли на эти должности, где пропитание было раз навсегда установленным и обеспеченным, не зависевшим от удачи, урожа€ или кредита. ƒошедшие до нас от III династии ”ра судебные дела показывают нам, что резко повысилось число частных патриархальных рабов в хоз€йствах даже лиц низшего персонала и, стало быть, участие этих лиц в получении прибавочного продукта, создававшегос€ илотами-гурушами и нгеме, было дл€ них весьма доходным, значительно повышало уровень их благососто€ни€. ѕоэтому вошедшие в состав господствовавшего рабовладельческого класса мелкие надзиратели, чиновники, квалифицированные ремесленники и составл€ли вместе с войском, жречеством и администрацией политическую опору династии.

Ќадо заметить, что положение частных рабов Ч неполноправных членов семьи рабовладельца Ч было легче положени€ илотов-гурушей. «а ними еще признавались некоторые права (например, право выступать в суде, даже против рабовладельцев; сохранилось довольно много протоколов судебных дел, в которых рабы пытались оспорить свое рабское состо€ние Ч правда, во всех известных нам случа€х неудачно). Ёксплуатировались они менее нещадно, чем илоты, хот€ их, конечно, подвергали побо€м.

ќколо ста лет просуществовало царство III династии ”ра, и, казалось, ничто не могло быть прочнее и устойчивее. ”пор€дочены были даже культы богов: разнообразные и взаимно противоречившие системы номовых божеств были сведены в единую общую систему во главе с покровителем государственности Ч царем-богом Ёнлилем ниппурским; второе место занимал урский бог ЋуныЧЌанна, или «уэн (по-аккадски —уэн). Ѕыло создано Ч или, во вс€ком случае, систематизировано и вс€чески внедр€лось в сознание людей Ч учение о том, что люди были сотворены богами дл€ того, чтобы они кормили их жертвами и освободили от труда. ¬се цари, начина€ с Ўульги, обожествл€лись и поэтому сопричисл€лись к прочим богам в смысле об€занностей людей по отношению к ним. “огда же был создан Ђ÷арский списокї, о котором речь шла выше, а с ним Ч учение о божественном происхождении Ђцарственностиї, котора€ в первоначальные времена спустилась €кобы с неба и с тех пор в неизменной последовательности вечно пребывала на земле, переход€ от города к городу, от династии к династии, пока не дошла до III династии ”ра.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 949 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

2122 - | 1893 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.