Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√осударство —аргонидов




Ћугальзагеси, покорив почти всю южную часть Ќижней ћесопотамии (Ўумер), не попыталс€ создать единое государство. ќпира€сь на традиционную верхушку храмовой и общинной знати шумерских номов, он довольствовалс€ тем, что в каждом принимал из рук местных старейшин местные жреческие или правительские титулы. Ѕорьбу со своими противниками он не довел до конца: победив  иш, он не уничтожил лугалей  иша, победив Ћагаш, не сумел отстранить от власти ”руинимгину. Ўумер при Ћугальзагеси представл€л собой нечто похожее на военные союзы номов времен √ильгамеша и јгги.

ћежду тем Ћугальзагеси пришлось столкнутьс€ с новым и совершенно неожиданным противником. Ёто был человек, который в исторической науке условно обозначаетс€ как —аргон ƒревний (ок. 2316Ч2261 гг. до н.э.); он происходил из жителей северной части Ќижней ћесопотамии, говоривших на восточносемитском €зыке; на этом €зыке он называл себ€ Ўаррум-кен, что означает ЂцарьЧистиненї.  ак полагают историки, такое прозвание не было его первоначальным именем; он присвоил его, когда объ€вил себ€ царем.

ѕозднейшие древневосточные легенды единодушно считали —аргона ƒревнего человеком очень незнатного происхождени€ Ч нет основани€ сомневатьс€ в достоверности этой традиции. —читали, что он был садовником и приемным сыном водоноса, потом стал личным слугой лугал€  иша, а после поражени€, которое нанес  ишу Ћугальзагеси, выкроил себе собственное царство(ѕо легенде, —аргон находилс€ под особым покровительством »штар, богини битв.).

—аргон не св€зал своей судьбы с какими бы то ни было вековыми общинными или номовыми традици€ми; он возвысил почти неизвестный городок (где-то, по-видимому, на орошаемых земл€х, ранее принадлежавших  ишу). Ётот городок называлс€ јккаде. ѕосле падени€ династии —аргона город јккаде был разрушен полностью; от него не осталось следов, и до сих пор археологи не могут обнаружить городища, под которым скрывались бы его развалины. Ќо он сыграл большую роль в истории, и впоследствии вс€ область северной части Ќижней ћесопотамии (между ≈вфратом и “игром, включа€ нижнюю часть долины р. ƒи€лы) стала называтьс€ јккадом; восточносемитский €зык с тех пор и в течение последующих двух тыс€челетий тоже называлс€ аккадским €зыком.

Ќе име€ корней в традиционных номах, не будучи св€зан с их храмами и знатью, —аргон, по-видимому, опиралс€ на более или менее добровольное народное ополчение. “радиционной тактике стычек между небольшими т€желовооруженными отр€дами, которые сражались в сомкнутом строю, —аргон и его преемники противопоставили тактику больших масс легковооруженных подвижных воинов, действовавших цеп€ми или врассыпную. Ўумерские пугали из-за отсутстви€ в Ўумере достаточно гибких и упругих сортов дерева дл€ луков совершенно отказались от стрелкового оружи€; —аргон и —аргониды, напротив, придавали большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отр€ды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доход€ до рукопашной. ќчевидно, либо —аргон имел доступ к заросл€м тиса (или лещины) в предгорь€х ћалой јзии или »рана, либо в его врем€ был изобретен составной, или клееный, лук из рога, дерева и жил. ’ороший лук Ч это грозное оружие, которое бьет прицельно на 200 м и более; из него можно делать 5Ч6 выстрелов в минуту при запасе стрел в колчане от 30 до 50; на близком рассто€нии стрела пробивает толстую доску.

—обыти€, которые в Ћагаше привели к перевороту ”руинимгины, показывают, что в обществе накопилось много недовольства существовавшими пор€дками, и —аргон, видимо, повсеместно находил поддержку. Ѕеднейша€ часть общинников была заинтересована в укрощении непомерно усиливавшейс€ номовой знати, а служба в войске —аргона давала многим надежду на социальное и имущественное продвижение, какое в предшествующие времена было таким люд€м недоступно; да и внутри персонала храмовых и правительственных хоз€йств существовало достаточно сильное расслоение дл€ того, чтобы и тут нашлись люди, готовые поддержать разрушение номовых пор€дков. »менно из таких людей происходил и сам —аргон. ќбъединение страны в единое государство казалось полезным дл€ развити€ ее производительных сил: могли бы прекратитьс€ бесконечные кровавые распри из-за каналов и перекройка ирригационных сетей; могла бы упроститьс€ торговл€.

—аргон начал, по-видимому, с того, что распространил свою власть на ¬ерхнюю ћесопотамию, возможно дойд€ до —редиземного мор€; затем он предложил Ћугальзагеси породнитьс€ с ним путем дипломатического брака; Ћугальзагеси отказал. —аргон перешел к военным действи€м и быстро разгромил своего противника; Ћугальзагеси был вз€т в плен и в медных оковах проведен в торжественной процессии через Ђворота бога Ёнлил€ї в Ќиппуре. «атем его, веро€тно, казнили, а —аргон в короткий срок завоевал все важнейшие города Ќижней ћесопотамии, в том числе целиком был завоеван и Ћагаш; воины —аргона, уже побывавшие до того у —редиземного мор€, теперь омыли оружие в ѕерсидском заливе. ѕозже его войска совершали и еще походыЧв ћалую јзию (Ђ—еребр€ные горыї) и в Ёлам.

Ќомы и при —аргоне сохранили каждый свою внутреннюю структуру. Ќо отдельные энси превратились теперь фактически в чиновников, ответственных перед царем. ќни же объединили в своих руках управление храмовыми хоз€йствами, которые также были подчинены царю. ѕредставителей сохранившихс€ знатных номовых родов, особенно правительских, —аргон и его преемники держали при своем дворе на положении не то вельмож, не то заложников.

—аргон имел свое посто€нное войско (причем воины были расселены вокруг г. јккаде), а также опиралс€ на ополчение. ѕоэтому он не нуждалс€ в дружинах воинов, сидевших на наделах, которые выдавались от храмовых хоз€йств, и они были распущены. ¬ообще —аргониды предпочитали выдавать работникам пайки и уменьшили число наделов, выдававшихс€ персоналу государственных хоз€йств. Ёто позвол€ло повысить норму его эксплуатации.

—аргон ввел единообразные меры площади, веса и т.п. по всей стране, заботилс€ о поддержании сухопутных и водных путей; по преданию, корабли из ћелахи (»ндии) поднимались при нем вверх по реке до пристани г. јккаде и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезь€н. ќднако этот расцвет торговли продолжалс€ недолго.

—аргон вс€чески подчеркивал свое уважение к богам, особенно к богу-покровителю јккаде (он называлс€ јбба или јмба) и к Ёнлилю ниппурскому, делал храмам большие подарки, стара€сь привлечь на свою сторону жречество. —вою дочь(«вали ее Ён-’едуанна; ей, возможно, принадлежит авторство р€да религиозно-поэтических гимнов.) он отдал в жрицы-эн, по-аккадски энту, богу Ћуны Ќанне в ”р; с тех пор стало традицией, чтобы старша€ дочь цар€ была энту Ќаины. “ем не менее отношени€ между жречеством и цар€ми, особенно при потомках —аргона, видимо, были холодными. —аргониды во всем Ч в титулатуре, в обыча€х, в художественных вкусах Ч порвали с традици€ми раннединастической поры; в искусстве место надчеловеческого и потому безликого образа божества Ч или жреца, предсто€щего перед божеством,Ч заступает образ сильной индивидуальности, каким был —аргон и близкие ему люди, своими способност€ми пробившиес€ к могуществу; в устной словесности центральное положение занимает героический эпос. Ќо только единицы смогли действительно пробитьс€ из низов к власти, да и то лишь в начальный период правлени€ —аргонаЧпотом создалась-нова€ служила€ знать, р€ды которой не пополн€лись; и хот€ при —аргоне созывалось, по преданию, собранно его поиска, по собственно народные собрани€, а также и советы старейшин потер€ли вс€кое значение как органы чисто номовые, а не общегосударственные. ¬ общегосударственном масштабе царь обладал теперь деспотической властью, т.е. не только его собственна€ власть не вручалась ему никаким другим органом Ч советом или народным собранием,Ч но и р€дом с ним и в помощь ему не существовало никакой законной власти. “аким образом, народные массы, поддержавшие —аргона, мало выиграли от его победы, а в конечном счете много потер€ли, потому что деспотически-бюрократический образ правлени€ установилс€ в ћесопотамии на тыс€челети€.

Ќарод это очень скоро ощутил и пон€л. ѕо преданию, жители городов поднимали м€теж еще при самом —аргоне, причем он на старости лет должен был бежать и пр€татьс€ в канаве, хот€ потом и одолел м€тежников. ј сыновь€ —аргона, –имуш и ћаништушу, правившие друг за другом после него, встретились с единодушным и упорным сопротивлением по всей Ќижней ћесопотамии. ¬осставали энси городов и знать, причем теперь их поддержало множество людей разного социального положони€; подавл€€ восстание, –имуш вырезал целые города своей страны, казнил многие тыс€чи пленников.

«аметим, что и тут, как и в –аннединастический период, мы не обнаружим этнической вражды. „асто называют династию г. јккаде семитской в противоположность более ранним и более поздним, которые €кобы были шумерскими. ѕравда, —аргон и его потомки принадлежали к той части жителей севера Ќижней ћесопотамии, котора€ говорила по-восточносемитски (по-аккадски), и естественно, что он в первую очередь возвышал своих земл€ков, среди которых тоже многие или даже большинство говорили по-аккадски. ќднако семито€зычными были уже и некоторые гораздо более раниме династии; не только в  ише, но и в ”ре восточносемитска€ речь была распространена по крайней мере с начала периода –ƒ III, если не ранее; пожалуй, один лишь Ћагаш оставалс€ почти целиком шумеро€зычным. Ќо и при —аргоне, и при его потомках шумерский €зык оставалс€ официальным €зыком надписей и делопроизводства, и лишь на втором месте р€дом с ним употребл€лс€ аккадский.

ѕо преданию, –имуша убила знать, закидав его т€желыми каменными печат€ми; как видно, в присутствии цар€ не полагалось находитьс€ с оружием. ќднако брат его ћаништушу продолжал ту же политику. ≈му тоже пришлось жестоко подавл€ть м€тежи в собственном государстве. ¬оспользовавшись т€желым положением городов, опустошенных резней при его брате –имуше и при нем самом, и жела€ увеличить государственный сектор хоз€йства, он принудительно скупал землю у их граждан за номинальную цену. —ущественно, однако, что он не считал возможным просто отобрать эту землю, а проделывал все формальности, существовавшие дл€ покупки земли частным лицом, и совершал сделку при свидетел€х как со своей стороны, так и со стороны вынужденных продавцов, а в случае особо крупных массивов земли выпрашивал согласие на сделку у местного народного собрани€. »з этого видно, что древние цари, несмотр€ нa деспотический характер их власти, не €вл€лись собственниками всей земли государства и дл€ приобретени€ земельных угодий должны были их покупать на общих основани€х; своим могуществом они пользовались лишь дл€ установлени€ крайне низкой, почти символической цепы.

—делки ћаништушу по скупке земли были по его приказу записаны на большом каменном обелиске, который дошел до нашего времени. ѕоскольку в эти сделки вовлекалось большое число людей, постольку текст надписи на обелиске ћаништушу дает нам возможность установить структуру нижнемесопотамского общества XXIII в. до н.э. вне государственного сектора. ¬ы€сн€етс€,что и в это врем€, как и в –аннединастический период, общинники жили большесемейными домашними общинами Ч Ђдомамиї, включавшими от одного до чотырЄх поколений и возглавл€вшимис€ патриархами; кажда€ домашн€€ община владела своей землей, причем внутри ее индивидуальные семейные €чейки получали кажда€ свою долго. ѕродавать такую долю, всю или частично, можно было только с разрешени€ большесемейной общины в целом; продавец получал Ђплатуї, а его родичи Ч разные приплаты (Ђподаркиї) в личную собственность. ѕродавать землю целой большесемейной общины, всю или частично, можно было соответственно лишь с разрешени€ всех родственных большесемейных общин, патриархи которых происходили от общего предка по мужской линии, причем Ђплатуї получал патриарх продающей общипы, а приплаты и угощени€ Ч прочие родичи из всех заинтересованных Ђдомовї. Ќаконец, если продавалась земл€ сразу нескольких Ђдомовї, особенно если их мужчины принадлежали более чем к одному роду, требовалось согласие народного собрани€ территориальной общины пли всего нома. ѕир народному собранию устраивал покупатель Ч царь.

ѕоходы, которые еще —аргоп совершал в соседние страны (—ирию, ћалую јзию, Ёлам), продолжали и его сыновь€. ѕо-видимому, цари считали единовременный грабеж соседних стран выгоднее дл€ себ€, чем те сборы и доходы, которые они могли получать с торговли. ћаништушу совершал походы далеко на восток, как по морю, так и посуху; оп дошел до эламского города јншана в глубине »рана, около современного Ўираза.

¬ Ёламе в это врем€ процветала цивилизаци€, весьма сход-па€ с шумеро-аккадской раннединастической. Ёламский €зык был родствен дравидским €зыкам современной ёжной »нди€. ƒл€ него под известным вли€нием шумерского письма еще в первой четверти III тыс€челети€ до н.э. было создано особое, пока не дешифрованное иероглифическое письмо, употребл€вшеес€ дл€ хоз€йственного учета, по-видимому, тоже в храмовых хоз€йствах, как и в Ўумере. ¬ целом Ёлам шел по тому же-пути развити€, что и Ќижн€€ ћесопотами€. ќднако область. эламской цивилизации охватывала не только наносную иловую равнину рек  арун и  ерхе, в значительной мере семитизированную, но и горные местности вплоть до границ нынешнегої јфганистана и стран древнеиндийской цивилизации.

÷ар€м јккаде, несмотр€ на р€д походов, веро€тно, не удалось по-насто€щему покорить Ёлам, и плем€нник ћаништушу царь Ќарам-—уэн, в конечном счете заключил с эламитами письменный договор, по которому Ёлам об€залс€ согласовывать свою внешнюю и военную политику с јккадским царством, но сохранил свою внутреннюю независимость. Ёто первый известный нам: в мировой истории международный договор. ќн написан по-эламски, но аккадской клинописью, котора€ с этого времени начала распростран€тьс€ и в Ёламе.

Ќарам-—уэн (2236Ч2200 гг. до н.э.) был наиболее могущественным из потомков —аргопа; но и его царствование началось. с м€тежа; граждане древнего  иша избрали одного из своей среды на царство, и к их восстанию присоединилось множество городов в разных част€х обширного государства. Ѕыстрые и решительные действи€ молодого цар€ привели его, однако, к победе над восставшими.

ћы относительно мало знаем о других военных событи€х времени Ќарам-—уэна; по-видимому, он воевал в —ирии, ¬ерхней ћесопотамии и в предгорь€х »рана. ¬ —ирии он разрушил мощный ном-государство Ёблу, населенную западными семитами а осуществл€вшую в здешних местах гегемонию.

ƒо нас дошел архив цар€ Ёблы (носившего семитский титул маликум, а по-шумерски эн); этот архив содержал клинописные хоз€йственные документы, эблаитско-шумерские словари и религиозно-литературные тексты. —уд€ по документам, Ёбла имела также св€зи с востоком (вплоть до ћари и  иша), но с ≈гиптом и ‘иникией сносилась через каких-то посредников. Ёбла не была Ђимпериейї, как сгор€ча объ€вили ее исследователи, а обычным, хот€ и весьма важным, городом-государством.

ѕри Ќарам-—уэне были доведены до конца перемены в государственном устройстве, начатые еще его дедом —аргоном. ќн окончательно отбросил все старые, традиционные титулы и стал называть себ€ Ђцарем четырех сторон светаї; и в самом деле, столь обширного государства древность до него не знала. ќн сохранил управление номами Ч и государственными хоз€йствами в них Ч через энси, но на должности энси он назначал либо своих сыновей, либо своих чиновников; так, в Ћагаше в качества энси он поставил простого писца.

—ерьезные последстви€ имело то, что Ќарам-—уэн поссорилс€ с жречеством Ќиппура; веро€тно, это было св€зано, между прочим, с вопросами титулатуры; отказавшись от всех прежних титулов, он отказалс€ от жреческого утверждени€ этих титулов. ∆ители јккаде (несомненно, по желанию цар€) на своей сходке признали его богом; был установлен прижизненный культ Ќарам-—уэна (раньше цари почитались лишь посмертно Ч это было частью культа предков). “еперь же какой-нибудь незначительный энси должен был на своей печати об€зательно указывать: ЂЅог Ќарам-—уэн, царь четырех сторон света, бог јккаде, € Ч такой-то, энси такого-то города, твой рабї.

—оциальна€ опора јккадской династии к концу правлени€ Ќарам-—уэна максимально сузилась. ќбщинники были разорены войнами, карательными походами против городов собственной страны, принудительной скупкой земли; стара€ знать, видимо, была в большинстве своем физически истреблена; средний слой государственных работников лишен значительной части наделов и переведен на илотские пайки; а жречество испытывало недовольство, очевидно, по идеологическим соображени€м. Ќа стороне цар€ осталась только созданна€ —аргонидами служила€ бюрократическа€ знать. “ут началось вторжение с »ранского наторь€ племени кутиев(»х неправильно называют также гуте€ми.) (видимо, родственного современным дагестанцам).

√удеа.

— этого момента началось постепенное падение династии јккаде. ¬начале борьба с горцами шла с переменным успехом, но уже сын Ќарам-—уэна должен был, по-видимому, уступить свой титул Ђцар€ четырех сторон светаї царю Ёлама (который в тот момент был объединен) в обмен на помощь против кутиев. Ќо вскоре власть в ћесопотамии целиком переходит в руки кутийских вождей. ќни называли себ€ Ђцар€миї, но, по-видимому, избирались племенным собранием воинов лишь на срок (от двух до семи лет).  утии разорили своими нападени€ми почти всю страну, за исключением Ћагаша, лежавшего несколько в стороне от главного пути их набегов, и, может быть, ”рука и ”ра, защищенных полосою болот.

 онечно, кутии не создали своего общегосударственного управлени€ дл€ Ќижней ћесопотамии; когда они прекратили военный грабеж, они продолжали ограбление в форме даней, которые дл€ них и за них собирали местные аккадские и шумерские правители.

√удеа, живший во второй половине XXII в. до н.э. в Ћагаше, был сыном жрицы, представл€вшей богиню в Ђсв€щенном бракеї со жрецом. ѕоэтому официально он не имел Ђчеловеческихї родителей. ќднако такое рождение было почетным, и √удеа был женат первым браком на дочери лагашского энси, а потом унаследовал должность своего тест€. “аким образом, он представл€л номовое жречество.

ѕолитика √удеа соедин€ла черты политики традиционных номовых энси с принципами, созданными при династии јккаде. ќн решительно отказалс€ от права собственности правител€ государства на храмовые земли, следу€ в этом позиции ”руинимгины, а не —аргона и Ќарам-—уэна. Ќо он не вернулс€ к системе множества храмовых хоз€йств отдельных богов, а слил их все в одно общегосударственное (общелагашское) храмовое хоз€йство бога Ќингирсу. –аботников этого хоз€йства он держал в положении илотов на пайке, как при —аргонидах. Ќа строительство нового, грандиозного храма Ќингирсу он не жалел средств и ради этого ввел новые налоги на все население и новые повинности; к строительным повинност€м при нем привлекались иногда даже женщины. ¬ то же врем€ есть косвенные данные в пользу того, что совет старейшин всего Ћагаша имел при √удеа столь большое значение, что за ним признавалось право избирать и назначать правител€.

ќт кутиев √удеа откупалс€ богатой данью, зато Ќижн€€ ћесопотами€ Ч не только ном Ћагаш Ч почти целиком была в его фактическом распор€жении. ќн имел возможность воевать с Ёламом и вести торговлю со странами ѕередней јзии и даже с ћелахой (»ндией); ввозил он, по-видимому, исключительно материалы дл€ строительства и богатого убранства храма Ќингирсу. ќт правлени€ √удеа осталось много пам€тников. ≈го сын и внук пе сумели сохранить его политического положени€, и могущество Ћагаша уменьшилось.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 940 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1980 - | 1946 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.