Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»зобретение письменности. ѕротописьменный период




”же очень рано человеку в ходе его истории понадобилось делать сообщени€ не только устно, от лица к лицу, но и через врем€ и пространство. ƒл€ этого использовались специальные мнемонические (папоминательные) знаки, изображавшие вощи, о которых надо было что-то сообщить или которые вызывали какие-то нужные ассоциации. ћы довольно много знаем о таких знаках у племен, живших еще в XIXЧXX вв. в первобытных услови€х, но, к сожалению, до недавиого времени не было сведений о мнемонических знаках древних неолитических племЄн, пока американска€ исследовательница ƒ. Ўмандт-Ѕессерат не обнаружила, что неолитическое население ѕередней јзии не позже VIЧV тыс€челетни до н.э. пользовалось дл€ сообщении не только вещами, имевшими другое основное назначение (например пучок стрел дл€ объ€влени€ войны), и не только давно исчезнувшими рисунками краской или сажей, но и объемными изображени€ми предметов, иногда собранными в специальные глин€ные емкости-Ђконвертыї. ѕо форме эти объемные мнемонические знаки дл€ сообщени€ весьма сходны с первыми месопотамскими рисуночными знаками, уже составл€вшими определенную систему.

Ќа грани IV и III тыс€челетий до н.э. в Ќижней ћесопотамии рисовали знаки на пластичных плитках из глины углом тростниковой палочки.  аждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое пон€тие, св€зывавшеес€ с этим предметом. Ќапример, небосвод, зачерченный штрихами, означал Ђночьї и тем самым также Ђчерныйї, Ђтемныйї, Ђбольнойї, Ђболезньї, Ђтемнотаї и т.п. «нак ноги означал Ђидтиї, Ђходитьї, Ђсто€тьї, Ђприноситьї и т.д. √рамматические формы слов не выражались, да это было и не нужно, так как обыкновенно в документ заносились только цифры и знаки исчисл€емых объектов. ѕравда, сложнее было передавать наименование получателей предметов, но и тут на первых порах можно было обойтись наименованием их профессий: горн обозначал медника, гора (как знак чужой страны)Чраба, терраса (?) (может быть, род трибуны) Ч вожд€-жреца и т.п. Ќо скоро стали прибегать к ребусу: если на означало Ђкаменьї, Ђгир€ї, то знак гири р€дом со знаком ноги подсказывал чтение генаЧЂидущийї, а знак Ђкучиї Ч ба р€дом с тем же знаком подсказывал чтение губа Ч Ђсто€щийї п т. п. »ногда ребусным способом писали и целые слова, если соответствующее пон€тие трудно было передать рисунком; так, ги Ђвозвращать, добавл€тьї обозначалось знаком Ђтростникаї Ч ги. ƒревнейшие тексты, написанные рисуночными мнемоническими знаками, относ€тс€ ко времени около 3000 г. до н.э. или несколько позже, но миновало не менее 600 лет, пока письмо из системы чисто напоминательных знаков превратилось в упор€доченную систему передачи речевой информации во времени и на рассто€нии. Ёто произошло около 2400 г. до н.э.

  этому времени из-за невозможности быстро проводить по глине криволинейные фигуры без заусенцев и т.п. знаки превратились уже просто в комбинации пр€мых черточек, в которых трудно было узнать первоначальный рисунок. ѕри этом кажда€ черточка из-за нажима на глину углом пр€моугольной палочки получала клиновидный характер; вследствие этого такое письмо называетс€ клинописью.  аждый знак в клинописи может иметь несколько словесных значений и несколько чисто звуковых (обычно говор€т о слоговых значени€х знаков, но это неверно: звуковые значени€ могут обозначать и полслога, например слог баб можно написать двум€ Ђслоговымиї знаками: ба-аб; значение будет то же, что и при одном знаке баб, разница Ч в удобстве заучивани€ и в экономии места при написании знаков, но не в чтении). Ќекоторые знаки могли быть также и Ђдетерминативамиї, т.е. нечитаемыми знаками, которые только указывают, к какой категории пон€тий относитс€ соседний знак (дерев€нные или металлические предметы, рыбы, птицы, профессии и т.д.); таким образом облегчалс€ правильный выбор чтени€ из нескольких возможных.

Ќесмотр€ на всю неточность письменной передачи речи в архаический период истории Ќижней ћесопотамии, советскому ученому ј.ј. ¬айману удалось все же прочесть некоторые древнейшие хоз€йственные документы начала III тыс€челети€ до н.э. Ёто обсто€тельство, а также изучение самих рисунков, употребл€вшихс€ дл€ письма, нар€ду с данными археологии позвол€ют нам до известной степени восстановить древнейшую общественную историю этой страны, хот€ отдельные событи€ в течение долгого исторического периода остаютс€ неизвестными.

ѕрежде всего перед нами встает вопрос о том, какой же народ создал впервые цивилизацию Ќижней ћесопотамии. Ќа каком €зыке он говорил? »зучение €зыка некоторых более поздних клинописных надписей (примерно с 2500 г. до н.э.) и упоминающихс€ в надпис€х (примерно с 2700 г. до н.э.) собственных имен показало ученым, что уже в то врем€ в Ќижней ћесопотамии жило население, говорившее (а позже и писавшее) по крайней мере на двух совершенно разных €зыках Ч шумерском и восточносемитском. Ўумерский €зык с его причудливой грамматикой не родствен ни одному из сохранившихс€ до наших дней €зыков. ¬осточносемитский €зык, который позже называлс€ аккадским или вавилоно-ассирийским, относитс€ к семитской семье афразийской надсемьи €зыков; в насто€щее врем€ к этой же семье принадлежат: р€д €зыков Ёфиопии(¬ том числе €зык тигре, родной €зык предка ѕушкина Ч √аннибалаї), арабский €зык, €зык о-ва ћальта в —редиземном море, €зык иврит в »зраиле и новоарамейский €зык маленького народа, называющего себ€ ассирийцами и живущего разбросанно в разных странах, в том числе и в ———–. —ам аккадский, или вавилоно-ассирийскии, €зык, как и р€д других семитских €зыков, вымер еще до начала нашей эры.   афразийской надсемье (но не к семитскому семейству) принадлежал также древнеегипетский €зык, в нее и поныне входит р€д €зыков —еверной јфрики, вплоть до “анзании, Ќигерии и јтлантического океана.

≈сть основание думать, что в IV тыс€челетии до н.э., а может быть и позже, в долине “игра и ≈вфрата ещЄ жило население, говорившее и на других, давно вымерших €зыках. ¬озможно, именно это население впервые создало ирригацию земли в долине р. ƒи€лы, а также начало осваивать равнину Ќижней ћесопотамии, хот€ в последнем случае главна€ роль, очевидно, принадлежала шумерам, а в северной части области Ч и восточным семитам.

„то касаетс€ наиболее древних месопотамских письменных текстов (примерно с 2900 по 2500 г. до н.э.), то они, несомненно, написаны исключительно на шумерском €зыке. Ёто видно из характера ребусного употреблени€ знаков: очевидно, что если слово Ђтростникї Ч ги совпадает со словом Ђвозвращать, добавл€тьї Ч ги, то перед нами именно тот €зык, в котором существует такое звуковое совпадение. ј это Ч шумерский €зык. ќднако это не значит, что восточные семиты, а может быть, и носители другого, неизвестного нам €зыка не жили в Ќижней ћесопотамии наравне с шумерами уже и в то врем€ и даже раньше. Ќет достоверных данных, ни археологических, ни лингвистических, которые заставили бы думать, что восточные семиты были кочевниками и что они не участвовали вместе с шумерами в великом деле освоени€ р. ≈вфрат. Ќет также основани€ считать, что восточные семиты вторглись в ћесопотамию около 2750 г. до н.э., как предполагали многие ученые; напротив, лингвистические данные скорее заставл€ют думать, что они осели между ≈вфратом и “игром уже в эпоху неолита. ¬се же, по-видимому, население южной части ћесопотамии примерно до 2350 г. говорило в основном по-шумерски, в то врем€ как н центральной н северной части Ќижней ћесопотамии нар€ду с шумерским звучал также и восточносемитский €зык; он же преобладал и в ¬ерхней ћесопотамии.

ћежду людьми, говорившими на этих столь различных между собою €зыках, суд€ по наличным данным, этнической вражды не было. ќчевидно, в то врем€ люди ещЄ не мыслили таким и большими категори€ми, как одно€зычные этнические массивы: и дружили между собой, и враждовали более мелкие единицы Ч племена, номы, территориальные общины. ¬се жители Ќижней ћесопотамии называли себ€ одинаково Ђчерноголовымиї (пo-шумерски санз-нгига, по-аккадски цальмат-каккади.) независимо от €зыка, на котором говорил каждый.

ѕоскольку исторические событи€ столь древнего времени нам неизвестны, историки пользуютс€ дл€ подразделени€ древнейшей истории Ќижней ћесопотамии археологической периодизацией. јрхеологи различают ѕротописьменный период (2900Ч 2750 гг. до н.э., с двум€ подпериодами)(¬озможно, эти даты следует несколько удревнить.) и –аннединастический период (2750Ч2310 гг. до н.э., с трем€ подпериодами).

ќт ѕротописьменного периода, если по считать отдельных случайных документов, до нас дошли три архива: два (один старше, другой моложе) Ч из г. ”рука (ныне ¬арка), на юге Ќижней ћесопотамии, и один, современный более позднему из урукских,Ч с городища ƒжемдет-наср, на северо (древнее название города неизвестно). ќбщественный строй ѕротописьменного периода изучалс€ советскими учеными Ћ. ». “юменевым, который исходил только из изучени€ рисунков-знаков, как таковых, и ј.Ћ. ¬айманом, которому удалось прочесть некоторые из документов целиком.

«аметим, что письменна€ система, примен€вша€с€ в ѕротописьменный период, была, несмотр€ на свою громоздкость, совершенно тождественной на юге Ќижней ћесопотамии и на севере. Ёто говорит в пользу того, что она была создана в одном центре, достаточно авторитетном дл€ того, чтобы тамошнее изобретение было заимствовано разными номовыми общинами Ќижней ћесопотамии, несмотр€ на то что между ними по было ни экономического, ни политического единства и их магистральные каналы были отделены друг от друга полосами пустыни. Ётим центром, по-видимому, был город Ќиппур, расположенный между югом и севером нижнеевфратской равнины. «десь находилс€ храм бога Ёнлил€, которому поклон€лись все Ђчерноголовыеї, хот€ каждый ном имел и собственную мифологию и пантеон (систему божеств). ¬еро€тно, здесь был ритуальный центр шумерского племенного союза еще в догосударственный период. ѕолитическим центром Ќиппур не был никогда, по важным культурным центром он оставалс€ долго.

¬се документы происход€т из хоз€йственного архива храма Ёанны, принадлежавшего богине »нане, вокруг которого консолидировалс€ город ”рук, и из аналогичного храмового архива, найденного на городище ƒжемдет-наср. »з документов видно, что в храмовом хоз€йстве было множество специализированных: ремесленников и немало пленных рабов и рабынь; однако рабы-мужчины, веро€тно, сливались с общей массой зависимых от храма людей Ч во вс€ком случае, так, бесспорно, обсто€ло дело двум€ столети€ми позже. ¬ы€сн€етс€ также, что община выдел€ла большие участки земли своим главным должностным липам Ч жрецу-прорицателю, главному судье, старшей жрице, старшине торговых агентов. Ќо львина€ дол€ доставалась жрецу, носившему звание эн.

Ён был верховным жрецом в тех общинах, где верховным божеством почиталась богин€; он представл€л общину перед внешним миром и возглавл€л ее совет; он же участвовал в обр€де Ђсв€щенного бракаї, например, с богиней »наной урукской Ч обр€де, по-видимому считавшемс€ необходимым дл€ плодороди€ всей урукской земли. ¬ общинах, где верховным божеством был бог, существовала жрица-эн (иногда известна€ и под другими титулами), также участвовавша€ в обр€де св€щенного брака с соответствующим божеством.

«емл€, выделенна€ эну, Ч ашаг-эн, или ниг-эна, Ч постепенно стала специально храмовой землей; урожай с нее шел в запасный страховой фонд общины, на обмен с другими общинами и странами, на жертвы богам и на содержание персонала храмаЧего ремесленников, воинов, земледельцев, рыбаков и др. (∆рецы обычно имели свою личную землю в общинах помимо храмовой).  то обрабатывал землю ниг-эна в ѕротописьменный период, ним пока не совсем €сно; позже ее возделывали илоты разного рода. ќб этом нам рассказывает еще один архив из соседнего с ”руком городаЧархаического ”ра, а также и некоторые други; они относ€тс€ уже к началу следующего, –аннединастического периода.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 902 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

2090 - | 1843 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.