Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–аннединастический период




¬ыделение –аннединастического периода в особый, отличный от ѕротописьменного, имеет разнообразные археологические причины, разбирать которые здесь было бы трудно. Ќо и чисто исторически –аннединастический период выдел€етс€ достаточно четко.

¬ конце III тыс€челети€ до н.э. шумеры создали род примитивной историиЧЂ÷арский списокї, перечень царей, €кобы поочередно и последовательно от начала мира правивших в разных городах ћесопотамии, ÷ари, правившие подр€д в одном и том же городе, условно составл€ли одну Ђдинастиюї. ¬ действительности в этот список попали как исторические, так и мифические персонажи, причем династии отдельных городов нередко на самом деле правили не последовательно, а параллельно.  роме того, большинство из перечисленных правителей не были еще цар€ми: они носили звани€ верховных жрецов-эн, Ђбольших людейї (т.е. вождей-военачальников, лу-галъ, лугалъ) или жрецов-строителей (?Чэнси). ѕрин€тие правителем того или иного титула зависело от обсто€тельств, от местных городских традиций и т.п. ÷ифры лет, выражающие в списке продолжительность отдельных правлений, лишь в редких случа€х достоверны, чаще же €вл€ютс€ плодом позднейших произвольных манипул€ций с числами; в основе Ђ÷арского спискаї лежит, по существу, счет поколений, причем по двум главным, первоначально независимым лини€м, св€занным с городами ”руком и ”ром на юге Ќижней ћесопотамии и с городом  ишем Ч на севере. ≈сли отбросить вовсе фантастические династии Ђ÷арского спискаї, правившие Ђдо потопаї, то начало I  ишской династии Ч первой Ђпосле потопаї Ч приблизительно будет соответствовать началу –аннединастического периода по археологической периодизации (эта часть –аннединастического периода условно называетс€ –ƒ I). »менно к этому времени относитс€ упоминавшийс€ выше архаический архив из соседнего с ”руком города ”ра.

ѕредпоследний из правителей I династии  иша Ч Ён-ћенбарагеси, первый шумерский государственный де€тель, о котором нам сообщает не только Ђ÷арский списокї, но и его собственные надписи, так что в его историчности не приходитс€ сомневатьс€. ќн воевал с Ёламом, т.е. с городами в долине рек  аруна и  ерхе. соседними с Ўумером и проходившими тот же путь развити€. ѕожалуй, также не вызывает сомнений историчность сына Ён-ћепбарагеси Ч јгги, известного нам кроме Ђ÷арского спискаї лишь из эпической песни, дошедшей в записи, сделанной почти на тыс€чу лет позже. —огласно этой песне, јгга пыталс€ подчинить своему родному  ишу южный ”рук и совет старейшин ”рука готов был на это согласитьс€. Ќо народное собрание города, провозгласив вожд€-жреца (эна) по имени сопротивление. ќсада јггой ”рука была неудачна, и в результате сам  иш вынужден был подчинитьс€ √ильгамешу урукскому, принадлежавшему, согласно Ђ÷арскому спискуї, к I династии ”рука.

√ильгамеш €вилс€ впоследствии героем целого р€да шумерских эпических песен, а затем и величайшей эпической поэмы, Ђсоставленной на аккадском (восточносемитском) €зыке. ќ них будет рассказано в лекции о шумерской и вавилонской культурах. «аметим здесь лишь, что прив€зка эпического сюжета к историческому лицу Ч весьма обычное €вление в истории древних литератур; тем не менее мифы, составл€ющие сюжет эпических песен о √ильгамеше, гораздо старше √ильгамеша исторического. Ќо он, во вс€ком случае, был, очевидно, достаточно замечательной личностью, чтобы запомнитьс€ так крепко позднейшим поколени€м (уже вскоре после его смерти он был обожествлен, и им€ его было известно на Ѕлижнем ¬остоке еще в XI в. н.э.). Ёпосы представл€ют в качестве его важнейших подвигов постройку городской стоны ”рука и поход за кедровым лесом (согласно более поздней традиции Ч па Ћиван, по первоначально, веро€тно, легенда говорила о походе за лесом в более близкие горы »рана. Ѕыл ли действительно такой поход, неизвестно).

— √ильгамеша начинаетс€ второй этап –аннединастического периода (–ƒ II). ќ социально-экономических услови€х этого вpeмени известно еще из одного архива, найденного в древнем городке Ўуруппаке и содержащего хоз€йственные и юридические документы, а также учебные тексты XXVI в. до. н.э.(“акие тексты, а также первые записи литературных произведений найдены и на другом городище того же времени, сейчас называющемс€ јбу-—алабих.). ќдна часть этого архива происходит из храмового хоз€йства, друга€ жеЧиз частных донов отдельных общинников.

»з этих документов мы узнаем, что территориальна€ община (ном) Ўуруппак входила в военный союз общин, возглавл€вшихс€ ”руком. «десь, по-видимому, правили тогда пр€мые потомки √ильгамеша Ч I династи€ ”рука. „асть шуруппакскнх воинов была размещена по различным городам союза, в основном же урукские лугали, видимо, не вмешивались во внутренние общинные дела. ’оз€йство храма ужо довольно четко отдел€лось от земли территориальной общины и находившихс€ на ней частных хоз€йств домашних большесемейных общин, но св€зь храма с общиной оставалась при всем том достаточно ощутимой. “ак, территориальна€ община помогала храмовому хоз€йству в критические моменты т€гловой силой (ослами), а может быть, и трудом cвоиx членов, а храмовое хоз€йство поставл€ло пищу дл€ традиционного пира, которым сопровождалось народное собранно. ѕравителем нома Ўypyппак был энсиЧмалозначительна€ фигура; ему выдел€лс€ сравнительно небольшой надел, и, видимо, совет старейшин и некоторые жрецы были важнее его. —чет лот велс€ не по годам правлени€ энси, а по годичным периодам. в течение которых, по-видимому. кака€-то ритуальна€ должность по очереди выполн€лась представител€ми разных храмов и территориальных общин низшего пор€дка, составл€вших ном Ўуруппак.

–аботали в храмовом хоз€йстве ремесленники, скотоводы и земледельцы самых различных социальных наименований, преимущественно, по-видимому, за паек, однако некоторым из них при условии службы выдавали и земельные наделы Ч конечно, не в собственность. ¬се они были лишены собственности на средства производства и эксплуатировались внеэкономическим путем. Ќекоторые из них были беглецами из других общин, некоторыеЧпотомками пленных; женщины-работницы пр€мо обозначались как рабыни. Ќо многие, возможно, были людьми местного происхождени€.

¬не храма домашние большесемейные общины иной раз продавали свою землю; плату за неЄ получал патриарх семейной общины или, если он умер, неразделившиес€ брать€ следующего поколени€; другие взрослые члены общины получали подарки или символическое угощение за свое согласие на сделку. ѕлата. за землю (в продуктах или в меди) была очень низкой, и, возможно, после определенного периода времени Ђпокупательї должен был возвращать участок домашней общине первоначальных хоз€ев.

  середине III тыс€челети€ до н.э. нар€ду с военными и культовыми вожд€ми (лугал€ми, эпами и энси), находившимис€: в полной политической зависимости от советов старейшин своих номов, четко наметилась нова€ фигураЧлугаль-гегемон. “акой лугаль опиралс€ на своих личных приверженцев и дружину, которых он мог содержать, не спрашива€сь у совета старейшин; с помощью такой дружины он мог завоевать другие номы и таким образом стать выше отдельных советов, которые оставались чисто номовыми организаци€ми. Ћугаль-гегемон обычно принимала на севере страны звание лугал€  иша (по игре слов это одновременно означало Ђлугаль силї, Ђлугаль воинствї(„асто перевод€т также Ђцарь вселеннойї, но это, по-видимому, неточно.)), а на юге страныЧзвание лугал€ всей страны; чтобы получить это звание, нужно было быть признанным в храме г. Ќиппура.

ƒл€ того чтобы приобрести независимость от номовых общинных органов самоуправлени€, лугал€м нужны были самосто€тельные средства, и прежде всего земл€, потому что вознаграждать своих сторонников земельными наделами, с которых те кормились бы сами, было гораздо удобнее, чем полностью. содержать их на хлебные и иные пайки. » средства и земл€ были у храмов. ѕоэтому лугали стали стремитьс€ прибрать храмы к рукам Ч либо жен€сь на верховных жрицах, либо заставл€€ совет избрать себ€ сразу и военачальником, и верховным жрецом, при этом поруча€ храмовую администрацию вместо общинных старейшин зависимым и об€занным лично правителю люд€м.

Ќаиболее богатыми лугал€ми были правители I династии ”ра, сменившей I династию соседнего ”рука,Ч ћесанепада и его преемники (позднейшие из них переселились из ”ра в ”рук и образовали II династию ”рука). Ѕогатство их было основано не только на захвате ими храмовой земли (о чем мы можем догадыватьс€ по некоторым косвенным данным)(“ак, ћесанепада титуловал себ€ Ђмужем (небесной?) блудницыї - то ли это значит Ђнебесной блудницы, богини »наны урукскойї, то ли Ђжрицы богини »наныї. ¬ любом случае это означает, что он претендовал на власть над храмом »наны.), но и на торговле.

ѕри раскопках в ”ре археологи наткнулись на удивительное:погребение.   нему вЄл пологий ход, в котором сто€ли повозки, запр€женные волами; вход в склеп охран€лс€ воинами в шлемах и с копь€ми. » волы и воины были умерщвлены при устройстве погребени€. —ам склеп представл€л собой довольно большое, выкопанное в земле помещение; у стен его сидели (вернее, когда-то сидели Ч археологи нашли их скелеты упавшими на пол) дес€тки женщин, некоторые с музыкальными инструментами. »х волосы были некогда отброшены на спину и придерживались надо лбом вместо лепты серебр€ной полоской. ќдна из женщин, как видно, не успела надеть свой серебр€ный обруч, он осталс€ в складках ее одежды, и па металле сохранились отпечатки дорогой ткани.

¬ одном углу склепа была маленька€ кирпична€ опочивальн€ под сводом. ¬ ней оказалось не обычное шумерское погребение, как можно было бы ожидать, а остатки ложа, на котором навзничь лежала женщина в плаще из синего бисера, сделанного из привозного камн€ Ч лазурита, в богатых бусах из сердолика и золота, с большими золотыми серьгами и в своеобразном головном уборе из золотых цветов. —уд€ по надписи на ее печати, женщину звали ѕуаби(„тение имени, как часто случаетс€ в ƒревнемесопотамских надпис€х, ненадЄжно, но, во вс€ком случае, оно не может читатьс€ Ўуб-ад, как предлагаетс€ в попул€рных и части специальных работ.). Ѕыло найдено много золотой и серебр€ной утвари ѕуаби, а также две необыкновенной работы арфы со скульптурными изображени€ми быка и коровы из золота и лазурита на резонаторе.

јрхеологи нашли поблизости ещЄ несколько погребений такого же рода, но сохранившихс€ хуже; ни в одном из них останки центрального персонажа не сохранились.

Ёто погребение вызвало у исследователей большие споры, которые не прекратились и до сих пор. ќно не похоже на другие погребени€ этой эпохи, в том числе и на обнаруженное также в ”ре шахтное погребение цар€ того времени, где покойник был найден в золотом головном уборе (шлеме) необычайно тонкой работы.

Ќи на одной из жертв в погребении ѕуаби не было найдено следов насили€. ¬еро€тно, все они были отравлены Ч усыплены. ¬полне возможно, что они подчинились своей судьбе добровольно, чтобы продолжать в ином мире привычную службу своей госпоже. ¬о вс€ком случае, неверо€тно, чтобы воины охраны Ќуаби и ее придворные женщины в их дорогом убранстве были простыми рабын€ми. Ќеобычность этого и других сходных погребении, растительные символы да уборе Ќyaби, то, что она лежала как бы на брачном ложе, тот факт, что па еЄ золотых арфах были изображены бородатый дикий бык, олицетворение урского бога Ќаины (бога Ћупы), и дика€ корова, олицетворение жены Ќаины, богини Ќингаль,Ч все это привело некоторых исследователей к мысли, что Ќуаби была не простои женой урукского лугал€, а жрицей-эп, участницей обр€дов св€щенного брака с богом лyны.

 ак бы то ни было, погребение ѕуаби п другие погребени€ времени I династии ”ра (ок. XXV в. до н.э.) свидетельствуют об исключительном богатство прав€щей верхушки урского государства, возглавл€вшего, видимо, южный союз нижнемесопотамских шумерских номов. ћожно довольно уверенно указать и на источник этого богатства: золото и сердоликовые бусы ѕуаби происход€т с п-ова »ндостан, лазурит Ч из копей Ѕадахшана в —еверном јфганистане; надо думать, что он тоже прибыл в ”р морским путем через »ндию. Ќе случайно, что погребени€ лугалей  иша того времени значительно беднее: именно ”р был портом морской торговли с »ндией. ¬ысоконосые шумерские корабли, св€занные из длинных тростниковых стволов и промазанные естественным асфальтом, с парусом из циновок на мачте из толстого тростника, плавали вдоль берегов ѕерсидского залива до о-ва ƒильмун (ныне Ѕахрейн) и далее в »ндийский океан и, возможно, доходили до портов ћелахи(¬ литературе называетс€ также ћелуххой; оба чтени€ допустимы.) Ч страны древнеиндской цивилизации Ч недалеко от усть€ р. »нд.

— I династии ”ра начинаетс€ последн€€ стади€ –аннединастического периода (–ƒ III). ѕомимо г. ”ра в Ќижней ћесопотамии в это врем€ были другие независимые номовые общины, и некоторые из них возглавл€лись лугал€ми, не менее лугалей ”ра стремившимис€ к гегемонии. ¬се оии жили в посто€нных стычках друг с другомЧэто характерна€ черта периода; воевали из-за плодородных полос земли, из-за каналов, из-за накопленных богатств. ¬ числе государств, правители которых претендовали на гегемонию, самым важным был ном  иш на ceвере Ќижней ћесопотамии и ном Ћагаш на юго-востоке. Ћагаш был расположен на рукаве ≈вфрата Ч »-Ќина-гене и выходил на лагуну р. “игр. —толицей Ћагаша был город √ирсу.

»з Ћагаша до нас дошло гораздо больше документов и надписей этого периода, чем из других городов Ќижней Mecoпотамии. ќсобенно важен дошедший архив храмового хоз€йства богини Ѕабы. »з этого архива мы узнаем, что храмова€ земл€ делилась на три категории: 1) собственно храмова€ земл€ ниг-эна, котора€ обрабатывалась зависимыми земледельцами храма, а доход с нее шел отчасти на содержание персонала хоз€йства, но главным образом составл€л жертвенный, резервный и обменный фонд; 2) надельна€ земл€, состо€вша€ из участков, которые выдавались части персонала храмаЧмелким администраторам, ремесленникам и земледельцам; из держателей таких наделов набиралась и военна€ дружина храма; нередко надел выдавалс€ на группу, и тогда часть работников считалась зависимыми Ђлюдьмиї своего начальника; наделы не принадлежали держател€м на праве собственности, а были лишь формой кормлени€ персонала; если администрации почему-либо было удобнее, она могла отобрать надел или вовсе не выдавать его, а довольствовать работника пайком; только пайком обеспечивались рабыни, зап€тые ткачеством, пр€дением, уходом за скотом и т.п., а также их дети и все мужчины-чернорабочие: они фактически были на рабском положении и нередко приобретались путем покупки, но дети рабынь впоследствии переводились в другую категорию работников; 3) издольна€ земл€, котора€ выдавалась храмами, по-видимому, всем желающим на довольно льготных услови€х: некотора€ дол€ урожа€ должна была держателем участка такой земли уступатьс€ храму.

ѕомимо этого, вне храма по-прежпему существовали земли большесемейных домашних общин; на этих земл€х рабский труд, насколько мы можем судить, примен€лс€ лишь изредка.

 рупные должностные лица помового государства, включа€ жрецов и самого правител€, получали весьма значительные имени€ по своей должности. Ќа них работали их зависимые Ђлюдиї, точно такие же, как и на храмовой земле. Ќе совсем €сно, считались ли такие земли принадлежащими к государственному фонду п наход€щимис€ лишь в пользовании должностных лиц или же их собственностью. ѕо всей видимости, это было недостаточно €сно и самим лагашцам. ƒело в том, что собственность в отличие от владени€ заключаетс€ прежде всего в возможности распор€жатьс€ еЄ объектом по своему усмотрению, в частности отчуждать еЄ, т.е. продавать, дарить, завещать. ѕо пон€тие о возможности полного отчуждени€ земли противоречило самым коренным представлени€м, унаследованным древними месопотамцами от первобытности, а у богатых и знатных людей не могло возникать п потребности в отчуждении земли: напротив, отчуждать землю иногда приходилось бедным семь€м общинников, дл€ того чтобы расплатитьс€ с долгами, однако такие сделки, видимо, не считались полностью необратимыми. »ногда правители могли принудить кого-либо к отчуждению земли в свою пользу. ќтношени€ собственности, полностью отражающие классово антагонистическую структуру общества, в Ќижней ћесопотамии III тыс€челети€ до н.э., видимо, еще но вылились в достаточно отчетливые формы. ƒл€ нас важно, что ужо существовало расслоение общества на класс имущих, обладавших возможностью эксплуатировать чужой труд; класс труд€щихс€, но эксплуатируемых еще, но и но эксплуатирующих чужой труд: и класс лиц, лишенных собственности на средства производства и подвергающихс€ внеэкономической эксплуатации; в его состав входили эксплуатируемые работники, закрепленные за большими хоз€йствами (илоты), а также патриархальные рабы.

’от€ эти сведени€ дошли до нас преимущественно из Ћагаша (XXVЧXXIV вв. до н.э.), но есть основани€ полагать, что аналогичное положение существовало и во всех других номах Ќижней ћесопотамии, независимо от того, говорило ли их население по-шумерски или по-восточносемитски. ќднако ном Ћагаш был во многом на особом положении. ѕо богатству лагашское государство уступало разве только ”руЧ”руку; лагашский порт √уаба соперничал с ”ром в морской торговле с соседним Ёламом и с »ндией. “орговые агенты (тамкары) были членами персонала храмовых хоз€йств, хот€ принимали и частные заказы на покупку заморских товаров, в том числе и рабов.

Ћагашские правители не менее прочих мечтали о гегемонии в Ќижней ћесопотамии, но путь к центру страны преграждал им соседний город ”мма около того места, где рукав »-Ќина-гены отходил от рукава »турупгаль; с ”ммой к тому же, в течение многих поколений шли кровавые споры из-за пограничного между нею и Ћагашем плодородного района. Ћагашские правители носили титул энси и получади от совета или народного собрани€ звание лугал€ только временно, вместе с особыми полномочи€ми Ч на врем€ важного военного похода или проведени€ каких-либо других важнейших меропри€тий.

¬ойско правител€ шумерского нома этого времени состо€ло из сравнительно небольших отр€дов т€желовооруженных воинов. ѕомимо медного конусообразного шлема они были защищены т€желыми войлочными бурками с большими медными бл€хами или же огромными медноковаными щитами; сражались они сомкнутым строем, причем задние р€ды, защищенные щитами переднего р€да, выставл€ли вперед, как щетину, длинные копь€. —уществовали и примитивные колесницы на сплошных колесах, запр€женные, по-видимому, онаграми(Ћошадь еще не была одомашнена, но возможно, что в горных районах ѕередней јзии уже отлавливались кобылы дл€ скрещивани€ с ослами.) Ч крупными полудикими ослами, с укрепленными на переднике колесницы колчанами дл€ метательных дротиков.

¬ стычках между такими отр€дами потери были относительно невелики Ч убитые насчитывались не более чем дес€тками. ¬оины этих отр€дов получали наделы на земле храма или на земле правител€ и в последнем случае были преданы ему. Ќо лугаль мог подн€ть и народное ополчение как из зависимых людей храма, так и из свободных общинников. ќполченцы составл€ли легкую пехоту и были вооружены короткими копь€ми.

¬о главе как т€желовооруженных, так и ополченческих отр€дов правитель Ћагаша Ёанатум, временно избранный лугалем, разбил вскоре после 2400 г. до н.э. соседнюю ”мму и нанес ей огромные по тем временам потери в люд€х. ’от€ в своем родном Ћагаше он должен был в дальнейшем довольствоватьс€ только титулом энси, он успешно продолжал войны с другими номами, в том числе с ”ром и  ишем, и в конце концов присвоил себе звание лугал€  иша. ќднако его преемники не смогли надолго удержать гегемонию над прочими номами.

„ерез некоторое врем€ власть в Ћагаше перешла к некоему Ёнентарзи. ќн был сыном верховного жреца местного номового бога Ќингирсу и потому был сам его верховным жрецом.  огда он стал энси Ћагаша, он соединил правительские земли с земл€ми храма бога Ќингирсу, а также храмов богини Ѕабы (его жены) и их детей; таким образом, в фактической собственности правител€ и его семьи оказалось более половины всей земли Ћагаша. ћногие жрецы были смещены, и администраци€ храмовых земель перешла в руки слуг правител€, зависимых от него. Ћюди правител€ стали взимать различные поборы с мелких жрецов и зависимых от храма лиц. ќдновременно, надо полагать, ухудшилось положение и общинников Ч есть смутные извести€ о том, что они были в долгах у знати: имеютс€ документы о продаже родител€ми своих детей из-за обнищани€. ѕричины его в частност€х не€сны: тут должны были играть роль возросшие поборы, св€занные с ростом государственного аппарата, и неравное разделение земельных и прочих ресурсов в результате социального и экономического расслоени€ общества, а в св€зи с этим необходимость в кредите на приобретение посевного зерна, орудий и др.: ведь металла (серебра, меди) в обращении было крайне мало.

¬се это вызывало недовольство самых разных слоев населени€ в Ћагаше. ѕреемник Ёнентарзи Ћугальанда, был низложен, хот€, может быть, и продолжал жить в Ћагаше как частное лицо, а на его место был избран (по-видимому, народным собранием) ”руинимгина (2318Ч2310 [?] г. до н.э.)(–аньше его им€ неправильно читали Ђ”рукагинаї.). ¬о втором году его правлени€ он получил полномочи€ лугал€ и провел реформу, о которой по его приказанию были составлены надписи. ѕо-видимому, он не первый в Ўумере осуществил подобные реформы Ч периодически они проводились и ранее, по только о реформе ”руинимгины мы знаем благодар€ его надпис€м несколько подробнее. ќна сводилась формально к тому, что земли божеств Ќингирсу, Ѕабы и др. были вновь изъ€ты из собственности семьи правител€, что прекращены были противоречащие обычаю поборы и некоторые другие произвольные действи€ людей правител€, улучшено положение младшего жречества и более состо€тельной части зависимых людей в храмовых хоз€йствах, отменены долговые сделки и т.п. ќднако по существу положение изменилось мало: изъ€тие храмовых хоз€йств из собственности правител€ было чисто номинальным, вс€ правительска€ администраци€ осталась на своих местах. ѕричины обеднени€ общинников, заставл€вшие их брать в долг, также не были устранены. ћежду том ”руинимгина вв€залс€ в войну с соседней ”ммой; эта война имела дл€ Ћагаша т€желые последстви€.

¬ ”мме в это врем€ правил Ћугальзагеси, унаследовавший от I династии ”раЧII династии ”рука власть над всем югом Ќижней ћесопотамии, кроме Ћагаша. ¬ойна его с ”руинимгиной длилась несколько лет и окончилась захватом доброй половины территории ”руинимгины и упадком остальной части его государства. –азбив Ћагаш в 2312 г. до н.э. (дата условна€)(¬ес приводившиес€ в насто€щей главе даты могут содержать ошибку пор€дка ста лет в ту или другую сторону, но по отпошению друг к другу рассто€ни€ между двум€ указанными датами не расход€тс€ более чем на одно поколение. Ќапример, дата начала ѕротописьменнго периода (2900 г. в этой главе) может на самом деле колебатьс€ между 3000 и 2800 гг. до н.э., дата начала правлени€ Ёанатума (2400 г. в этой главе) Ч от 2500 до 2300 г. Ќо рассто€ние от качала правлени€ Ёанатума до конца правлени€ ”руинимгины (90 лет. или три поколени€, по прин€тым в этой главе хронологическим подсчетам) не может быть менее двух или более четырех поколений.), Ћугальзагеси нанес поражение затем и  ишу, добившись того, что северные правители стали пропускать его торговцев, дл€ которых уже до этого был открыт путь но ѕерсидскому заливу в »ндию, также и на север Ч к —редиземному морю, к —ирии и ћалой јзии, откуда доставл€лись ценные сорта леса, медь и серебро. Ќо вскоре Ћугальзагеси сам потерпел сокрушительное поражение, о котором будет рассказано далее.

Ћитература:

ƒь€конов ».ћ. √огода-государства Ўумера./»стори€ ƒревнего мира. –анн€€ ƒревность.- ћ.:«нание, 1983 - с.57-72






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 928 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

1913 - | 1690 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.