Ћекции.ќрг

ѕоиск:


”стал с поисками информации? ћы тебе поможем!

—тоицизм: «енон из  итиона, —енека




 

—“ќ»÷»«ћ [от греч. stoa Ч портик (галере€ с колоннами в јфинах, где учил философ «енон; основатель стоицизма)], направление античной философии. ƒревн€€ —то€ (3-2 вв. до н. э.) Ч «енон из  итиона,  леанф, ’рисипп; —редн€€ —то€ (2-1 вв. до н. э.) Ч ѕанеций и ѕосидоний (стоический платонизм); ѕоздн€€ —то€ (1-2 вв.); римский стоицизм Ч —енека, Ёпиктет, ћарк јврелий. —тоицизм возродил учение √ераклита об огне- логосе; мир Ч живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую Ђсимпатиюї всех вещей; все существующее телесно и различаетс€ степенью грубости или тонкости материи; вещи и событи€ повтор€ютс€ после каждого периодического воспламенени€ и очищени€ космоса. ¬ этике стоицизм близок киникам, не раздел€€ их презрительного отношени€ к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию природы (апати€) и любить свой Ђрокї. ¬се люди Ч граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей Ч свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Ётика стоицизма пользовалась большим вли€нием в средние века и эпоху ¬озрождени€.

* * *

—“ќ»÷»«ћ Ц учение одной из наиболее вли€тельных фиософских школ античности, основанной ок. 300 г. до н. э. «еноном из  ити€; название Ђ—то€ї (stoШa) происходит от Ђ–асписного ѕортикаї в јфинах, где преподавал «енон.

»стори€ стоицизма традиционно делитс€ на три периода: –анн€€ («енон,  леанф, ’рисипп и их ученики, 3-2 вв. до н. э.), —редн€€ (ѕанэтий, ѕосидоний, √екатон и др., 2-1 вв. до н. э.) и ѕоздн€€ —то€ (или –имский стоицизм) (—енека, ћусоний –уф, √иерокл, Ёпиктет, ћарк јврелий, 1-2 вв.н. э.). ÷ельные сочинени€ сохранились лишь от последнего периода. Ёто делает неизбежной реконструкцию стоицизма, который в насто€щее врем€ рассматриваетс€ как строга€ система (окончательно оформленна€ ’рисиппом). —тоицизм (подобно кинизму, эпикуреизму и скептицизму) Ч практически-ориентированна€ философи€: ее целью €вл€етс€ обоснование Ђмудростиї как этического идеала, но неординарна€ логико-онтологическа€ проблематика играет в ней принципиально важную роль. ¬ области логики и физики наибольшее вли€ние на стоицизм оказали јристотель и мегарские логики; этика формировалась под киническим вли€нием, которому у ’рисиппа и в —редней —тое стало сопутствовать платоническое и перипатетическое.

“ри части учени€

”чение стоицизма делитс€ на логику, физику и этику. —труктурна€ взаимосв€зь трех частей служит доктринальным выражением всеобщей Ђлогичностиї быти€, или единства законов мирового разума-Ћогоса (прежде всего, априорного закона причинно-следственной св€зи) в сферах познани€, мироустроени€ и морального целеполагани€.

Ћогика

Ћогика Ч основополагающа€ часть стоицизма; ее задача Ч обосновать необходимые и всеобщие законы разума как законы познани€, быти€ и этического долженствовани€, а философствование Ч как строгую Ђнаучнуюї процедуру. Ћогическа€ часть делитс€ на риторику и диалектику; последн€€ включает учение о критерии (гносеологи€) и учение об обозначающем и обозначаемом (грамматика, семантика и формальна€ логика, созданные ’рисиппом). √носеологи€ стоицизма Ч программный антипод платонической Ч испытала заметное вли€ние јристотел€. ѕознание начинаетс€ с чувственного воспри€ти€; познавательный акт строитс€ по схеме ЂвпечатлениеїЧЂсогласиеїЧ Ђпостижениеї: содержание Ђвпечатлени€ї (Ђотпечаток в душеї) верифицируетс€ в интеллектуальном акте Ђсогласи€ї (), привод€щего к Ђпостижениюї ().  ритерием его необманчивости €вл€етс€ Ђпостигающее представлениеї (), возникающее только от реально наличной предметности и раскрывающее свое содержание с безусловной адекватностью и €сностью. ¬ Ђпредставлени€хї и Ђпостижени€хї происходит лишь первичный синтез чувственных данных Ч констатаци€ воспри€ти€ некоторой предметности; но они не дают насто€щего знани€ о ней и, в отличие от коррел€тивных им логических высказываний (), не могут иметь предиката Ђистинный/ложныйї. »з однородных Ђпостиженийї в пам€ти складываютс€ предварительные общие представлени€, образующие сферу первичного опыта. „тобы войти в систему знани€, опыт должен приобрести четкую аналитико-синтетическую структуру: это задача диалектики, изучающей в основном отношени€ бестелесных смыслов. ≈е основой €вл€етс€ семантика (наход€ща€ отклики в логико-семантических концепци€х 20 в.), котора€ анализирует отношение слова-знака (Ђвыраженное слової), обозначаемого смысла (Ђвнутреннее слової = Ђлектонї) и вещественного деноната. ќтношение знака и смысла на уровне Ђлектонї выступает первичной моделью причинно-следственных св€зей. —оотношение телесного и бестелесного в рамках телесного универсума €вл€етс€ глобальной (и не имеющей решени€) мета-проблемой стоицизма: реально существуют только тела; бестелесное (пустота, место, врем€ и Ђсмыслыї) налично иным образом.

‘ормальна€ логика устанавливает зависимость между смыслами, изоморфную причинной зависимости в физическом мире и этическому долженствованию; поэтому ее основой €вл€етс€ импликаци€ (как строга€ аналитическа€ процедура). »спользование развернутых высказываний (описывающих реальную структуру Ђфактовї) в качестве терминов позвол€ет считать формальную логику стоицизма первой Ђлогикой пропозицийї в истории европейской логики (см. ’рисипп).

‘изика

‘изика Ч последнее оригинальное физическое учение до-неоплатонического периода Ч отличаетс€ небывалым в античности тотальным соматизмом, лежащим в основе континуалистской картины мира. ƒвум€ главными разделами физики €вл€ютс€ онто-космологи€ и антропологи€. ѕантеистическое отождествление бога с телесным сущим приводит к фундаментальному смещению акцентов: онтологической моделью служит антитеза не идеи и материи, а двух нераздельных вечно-сущих Ђначал : активного (бог-«евс = Ћогос) и пассивного (бескачественный субстрат, вещество), которые следует понимать не как первичные субстанции, а как принципы организации единого сущего. Ќа первом этапе космогонии две пары элементов, активные (огонь и воздух) и пассивные (земл€ и вода), путем сгущени€ и разрежени€ актуализируют противоположность Ђначалї. »з элементов возникают все вещи согласно индивидуальным Ђсперматическим логосамї, в которых Ћогос выступает как закон организации и развити€ каждой индивидуальной Ђприродыї.  осмос Ч окруженна€ беспредельной пустотой сфера с неподвижной землей в центре и огненным эфиром на периферии. ¬рем€ понимаетс€ как мера движени€ (пространство, врем€ и тело бесконечно делимы).  осмос как пор€док преход€щ: в конце цикла огонь поглощает прочие элементы (Ђвоспламенениеї), но в каждом следующем цикле мир возрождаетс€ из огненного протосубстрата в прежнем виде.



ѕредельной манифестацией бога-Ћогоса на физическом уровне выступает творческий огонь, он же Ч природа. “ворческий огонь отождествл€етс€ с пневмой, состо€щим из огн€ и воздуха всепроникающим теплым дыханием, Ђдушойї космического организма. ќсновна€ характеристика пневмы ЧЂдавление огн€ї, или Ђнапр€жениеїЧ и двунаправленное движение: центростремительное обеспечивает стабильность любой вещи и космоса в целом, а центробежное Ч разнообразие телесных качеств. ”ровни организации телесных структур определены степенью чистоты и напр€жени€ пневмы: 1) неорганический уровень, Ђструктураї; 2) растительный, Ђприродаї; 3) животный, Ђдушаї (впечатлени€ и импульсы) и 4) разумный, Ђлогосї.

ќтождествление логической необходимости с физической причинностью приводит к абсолютному детерминизму (психологическа€ основа этической Ђтерапевтикиї): причинность Ђиз ничегої невозможна, Ђвозможноеї и Ђслучайноеї выступают как неизвестное. ƒелению причин на известные и неизвестные сопутствует функциональное деление на основные и вспомогательные или (в моральной проекции) на решение субъекта и внешнюю (не завис€щую от субъекта) причинность. ¬секосмическое Ђсцеплениеї причин понимаетс€ как Ђсудьбаї, а необходимость такого Ђсцеплени€ї Ч как Ђрокї. ¬провиденциально-телеологическойиспостасиЂсудьбаї=Ђнеобходимостьї= Ћогос выступает как Ђпромыслї, целесообразно упор€дочивающий мироздание (основание дл€ суждений мантики). “еологи€, венчающа€ космологию, построена на принципе аллегорезы: в традиционных богах персонифицируютс€ различные функции единого Ћогоса-«евса.

—убъект раннестоической антропологии, смоделированной в парадигме макро / микрокосмоса, Ч внутренне-целостный индивид, целиком определенный своим разумным началом. ƒуша человека Ч Ђчастицаї космической пневмы, пронизывающа€ все тело и отдел€юща€с€ от него после смерти,Ч состоит из 8 частей: 5 чувств, речевой, породительной и Ђведущейї; в последней (помещаемой в сердце) сконцентрированы Ђспособностиї представлени€, согласи€, влечени€ и разумности. ќщущение возникает в результате круговорота пневмы между органом чувств и Ђведущейї частью, а влечение Ч как результат Ђсогласи€ї на Ђвпечатлениеї о привлекательности объекта. ¬ отличие от «енона, считавшего влечени€ эпифеноменами суждений, ’рисипп отождествил их с суждени€ми, придав психологии законченный интеллектуалистический характер. —редн€€ —то€ провела платоническую коррекцию учени€, допустив самосто€тельное существование аффективного начала в душе.

Ётика. »деал добродетели

Ётика Чнаиболее вли€тельна€ часть учени€, оказавша€ универсальное вли€ние на все развитие этики от христианства вплоть до  анта, базируетс€ на идее автаркии добродетели при аналитическом соединении пон€тий добродетели и счасть€. »сходным пунктом теоретической этики можно считать созданную «еноном концепцию Ђпервичной склонностиї, или Ђрасположенностиї, устанавливающую Ђприродныеї масштабы целеполагани€ и долженствовани€: действи€ живого организма детерминированы стремлением к самосохранению. ” разумного существа эта эгоистическа€ склонность с возрастом необходимо эволюционирует через Ђрасположенностьї к близким до уважени€ себ€ и других как носителей разума в масштабах всего мира.  онечной нравственной целью €вл€етс€ жизнь согласно разумной природе, тождественна€ счастью и добродетели (Ђдобродетели довольно дл€ счасть€ї). ƒобродетель (Ђразумностьї, или знание блага, зла и безразличного, примен€емое практически )Ч единственное благо, ее противоположность Ч единственное зло; прочее безразлично, т. к. не имеет пр€мого отношени€ к добродетели. Ѕезразличному соответствует Ђнадлежащееї, т. е. действие Ђприродної оправданное и целесообразное дл€ вс€кого живого организма, но лишенное подлинно нравственного характера. Ќравственное действие (высший уровень Ђнадлежащегої, на котором природа полностью реализует свой разумный потенциал), определено не инстинктивным здравым смыслом, а моральным отношением к действию. ¬оплощением идеала добродетельности €вл€етс€ мудрец. Ѕудучи внутренне автономен (добродетель Ч единственное, что Ђзависит от насї), он обладает непогрешимым интеллектуально-нравственным настроем, соответствующим идеалу апатии, и принимает свою Ђсудьбуї как про€вление благого промысла: знание нравственной необходимости совпадает с пониманием космической причинности. ÷елью мудреца €вл€етс€ его собственное совершенство, подобное совершенству космоса и выраженное в действии: мудрец имеет друзей, участвует в делах общества и т. п. —амоубийство рекомендовалось при обсто€тельствах, делающих невозможным идеально-нравственное поведение.  онкретные нравственные предписани€ составл€ли основной предмет практической этики (моралистики).

ќ государстве и праве

–игористическа€ посылка этики Ч все, что не благо, есть зло; каждый, кто не мудр, порочен Ч вступала в неизбежное противоречие с абсолютизацией исходной Ђприроднойї основы вс€кого действи€. ѕосле ’рисиппа (особенно в —редней —тое) были сделаны попытки, не отказыва€сь от первоначального ригоризма, ввести Ђпредпочитаемоеї в сферу нравственного целеполагани€, а также признать нравственное достоинство за Ђпродвигающимис€ї к добродетели, Ч что открывало путь к синтетическому соединению добродетели и счасть€. Ќо несмотр€ на все попытки обосновать нравственную автономию с помощью своеобразной Ђкосмодицеиї, Ђцарство свободыї было (в силу недостаточного формализма этической теории) принесено в жертву природе, котора€ выступает общей основой этики и права. ѕоэтому теори€ государства и права, формально не вход€ща€ в состав этики, по сути €вл€етс€ ее продолжением, т. к. восходит к теории Ђпервичной склонностиї. ”чение о Ђкосмополисеї как мировом сообществе разумных существ, основанном на принципе справедливости как норме Ђестественного праваї, свидетельствует об оформлении нового дл€ античности политико-правового мышлени€, оказавшего универсальное вли€ние на развитие европейского правового сознани€.

Ёволюци€ стоицизма

Ёволюци€ стоицизма отражает скрытые тенденции учени€. ¬ –аннем стоицизме логико-онтологическа€ проблематика неизменно присутствует на первом плане. —редний стоицизм трансформирует догматику (преимущественно антропологию и этику), включа€ в нее платонические и перипатетические элементы; логико-онтологическа€ проблематика постепенно отходит на задний план. ¬ ѕозднем стоицизме теоретизирование окончательно ограничиваетс€ этикой, котора€ все более эволюционирует к моралистике; в таком виде он на врем€ становитс€ ведущей Ђфилософской идеологиейї –имской империи. ѕараллельно происходит широка€ диффузи€ стоической терминологии и догматики, знаменующа€ конец стоицизма: как практическа€ философи€ стоицизм не выдержал соперничества с христианством, а как теоретическа€ Ч с возрождавшимс€ платонизмом.

¬ли€ние стоицизма

—тоицизм оказал заметное вли€ние на христианскую тео-космологию, антропологию и этику (апологеты,  лимент јлександрийский, “ертуллиан, Ќемесий, јвгустин), на мыслителей арабского средневековь€, а затем Ч на ренессансный Ђнатурализмї и новоевропейскую философию (ƒекарт, —пиноза, английский эмпиризм, ѕросвещение; теории государства и права 16-18 вв.); особым феноменом €вл€етс€ программный Ђнеостоицизмї 16-17 вв. (Ћиппс, ƒю ¬ер, Ўаррон), реанимированный в нач. 20 в. (Ћуазель). ¬ насто€щее врем€ стоицизм вновь начинает рассматриватьс€ как источник продуктивных философем (ƒелез и др.).

 

 

«≈ЌќЌ из  итиона(лат. Zeno, греч. «Шинон) (334/333 до н. э.,  итий ( итион),  ипр Ч 262/261 до н. э., јфины), древнегреческий философ, основатель стоической школы.

Ѕиографи€ и сочинени€

ѕотомок выходцев из ‘иникии, сын купца «енон около 311 года с торговыми цел€ми прибыл в јфины. Ѕлиз ѕире€ его корабли потерпели крушение и «енон осталс€ жить в јфинах. ќн слушал киника  ратета, академика ѕолемона, мегариков —тильпона и ƒиодора  рона; совокупность этих вли€ний (к которым следует присоединить ионийскую натурфилософию, учение сицилийских врачей-Ђпневматиков ї, а также перипатетическую физику и этику) во многом определила доктринальные особенности стоицизма.
ќколо 300 года «енон основал собственную школу, название которой (Ђ—то€ї) происходит от афинского Ђ–асписного ѕортикаї, где преподавал «енон. —реди 25 сочинений «енона (сохранились только фрагменты) выдел€ютс€: Ђ√осударствої, Ђќб ученииї, Ђќ знакахї, Ђќ мирозданииї, Ђќ сущностиї, Ђќ природеї, Ђќ влечении, или о природе человекаї, Ђќ жизни согласно природеї, Ђќ надлежащемї, Ђќ страст€хї, Ђќ законеї.

«енон сформулировал основные принципы стоической философии: 1) космос Ц это одушевленный организм, разумный и чувственно воспринимаемый; 2) «евс-Ћогос управл€ет космосом и отождествл€етс€ с природой; 3) пневма (огненное дыхание) обеспечивает единство мира и придает ему внутреннюю одухотворенность; 4) заимствованное у √ераклита положение циклическом возникновении и уничтожении миров. ÷ель жизни, согласно «енону, состоит в достижении безразличи€ перед ударами судьбы, отрешенности от внешних обсто€тельств и следовании разумной природе (Ћогосу).

»деальным обществом «енон считал государство в котором не будет денег, судов, семьи и брака. »з утверждени€ о существовании единого космоса «енон выводил мысль о равенстве всех людей по природе независимо от национальности, пола, социального происхождени€.

”чение

’от€ сохранившиес€ материалы недостаточны дл€ реконструкции учени€ «енона в его полном виде, они свидетельствуют, что «енон наметил школьную догматику, как минимум, во всех основных част€х (включа€ разработку базовой оригинальной терминологии) и позвол€ют вы€снить специфику его позиции по отдельным вопросам. ѕредложенна€ «еноном схема построени€ и изложени€ учени€ Ч логика-физика-этика ( леанф и ’рисипп допускали иное расположение частей) Ч подчеркивала значение этики и стала, по-видимому, господствующим вариантом общешкольной нормы.

«енон разработал учение о Ђпостигающем представленииї и ввел соответствующий термин (52 сл.), задав, таким образом, номиналистические (критика теории Ђидейї) параметры стоической гносеологии; формальной логикой не занималс€. ¬ физике сформулировал учение о двух началах, о четырех элементах, о всеобщей телесности и пневме, о причиности и космических циклах (85 сл.), а также заложил основы космологии (мироздание Ч система концентрических сфер, окруженна€ огненным эфиром Ч 115 сл.), телеологии, мантики и учени€ о судьбе (152 сл.). ¬ душе выдел€л 8 частей (с Ђведущейї в области сердца) и 4 Ђспособностиї (представление, влечение, согласие и разумность), но, в отличие от ’рисиппа, рассматривал влечени€ (включа€ их пара-рациональную этическую разновидность Ч Ђстрастиї) как эпифеномены суждений разума (205; 209).
¬ этике «енон предложил объективные Ђприродныеї масштабы целеполагани€ и сформулировал Ђконечную цельї как Ђжизнь согласно с природойї, а также наметил основные параметры аксиологии (учение о благе и Ђбезразличномї) (178 сл.). ¬месте с тем, распространенное мнение, согласно которому учение о Ђпервичной склонностиї сформулировано и терминологически оформлено «еноном, не находит убедительного подтверждени€ в сохранившихс€ фрагментах (197-198). ≈дина€ добродетель, понимаема€ (в платоническом и перипатетическом духе) как знание вещей божественных и человеческих и как неизменно-совершенное состо€ние души (), приобретает видовую специфику сообразно обсто€тельствам своего применени€ (199-204); веро€тно, уже «енон соедин€л добродетель и счастье аналитически (в духе школьной догмы Ђдобродетели довольно дл€ счасть€ї).
‘ормальным завершением этики служит учение о мудреце Чавтаркичном субъекте, достигшем интеллектуально-нравственного совершенства в покорности Ђсудьбеї (216 сл.). ”чение о Ђкосмополисеї (всемирном сообществе разумных существ Ч 262), выражающее государственно-правовые идеалы стоицизма, было, веро€тно, сформулировано в Ђ√осударствеї Ч одном из самых ранних сочинений «енона, отмеченном сильным киническим вли€нием.   числу наиболее известных учеников «енона принадлежали јристон , √ерилл, ƒионисий , ѕерсей , —фер и  леанф. —вою жизнь «енон покончил самоубийством.

 

—≈Ќ≈ ј Ћуций јнней (Lucius Annaeus Seneca) (1 до н. э. / 1 н. э.,  ордуба, ныне  ордова, »спани€ Ч 65 н. э., –им), римский государственный де€тель, писатель, философ, крупнейший представитель позднего стоицизма.

Ѕиографи€

—ын —енеки-—таршего (известного ритора), —енека в молодости приехал в –им, где получил первое представление о стоицизме у јттала и —отиона; значительное вли€ние на —енеку оказали сочинени€ ѕосидони€ (в поздние годы —енека начал изучать Ёпикура, не раздел€€, впрочем, его установок). Ќекоторое врем€ он провел в ≈гипте, где его родственник был префектом. ¬озврат€сь в –им в возрасте 31 года начал заниматьс€ правом и политикой. ќн вызвал гнев императора  алигулы, который не казнил —енеку лишь потому, что его уверили, будто он проживет недолго. ѕри  лавдии отправлен в изгнание на  орсику (41) по обвинению в св€зи с плем€нницей императора; нова€ жена императора, јгриппина, в 49 добилась его возвращени€ из ссылки. ¬ 50 был избран претором и женилс€ на ѕомпее ѕаулине, богатой и вли€тельной женщине. ¬ число его друзей вошел военачальник —екст јфраний Ѕурр. »мператрица и Ѕурр способствовали тому, что —енека стал воспитателем молодого Ќерона, в правление которого достиг вершин власти и богатства. ≈го вли€ние продолжалось до начала 60-х гг., он был автором инаугурационой речи Ќерона, доктрины clementia. ¬ 62 после смерти Ѕурра и убийства јгриппины он отошел от дел. ¬ 65 был обвинен в причастности к заговору ѕизона и покончил с собой по приказу своего воспитанника.

‘илософские сочинени€

ƒо нас дошли т. н. Ђƒиалогиї Ч 10 небольших морально-наставительных трактатов (Ђќ промыслеї, Ђќ посто€нстве мудрецаї, Ђќ гневеї, Ђќ досугеї, Ђќ блаженной жизниї, Ђќ спокойствии душиї, Ђќ скоротечности жизниї и три Ђ”тешени€ї Ч к ћарции, к ѕолибию и к матери √ельвии), написанные с 41 по 64; трактаты Ђќ снисходительностиї (ок. 55 Ч 56) в 2 кн., Ђќ благоде€ни€хї (ок. 56 Ч 64) в 7 кн., 124 ЂЌравственных письма к Ћуцилиюї (закончены в 64) и трактат Ђ»сследовани€ о природеї (63 Ч 64) в 7 кн., посв€щенный небесным феноменам и земным катаклизмам и во многом основанный на материалах ѕосидони€. –€д трактатов сохранилс€ во фрагментах (Ђќ бракеї, Ђќ суеверииї и др.).

Ћитературные произведени€

¬ трагеди€х —енеки философские идеи выполн€ют пропедевтико-педагогическую функцию. 9 трагедий на мифологические сюжеты (ЂЁдипї, Ђћеде€ї, Ђ‘едраї, Ђјгамемнонї и др.), развивающие мысли о всевластии рока, гибельности страстей, оказали большое вли€ние на европейскую трагедию эпохи –енессанса и классицизма. — именем —енеки сохранилс€ р€д небольших стихотворений (ЂЁпиграммыї), а также памфлет Ђќтыквление божественного  лавди€ї, описывающий превращение его врага, императора  лавди€ в тыкву.

”чение

—енека €вл€етс€ ключевым представителем ѕоздней —тои, реализовавшим основные тенденции эволюции учени€. —уха€ доктрина раствор€етс€ в нравственно-религиозном учении; философи€ сводитс€ к этике, котора€ из отвлеченного исследовани€ блага и добродетели окончательно становитс€ средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего Ђ€ї: философи€ Ч Ђлекарствої дл€ души (≈р. 117,33); она " учит делать, а не говоритьї (≈р. 20,2). Ћогика Ч вспомогательна€ дисциплина, не имеюща€ пр€мого отношени€ к основной цели; физика необходима постольку, поскольку, не зна€ устроени€ космоса, нельз€ пон€ть и самого себ€, Ч но никака€ теори€ не делает человека лучше (≈р. 88). ¬месте с тем, —енека Ч последний крупный стоик, имевший естественно-научные интересы и порой разбиравший отдельные проблемы стоической логики (≈р. 117) и онтологии (≈р. 65). ¬ психологии —енека следует ѕанэтию и ѕосидонию, но к психологическому дуализму у него присоедин€етс€ заметный дуализм душа / тело в духе ‘илола€ и ѕлатона: тело Ч оковы и темница души и т. п. (Ad Helv. 11, 7; Ep. 65, 16 Ч 24; 79,12). ¬ области теории —енека несистематичен и непоследователен; его своеобразие Ч в новом, еще неведомом —тое (да и не только —тое) личном отношении к божеству: —енека придает самодовлеющее значение самому переживанию этой св€зи, religio (≈р. 41,3), а его теологи€ во многих отношени€х сливаетс€ с этикой, дл€ которой характерен общий паренетический тон »злюбленна€ тема —енека Ч Ђпродвижениеї к независимости от внешних обсто€тельств и мудрой покорности промыслу: Ђ—огласного судьба ведетї (≈р. 107,11). ћудрец —енека обладает Ђвеличием душиї; он не лишен чувств, но не доступен аффекту (Ђапати€ї как Ђнесогласиеї на аффект Ч Ep. 9, 1 сл.).  онечным выражением добродетельного состо€ни€ €вл€етс€ Ђпосто€нст-вої (constantia, tranquillitas animi Ч De const. sap. passim; Ep. 9, 1 Ч 2; 35, 4; 67, 2; 10; 71, 35). ќсобую важность приобретает мотиваци€ поступка: совесть становитс€ важнейшим критерием нравственности: ЂЅудь благ Ч этим ты достаточно почтишь боговї (≈р. 95,5). »мператив формулируетс€ как Ђзолотое правилої: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгл€д, должен поступать по отношению к тебе, не причин€й зла другому (Ep. 103, 3; 105, 7 cf. 47, 11). Ёти настроени€, значительно усилившиес€ к концу жизни —енеки, внешне близки христианскому мирочувствию, что вызвало к жизни легенду о личном знакомстве —енеки с апостолом ѕавлом (а также их Ђперепискуї, широко известную уже в 4 в.). ¬ средние века сочинени€ —енеки были основным источником сведений о стоическом учении.

 






ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1959 | Ќарушение авторских прав | »зречени€ дл€ студентов


„итайте также:

ѕоиск на сайте:

–екомендуемый контект:





© 2015-2021 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.