Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Арабоязычная средневековая философия




На арабском Востоке философия стала интенсивно развиваться примерно с конца VIII века после появления и быстрого распространения новой религии – ислама. У истоков ислама стоит личность её основателя пророка Муххаммеда (ок. 570-632), через которого Бог (Аллах) передал людям свое учение.

Арабоязычная средневековая философия развивалась, таким образом, в тесном взаимосвязи с мусульманской теологией, с одной стороны, и опиралась на философию Аристотеля, -- с другой. Первым крупным мусульманским философом следует признать аль-Фараби (870-950) -- одного из главных представителей восточного аристотелизма. Заложенную им традицию унаследовал и развил Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980-1037) – выдающийся ученый, философ, врач, музыкант. Он родился в Бухаре, жил в различных городах Средней Азии, был врачом и везирем при разных правителях. В философии Авиценна продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения — «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» — содержат также естественно-научные воззрения, что было характерной особенностью арабоязычной философии.

Главная философская работа Ибн Сины — энциклопедический труд «Книга исцеления» — состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). В целом следуя за Аристотелем, Авиценна рассматривает Бога не только как предельную причину всех других сущих, но также и как личность -- в соответствии с миропониманием ислама. В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира.

Другой мусульманский мыслитель – Ибн Рушд (Аверроэс) (1126-98) – был последним знаменитым представителем арабского аристотелизма. Он родился в Кордове (на территории современной Испании), которая тогда входила в состав Мавританского арабского государства. Впоследствии занимал важные государственные посты при дворах халифов.

В историю европейской философии Ибн Рушд вошел под именем Комментатора: практически все мыслители средневекового Запада воспринимали его именно как толкователя учения Аристотеля. Возможно, он и сам рассматривал себя в этом же качестве; по крайней мере, его преклонение перед греческим философом не знало границ. В одном из своих сочинений Ибн Рушд писал: «Учение Аристотеля есть высшая истина, ибо его ум — предел человеческого ума. Поэтому правильно будет сказать, что он был создан и дан нам божественным провидением, чтобы мы познали то, что можно познать». Перу арабского мыслителя принадлежит и значительное число произведений, посвященных отдельным философским проблемам, а также вопросу об отношениях философии и религии. Характерно, что часть сочинений Ибн Рушда сохранилась только в латинских и еврейских переводах.

Одним из наиболее существенных разделов учения Ибн Рушда является его трактовка взаимоотношения философии и религии, которая, вероятно, послужила основной причиной гонений на философа со стороны мусульманского духовенства. Защищая философское знание от атак ортодоксов, прежде всего, последователей аль-Газали [51], автора знаменитого «Опровержения философов», Ибн Рушд в трактате «Опровержение опровержения» разработал концепцию, согласно которой, философский разум находится в гармонии с религиозной верой, тем самым, Аверроэс встал на защиту философии, познавательную ценность которой отверг аль-Газали. Также Ибн-Рушд разграничил «рациональную» религию (доступную образованным) от образно-аллегорической религии (доступной всем) – эта дистинкция явилась впоследствии одним из источников учения о двойственной истине. Рационалистические идеи Ибн Рушда оказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе (аверроизм).

 

* * * * * *

 

Завершая рассказ о средневековой философии, следует подчеркнуть, что её достижения не канули в лету, что она не была бесплодным умствованием или сплошным суеверием, как это пытались представить сначала просветители, а затем советские марксисты. Напротив, положения философско-богословской мысли Средневековья составили систему догматов христианской религии, стали основой миросозерцания католической и православной церквей, а потому в их истинность верят сегодня миллионы верующих по всему земному шару. Схоластика также внесла крупный вклад в развитие логики как науки о правильном мышлении и герменевтики как искусства интерпретации древних текстов, а философия мистицизма способствовала углублению самопонимания человека через обращение к богатствам собственного внутреннего мира.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2386 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.