Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Характерные особенности философской мысли и культуры Ренессанса




 

Эпоха Возрождения, непосредственно следующая за Средневековьем и вырастающая на его основе, представляет собой время коренного перелома в жизни европейского общества. Это эпоха зарождения буржуазных отношений и великих географических открытий (открытие Америки Колумбом), в это время появляется книгопечатание и рождается естествознание. Вместе с последним формируется новый тип научного мышления, требующий вместо изучения текстов исследовать природу, вместо аппеляции к Богу и потусторонним силам обращаться к поиску естественных законов.

В сфере философии также происходит радикальные преобразования, связанные с критикой схоластического метода, отходом от христианского догматизма и утверждением нового гуманистического мировоззрения. Отметим основные характерные особенности философской мысли культуры Ренессанса:

1. Антропоцентризм – центральный мировоззренческий принцип эпохи, противостоящий как античному космоцентризму, так и средневековому теоцентризму. Антропоцентризм утверждает, что отныне не Бог, а человек является центром и высшей целью мироздания, мерой вещей и отношений, а также основным объектом исследования.

2. Гуманизм вытекает непосредственно из антропоцентризма. Термин «гуманизм» был введен Ф. Петраркой, отцом итальянских гуманистов, для обозначения светской мировоззренческой позиции, противостоящей схоластике, и утверждающей высокое достоинство и предназначение человека, его право на земное счастье и реализацию собственного творческого потенциала. В сущности, гуманизм – это любовь к человеку, доходящая до признания его богоравности. Гуманизм противостоит средневековому аскетизму, рассматривавшего человека как греховное, падшее существо. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование.

3. Ностальгия по античной культуре проявилась в это время настолько широко, приобрела настолько массовый характер, что сама эпоха позднее получила имя Возрождения[52], имея в виду восстановление идеалов античности. Прежде всего, это восстановление коснулось художественной культуры – живописи, скульптуры, архитектуры. Античное искусство в это время начинает трактоваться как эталонное, совершенное, классическое, целью художников становится подражание лучшим античным образцам. В философии ностальгия по античной культуре вылилась в реабилитацию таких школ античной мысли, как неоплатонизм и стоицизм, атомизм и эпикуреизм, которые противопоставлялись схоластически препарированному аристотелизму. Интенсивно начинают разыскиваться и переводиться тексты древнегреческих философов, а во Флоренции даже организуется платоновская Академия.

4. Реабилитация чувственно-телесного начала в человеке стала логичным итогом гуманизма и возрожденного эпикуреизма. В живописи и скульптуре происходит отход от аскетической-символической иконописи и утверждается гедонистический реализм: начинают изображаться обнаженные человеческие тела, человеческие чувства и страсти. В философии возрождается стоическая идея «следования природы», утверждающая естественность страстей и чувств и право человека на их полное удовлетворение. Результатом такой реабилитации стало всеобщее падение нравов, разгул эгоизма и индивидуализма, стяжательства и сладострастия, вероломства и коварства. Вот что писал по этому поводу А.Ф. Лосев в книге «Эстетика Возрождения»: «Священнослужители содержат кабаки, мясные лавки и публичные дома. Монахини читают «Декамерон» и предаются оргиям, а в грязных стоках находят детские скелеты как последствия этих оргий. В церквах пьянствуют и пируют, перед чудотворными иконами развешаны по обету изображения половых органов, исцеленных этими иконами. Папа Александр VI и его сын Цезарь Борджиа собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок. В Ферраре герцог Альфонс среди бела дня прогуливается по улицам. Многие папы имели незаконных детей, не говоря о простых вельможах… Широко распространилась порнографическая литература и живопись. В Риме в 1490 г. насчитывалось 6800 проституток, В Венеции в 1509 г. их было 11 тысяч. История Флоренции 13-14 вв. заполнена дикой борьбой за власть. Казни, пытки, убийства, погромы, заговоры, грабежи непрерывно следуют друг за другом…».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2430 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.