Ћекции.ќрг

ѕоиск:


”стал с поисками информации? ћы тебе поможем!

√ераклит из Ёфеса




 

√≈–ј Ћ»“ Ёфесский (лат. Heraclitus, греч. »рШаклитос) (около 550 до н.э., Ёфес, ћала€ јзи€ Ч около 480 до н.э.), древнегреческий философ, один из крупнейших представителей ионийской школы философии. ѕервоначалом сущего считал огонь. —оздатель концепции непрерывного изменени€, учени€ о Ђлогосеї, который истолковывалс€ как Ђбогї, Ђсудьбаї, Ђнеобходимостьї, Ђвечностьї. √ераклиту приписывалось знаменитое изречение Ђнельз€ дважды войти в одну и ту же рекуї. Ќар€ду с ѕифагором и ѕарменидом √ераклит определил основы античной и всей европейской философии. ¬ы€вл€€ всестороннюю загадочность знакомого мира мифа, обыча€, традиционной мудрости, √ераклит открывает само бытие как загадку.

 оренной житель Ёфеса, сын Ѕлосона, √ераклит принадлежал к древнему аристократическому роду, восход€щему к основателю Ёфеса јндроклу. Ѕлагодар€ происхождению √ераклит обладал р€дом Ђцарскихї привилегий и потомственным жреческим саном при храме јртемиды Ёфесской. ќднако в его годы жизни власть в Ёфесе уже не принадлежала аристократам. ‘илософ не участвовал в общественной жизни города, он отказалс€ от своих титулов, резко отрицательно отзывалс€ о городских пор€дках и презрительно относилс€ к Ђтолпеї. ѕо его словам, Ђэфесцы заслуживают того, чтобы их перевешали всех поголовної за то, что они изгнали его друга √ермодора, Ђсказавши: Ђ—реди нас никто да не будет наилучшимїї. «аконы города он считал столь безнадежно плохими, что отказал согражданам в просьбе дать им новые, заметив, что лучше играть с детьми, чем участвовать в государственных делах.

√ераклит не покидал Ёфеса и ответил отказом на приглашени€ афин€н и персидского цар€ ƒари€. ѕо некоторым свидетельствам, √ераклит был учеником  сенофана и √иппаса-пифагорейца, по другим же Ч не был ничьим учеником, но все Ђузнал от себ€ самогої. ћногочисленные анекдоты о смерти √ераклита основаны на некоторых его изречени€х, превратно истолкованных и передаваемых понаслышке.

√лавный труд √ераклита Ц книга Ђќ природеї сохранилась в отрывках, но обширно цитируетс€ в работах позднейших античных философов (ѕлатона, јристотел€ и др.). Ёта книга состоит из трех частей: о природе, о государстве и о боге, и отличаетс€ оригинальностью содержани€, образностью и афористичностью €зыка. ¬месте с тем книга трудна дл€ понимани€, за что уже в античные времена √ераклит получил прозвище —кутинос (“емный).

ќсновна€ иде€ √ераклита заключаетс€ в том, что в природе нет ничего посто€нного. ¬се в природе подобно движению реки, в которую нельз€ войти дважды. ќдно посто€нно переходит в другое, мен€€ свое состо€ние. —имволическим выражением всеобщего изменени€ дл€ √ераклита €вл€етс€ огонь. ќгонь есть непрерывное самоуничтожение, он живет своей смертью. √ераклит ввел новое философское пон€тие Ц логос (слово), подразумева€ под этим принцип разумного единства мира, который упор€дочивает мир при помощи смешени€ противоположных начал. ѕротивоположности наход€тс€ в вечной борьбе, порожда€ новые €влени€ (Ђраздор есть отец всегої).„еловеческий разум и логос имеют общую природу, но логос существует в вечности и управл€ет космосом, частицей которого €вл€етс€ человек.

“радици€ сохранила образ √ераклита-мудреца, высокоумного одиночки, презиравшего людей (и тех, кто славилс€ в качестве мудрецов), за непонимание того, что они сами говор€т и делают. »столковав учение √ераклита в духе расхожей мировой скорби о скоротечности жизни и всего в мире, попул€рна€ философи€ видела в нем прототип Ђплачущего мудрецаї, подобно тому как в ƒемокрите находила тип Ђмудреца смеющегос€ї. ћудрость √ераклита, отрешенна€ от многознающего невежества людей и живуща€ в соседстве с простой мудростью быти€, запечатлена характерной сценой: некие странники, пожелавших взгл€нуть на прославленного мудреца, останавливаютс€ на пороге убогого жилища, смущенные зрелищем невзрачного человека, который греетс€ у очага. Ђ¬ходите, слышат они, и здесь тоже обитают богиї (јристотель, Ђќ част€х животныхї).

√ераклит изъ€сн€лс€ столь сжато и многозначно. ≈го изречени€ часто подобны фольклорным загадкам или речени€м оракула, который, по словам √ераклита, Ђ...и не говорит, и не утаивает, а подает знакиї. ќдни полагают, что, написав свое сочинение (Ђћузыї или Ђќ природеї) нарочито темно и отдав его на хранение в храм јртемиды Ёфесской, √ераклит будто бы хотел уберечь его от невежественной толпы. ƒругие вид€т здесь именно €сно выраженную темноту и загадочность того самого, что подлежит сказыванию. јристотель объ€сн€ет темноту речений √ераклита их синтаксической неопределенностью, вследствие чего высказывание можно прочитать по-разному. »зречени€ √ераклита в самом деле обнаруживают продуманное строение, особую поэтику. ќни насыщены аллитераци€ми, игрой слов, внутренне св€заны хиазмами, инверси€ми, бессоюзным синтаксисом или паратаксисом, характерным дл€ стро€ внутренней речи, речи, обращенной не столько к другим, сколько к себе, слушающей себ€, готовой к переосмыслению, к возвращению в стихию мысл€щего молчани€.  огда трагик ≈врипид спросил —ократа о сочинении √ераклита, тот ответил: Ђ„то пон€л великолепно, чего не пон€л, думаю, тоже, а впрочем, нужен пр€мо-таки делосский ныр€льщикї.

¬опрос, на который отвечает √ераклит, как все есть одно, или что такое (одно) бытие (множественного) сущего? —амый известный ответ на этот вопрос состоит в тезисе Ђвсе течет, ничто не покоитс€ї. ¬ существовании многого течет (проистекает, происходит) единое бытие. Ѕыть Ч значит посто€нно становитьс€, перетекать из формы в форму, обновл€тьс€, подобно тому, как та же сама€ река несет новые и новые воды. ƒругой метафорой быти€ как посто€нно происход€щего оказываетс€ у √ераклита горение, огонь. —трой самодовлеющего мира (Ђкосмосї) есть Ђвечноживой огонь, мерно возгорающийс€, мерно угасающийї. ≈диное бытие словно разгораетс€ множеством сущего, но и гаснет в нем, равно как и сущее, разгора€сь бытием, гаснет в его единстве. ≈ще одна метафора того же самого Ч игра: каждый раз нова€ парти€ той же самой игры. —тановление и посто€нство, множественность существующего и единство быти€ совмещаютс€, когда поток мыслитс€ впадающим в самого себ€, возгорание и угасание, начало и конец совпадают. ≈диное бытие множества, мыслимое как поток, впадающий в самого себ€, или горение, гаснущее в меру разгорани€, точнее (и загадочней) передаетс€ у€снением целого как внутренней взаимосв€зи противоположного: бытие (течение) ночи и дн€ есть взаимооперетекание и внутреннее соприсутствие, жизнь живет противоборством смерти, но этим же Ђживетї и смерть; взаимны бессмертие бессмертных и смертность смертных; противоборствующее этим самым противоборством прочно сцеплено в единую гармонию существовани€, котора€ подобна Ђгармонии лука и лирыї. ћир как противоборство противоположного √ераклит передает образом мира-схватки, мира-сражени€ (Ђполемосї). ЂЌужно знать, что сражение всеобще, и т€жба правда, и все становитс€ т€жбой и взаимооб€занностьюї. Ђ¬ойна отец всех, царь всех: одних она объ€вл€ет богами, других людьми, одних творит рабами, других свободнымиї.



ќбраз всеобщего сражени€, которым охвачено все сущее в целом и в котором каждое сущее схвачено в том, что собственно оно есть, оказываетс€ также и образом понимани€ всего и каждого. “аков всеобщий ум в отличие от частных недо-разумений, едина€ и единственна€ мудрость, соответствующа€ складу самого сущего, тому, как множество сущего слагаетс€ в единство быти€. Ётот склад, Ђслогї подобен тому, как из множества слов слагаетс€ единое слово поэмы, космос речи, несущей в себе Ђобраз мира в слове €вленныйї (Ѕ. ѕастернак). ќтсюда тема Ђлогоса ї, имеюща€, суд€ по некоторым фрагментам, особое значение дл€ √ераклита. —очинение (Ђлогосї) √ераклита открывалось словами: Ђќтносительно этого логоса сущего всегда непон€тливы люди...ї. јристотель по€сн€ет на этом примере Ђтемнотуї √ераклита: если Ђвсегдаї относить к Ђсущемуї, речь, кажетс€, идет о Ђлогосеї самого сущего, если же к Ђнепон€тливыї, то имеетс€ в виду просто сочинение √ераклита. Ќо именно эта двусмыслица и важна дл€ √ераклита. √реческое слово Ђлогосї значит Ђслової, Ђречьї, Ђсочинениеї, Ђотчетї, но так же и само подотчетное, Ђположение вещейї, Ђсоотношение силї. ЂЋогосї-слово о целом призвано передать, как все сложено в целостность Ђлогосаї-быти€. ЂЌе мне, а Ђлогосуї внима€, мудро согласитьс€: все есть одної. ЂЋогосї Ч это форма, то общее, что позвол€ет передать склад вещей соответствующим складом речи. ќтсюда Ђтемнотаї изречений √ераклита: бытие, происход€щее в противоборстве вещей, схватываетс€ мыслью, живущей противоречием речей.






ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 857 | Ќарушение авторских прав | »зречени€ дл€ студентов


„итайте также:

ѕоиск на сайте:

–екомендуемый контект:





© 2015-2021 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.002 с.