Бытие личности, существование человека зависит от множества причин и факторов, которые в совокупности именуются детерминантами человеческого бытия. Они определяют или оказывают влияние на наше поведение и мышление, на нашу личность и поступки, на характер, убеждения, интересы и пр.
Наиболее удобен дихотомический подход, связанный с выделением противоположных пар, своего рода полюсов, крайних точек в пространстве детерминант человеческой жизнедеятельности. Такими парами выступают оппозиции внешнего и внутреннего, биологического и социального, сознательного и бессознательного, материального и духовного, прошлого и будущего. Рассмотрим более подробно содержание каждой пары противоположностей.
1. Внешнее – внутреннее. Внешнее – это то, что находится за пределами психики и организма. К внешним детерминантам относятся, например, неблагоприятная семейная обстановка, нахождение в толпе, магнитные бури, погодные условия и пр. Отсюда видно, что их можно делить на социальные (нахождение в толпе) и природные (погода). Внутренние факторы, т.е. те, что находятся внутри организма, можно классифицировать на внутрисознательные (цели, ценности, интересы), интрапсихические (включая бессознательную мотивацию), внутриорганизменные (генетические, физиологические) детерминанты.
2. Биологическое – социальное. Эта оппозиция включает в себя противоположности природного и культурного, наследственного и приобретённого (гены или воспитание), инстинктивного и сознательного (рассудочного). Проблема биологического и социального имеет многовековую историю, в ходе которой происходила абсолютизация роли либо одних, либо других факторов. В частности, французские просветители (прежде всего, К.А. Гельвеций) отстаивали первостепенную значимость социальных детерминант для онтогенетического развития индивида, тогда как А. Шопенгауэр защищал тезис о врожденном характере психологических особенностей личности.
В 20-м веке на позициях социологизаторства находилась марксистки ориентированная советская педагогика, иные, более взвешенные, взгляды обосновывали американские психологи Г. Айзенк и Р. Кэттел. Заслуга Кэттела состояла в проведении обширных факторно-аналитических исследований, нацеленных на выяснение удельного веса наследственности и окружающей среды в детерминации таких черт личности, как интеллект, сила «Я», сила «Сверх-Я», интроверсия / экстраверсия. Оказалось, что роль наследственности сильно варьирует при переходе от одного фактора к другому: если интеллект зависит от генов на 60-65 %, то экстраверсия / интроверсия – на 50%, а сила «Сверх-Я» -- только на 5 %.
На сегодня наиболее продуктивной выглядит именно позиция Кэттела, согласно которой различные психологические особенности индивида в разной степени зависят как от генетических, так и социальных факторов.
Следует отметить, что биологические и социальные факторы можно также разделить на внутренние и внешние. К внутренним биологическим факторам относятся генетические и физиологические особенности и процессы, инстинкты и биологические потребности. Что касается внешних факторов, то скорее следует говорить о природных детерминантах, в которые биологические включаются в качестве одного из видов. К внешним природным факторам относятся космические (прежде всего, солнечная активность), погодно-климатические (температура, ветер и др.), биологические (естественный отбор).
К внутренним социальным факторам относятся усвоенные индивидом социальные нормы и запреты, образующие «Сверх-Я» в психике человека, а также все иные интериоризованные психикой культурные ценности – язык, убеждения, стереотипы и пр. Внешние социальные детерминанты – это всё богатство культуры как системы материальных и духовных ценностей.
3. Сознательное – бессознательное. Если использовать фрейдовские представления о структуре психики, то более точно говорить о противостоянии сознания и пред-сознания, с одной стороны, и бессознательного – с другой. Сознательные детерминанты – это именно те побудители активности, которые могут быть осознаны без особых затруднений, в частности, без использования психологических техник, ориентированных на исследование подсознания. К сознательным факторам относятся интересы, желания, цели, ценности.
Бессознательное также неоднородно, к его основным образованиям принадлежат вытесненные желания и мотивы (фрейдовское бессознательное), инстинкты (агрессивный, альтруистический, сексуальный и др.), коллективное бессознательное (расовая, этническая память, архетипы и пр.), перинатальный и трансперсональный опыт, бессознательные предрассудки, стереотипы, автоматизмы.
4. Материальное – духовное. Имеется в виду не столько противостояние материальных и духовных ценностей (потребностей), сколько противоположные базовые ориентации личности на обладание и бытие. Согласно Э. Фромму, и власть, и любовь, и знание могут стать как предметом обладания, так и бытиём – всё зависит от того, кто и с какими целями осуществляет власть, любит или познаёт. Как правило, ориентация на обладание связана с приоритетом материальных благ, а ориентация на бытие – с приматом духовных ценностей. В отличие от Фромма, мы считаем, что ориентации на обладание и бытие неантагонистичны, совместимы друг с другом, могут быть (и чаще бывают) взаимодополнительными. Поэтому правильнее говорить о приоритете, преобладании той или другой ориентации в жизни конкретного человека.
Обобщая и подытоживая вышесказанное о детерминантах человеческого бытия, можно заключить: человек – существо поликаузальное, детерминируемое множеством причин и факторов, взаимодействующих, пересекающихся и перетекающих друг в друга, соотношение между которыми своеобразно для каждого индивида, для каждой ситуации.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Детерминанты человеческого бытия – это причины и факторы, оказывающие влияние на поведение, мышление, мировоззрение человека и другие стороны его бытия в мире. Среди этих детерминант выделяются: внешние, находящиеся за пределами психики и организма, и внутренние, воздействующие на человека изнутри; сознательные, например, наши цели, желания, убеждения, и бессознательные, к которым относят инстинкты, вытесненные желания, комплексы и др.; ситуативные (напр., нахождение в толпе) и долгосрочные (напр., неблагоприятная семейная обстановка). Однако центральной парой детерминант выступает дилемма биологического и социального. Эта оппозиция включает в себя противоположности природного и культурного, наследственного и приобретённого (гены или воспитание), инстинктивного и сознательного.
Основная литература:
1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 355-356, 465-473, 476-483.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 224-247, 254-258.
3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 221-229, 258-259, 272-275, 291-293.
Дополнительная литература:
4. Алексеев В.П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984.
5. Биология в познании человека. М., 1989.
6. Бухбиндер А. Бархатная революция // Знание – сила, № 3, 2003.
7. Вартбург М. Чьи же мы потомки, в конце-то концов? // Знание – сила, № 10, 2001.
8. Евграфов О. «Прародитель» полутора миллионов русских жил 2,5 тысячи лет назад. Кто он был? // Знание – сила, № 11-12, 1999.
9. Ефремов К. СЕНСАЦИЯ! Найден предок человека… О химере «антропология + журналистика + политика» // Знание – сила, № 6, 2001.
10. Зеленко Г. Теперь человеку — 7 миллионов лет! // Знание – сила, № 7, 2002.
11. Нудельман Р. Наши древние отцы (и матери тоже) // Знание – сила, № 6, 2001.
12. Нудельман Р. У начала начал? // Знание – сила, № 2, 2003.
13. Силкин Б. Наше генеалогическое древо сотрясается // Знание – сила, № 6, 2001.
14. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
15. Эрфурт А. Боги нового тысячелетия. – М., 2001.