Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 2. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека




 

Пожалуй, нет для человека более важного и драматичного вопроса, чем вопрос о жизни и смерти, их соотношении. Смертность, увы, составляет неотъемлемую черту бытия человека, а стремление преодолеть, уничтожить смерть выступает одним из важнейших чаяний человечества. Тем не менее, в истории мировой мысли было немало умов, воспевавших смерть и негативно-презрительно относившихся к земной жизни. Таким образом, можно выделить две крайних точки зрения на проблему жизни и смерти. Первая, связанная с позитивным отношением к жизни и негативным восприятием смерти, получила развитие в христианстве, марксизме, и, в особенности, в философии «общего дела» Н.Ф. Федорова.

Противоположная позиция – негативное отношение к земной жизни и положительная (или спокойно-нейтральная) оценка смерти – присуща буддизму, стоицизму, некоторым философам (напр., А. Шопенгауэру).

В современном обществе в связи с развитием новых технологий появились новые аспекты в проблеме жизни и смерти. Прежде всего, речь идет о «праве на смерть» для людей, страдающих от неизлечимых заболеваний. Оказывается, что жизнь для многих не является высшей, абсолютной ценность, есть нечто и более важное – это качество жизни, не просто жизнь, а жизнь достойная. Поэтому многие предпочли бы эвтаназию – легкую и безболезненную смерть, чем бессмысленные страдания, мучительные не только для больного, но и ранящие сердца близких. В сегодняшнем мире проблема эвтаназии – одна из самых дискуссионных. У неё есть немало сторонников, но еще больше противников. Решительно против эвтаназии выступают христианские священнослужители. По их мнению, жизнь – это дар Бога, и человек не вправе от него отказываться, а должен стоически выносить все, что приносит судьба.

Что касается бессмертия, то оно всегда выступало и выступает светлой мечтой человечества. Поэтому в истории культуры выкристаллизовались различные пути обретения бессмертия. Первый путь -- обессмертить себя в генах потомства, в детях, внуках, правнуках. Второй -- сохранение тела, в частности, его глубокая заморозка. Третий путь – запечатлеть себя в продуктах творчества, оставить своими делами память будущим поколениям. Четвертый – упование на растворение духа и тела умершего во Вселенной. Однако все эти пути носят паллиативный характер, служат слабым утешением, ибо не ведут к бессмертию самого главного в человеке – его сознания, его Я. И только пятый путь, предложенный христианством и связанный с бессмертием души и её последующим соединением с телом для вечной жизни в Царстве Божьем на земле, дает человеку полное удовлетворение, ибо гарантирует сохранение личности во всей её полноте. Неудивительно, что христианская религия завоевала сердца сотен миллионов людей по всему земному шару.

В заключении главы остановимся на проблеме смысла жизни. Большинство философов верили в высокое предназначение каждого человека. В христианской философии смысл жизни един для всех и состоит в любви к Богу и ближнему, в делании добра и избегании зла.

В XX веке возникло целое психологическое направление -- логотерапия – нацеленное на помощь людям в обретении смысла жизни. Его основоположник, австрийский ученый Виктор Франкл, полагал, что смысл жизни множественен – нет единого смысла для всех, но у каждого должен быть свой уникальный смысл, и лучше не один, а хотя бы несколько. По мнению Франкла, смысл жизни объективен, т.е. его нельзя выдумать, создать искусственно, а можно только найти. Ищется же смысл жизни при помощи совести, при этом «мудрость сердца» значит больше, чем «голос разума».

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. По проблеме жизни и смерти можно выделить две крайние точки зрения. Первая, связанная с позитивным отношением к жизни и негативным восприятием смерти, получила развитие в христианстве, марксизме. Вторая, противоположная точка зрения, утверждающая негативное отношение к жизни и позитивное отношение к смерти, представлена стоицизмом и буддизмом.

2. Проблема смысла жизни в современной философии наиболее полное и глубокое исследование получила в логотерапии Виктора Франкла, согласно которому наличие смысла жизни – признак зрелости личности. По мнению Франкла, смысл нельзя выдумать, его можно только найти. У каждого человека – своя уникальная система жизненных смыслов, чем их больше, тем богаче и полнее бытие человека. Смыслом обладает не только жизнь, то также страдание и смерть. Главные пути обретения смысла – это творчество (созидательная деятельность), преодоление страдания и любовь.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2465 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2067 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.