Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬опрос 1. —ущность, структура и функции культуры




 

ѕервоначальное значение латинского слова Ђкультураї св€зано с такими словами как возделывание, уход, почитание. »значально применение слова Ђкультураї ограничивалось сферой сельского хоз€йства, под ним понималс€способ возделывани€, обработки земли, и только в XVIII веке оно стало наполн€тьс€ духовным содержанием и стало обозначать совершенствование человеческих качеств. ¬ эпоху ѕросвещени€ культурным называли человека начитанного и утончЄнного в манерах. ¬ современном значении слово Ђкультураї впервые употребил немецкий историк, философ ».√. √ердер (1744-1803).

¬ 20-м веке культура начинает трактоватьс€ предельно широко Ц как универсальный способ быти€ человека в мире (в отличие от животных, о культуре которых можно говорить только в метафорическом смысле), как искусственно созданна€, преобразованна€ человеком среда обитани€ (в этом смысле культура выступает синонимом ноосферы).

¬ современной философии, слово Ђкультураї обычно понимаетс€ в двух основных значени€х: широком и узком. ¬ первом случае культура оказываетс€ тождественной общественной человеческой жизни, во втором Ц выступает синонимом духовной жизни общества и человека. Ќа наш взгл€д, наиболее Ємко и лаконично культуру можно определить как материально-духовную среду, созданную, взращенную человеком. ¬ этом отношении культура, с одной стороны, противостоит, а, с другой стороны, надстраиваетс€, вырастает из природы как естественной среды обитани€ человека и общества.

¬ современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. — точки зрени€ аксиологического подхода, культура Ц это система ценностей, сложна€ иерархи€ идеалов и смыслов, значима€ дл€ конкретного общественного организма. — точки зрени€ де€тельностного подхода, культура Ц это специфический способ человеческой жизнеде€тельности.

¬ажно отметить, что основным элементом культуры, еЄ далее неделимой Ђклеточкойї выступает ценность. ѕон€тие ценности выражает значимость объектов окружающего мира дл€ человека, социальной группы, общества в целом. Ёта значимость определ€етс€ не свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнеде€тельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

ћир ценностей весьма многообразен. ÷енности дел€тс€ на:

І материальные и духовные Ц первые удовлетвор€ют потребности нашего тела, ценны своими утилитарно-вещественными свойствами, вторые Ц удовлетвор€ют потребности и интересы нашей души, имеют внеутилитарный смысл;

І положительные и отрицательные (анти-ценности) Ц по их способности либо содействовать, либо преп€тствовать совершенствованию человека и общества;

І общечеловеческие, групповые и индивидуально-личностные в зависимости от того, дл€ какого субъекта они имеют значение;

І нравственные, эстетические, религиозные, научные, политические, правовые и др., св€занные с различными сферами де€тельности людей, с отдельными формами общественного сознани€.

¬ отечественной философии прин€то различать, прежде всего, материальную и духовную культуру.   материальной культуре относ€тс€ материальные ценности, т.е. те предметы и €влени€, которые удовлетвор€ют наши телесные потребности. —реди них важнейшее место занимают средства производства, технические устройства и сооружени€. —оответственно, духовна€ культура включает духовные ценности, способные удовлетвор€ть потребности нашей души.

ƒругим важным критерием дл€ дифференциации культур €вл€етс€ национально-государственный (этно-социальный, региональный), в соответствии с которым выдел€ют американскую, китайскую, российскую культуру, а внутри последней Ц русскую, татарскую, башкирскую и др. ¬ мировом масштабе также выдел€ют такие глобальные культурно-исторические типы, как восточный и западный. ƒл€ первого характерны такие ценности как традиционализм, коллективизм, созерцательность, уважение к старшим и др., тогда как западна€ культура покоитс€ на индивидуализме, утверждает прогрессизм (стремление к новаци€м), больше чтит активность и стремление к преобразованию мира.

ѕо субъектному признаку можно говорить о культуре общества и культуре личности, а также о корпоративной, профессиональной и др. групповых культурах. ≈сли культура общества наполн€етс€ ценност€ми и нормами, то культура личности включает знани€, умени€ и навыки, убеждени€ и ценностные ориентации личности.  ультура личности производна от культуры общества, и выражает степень овладени€ индивидом достижени€ми культуры.

“акже различают элитарную и массовую культуру, дл€ первой характерна ориентаци€ на непон€тность, сложность, изысканность норм и ценностей, тогда как массова€ культура обычно т€готеет к простоте, пон€тности, доступности, развлекательности.   типичным формам массовой культуры относ€т комиксы, дорожные романы, боевики, Ђмыльные оперыї, тогда как в высокую элитарную культуру включают классическую литературу, философию, живопись, классическую музыку, некассовые высокохудожественные фильмы и театральные постановки.

¬ыдел€ют также такие пон€ти€ как Ђсубкультураї и Ђконтркультураї. ѕерва€ характеризуют культуру отдельных или более замкнутых социальных групп (например, молодежна€ культура, профессиональные субкультуры).  онтркультура же носит протестный характер Ц это протест против господствующих институтов власти, собственности, против отчуждени€ человека. –азновидностью контркультуры €вл€етс€ андеграунд. Ёто подпольна€ культура, котора€ преследуетс€ властью и €вл€етс€ оппозиционной по отношению к официальной политике. ќна имеетс€ во всех странах мира, но особенно характерна дл€ государств с тоталитарными и авторитарными режимами.

ќфициальной культуре, поддерживаемой и пропагандируемой государством, противостоит также народна€ культура, представленна€ не только фольклором, но многообразными традици€ми, обыча€ми, нормами, ценност€ми, функционирующими в быту.

 ультура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. ”стойчивость, Ђинерционностьї в культуре Ц это традици€: элементы культурного наследи€ Ц идеи, ценности, обычаи, обр€ды, способы мировоспри€ти€ и т.д. Ц сохран€ютс€ и передаютс€ от поколени€ к поколению. Ќо культура не может существовать, не обновл€€сь. “ворчество, изменение €вл€ютс€ другой стороной развити€ общества. ≈динство традиции и обновлени€ Ц универсальна€ характеристика любой культуры. ¬с€ка€ новаци€ в культуре, имеюща€ глубокое содержание и ценность, провер€етс€ временем, заново оцениваетс€ каждым последующим поколением людей.

 

¬џ¬ќƒџ по 1 вопросу:

1.  ультура Ц это весьма широкое и многозначное пон€тие. „аще всего культура понимаетс€ как универсальный способ быти€ человека в мире, как искусственно созданна€, преобразованна€ человеком среда обитани€ (мир артефактов), как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидани€.

2. ¬ контексте проблемы типологии культур выдел€ют такие виды культуры как материальна€ и духовна€, культура общества и культура личности, восточный и западный тип культуры, элитарна€ и массова€, официальна€ и народна€ культуры.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2236 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

696 - | 636 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.