На протяжении всей истории философии человек, его сущность и существование были в центре внимания мыслителей разных стран и эпох. И хотя о человеке философы никогда не забывали, тем не менее, можно отметить три основных «поворота к человеку» в истории философской мысли: первый произошел в античности и был связан с софистами и Сократом, отказавшимися изучать природу и сосредоточившими свой интерес исключительно на человеке; второй поворот был осуществлен гуманистами эпохи Возрождения, поместившими человека в центр мироздания и приравнявшими его к Богу; третье обращение философии к человеку случилось в 20-е годы XX века, когда возникли такие течения, как персонализм, экзистенциализм, философская антропология.
Сегодня философская антропология – одна из центральных философских дисциплин, нацеленная на целостное и многостороннее отражение всех важнейших аспектов человеческого бытия-в-мире. Предметом философской антропологии является целостный человек, т.е. человек, взятый в единстве его телесной и душевной организации, природных и социальных характеристик, как многоуровневое, системное целое.
Проблема природы (сущности) человека (т.е. вопрос о том, что есть человек?) является центральной для философской антропологии.Не углубляясь в историю философской мысли, отметим лишь наиболее важные, сохранившие свою актуальность, позиции по этому вопросу.
1. Человек – общественное животное (zoon politikon). Именно такой ответ на сакраментальный вопрос дал Аристотель в трактате «Политика».
2. Человек -- разумное существо (homo sapiens). Такое понимание человека утвердилось в Новое время, в особенности, в эпоху Просвещения.
3. Человек – существо, способное трудиться (homo faber). В труде вообще, и в способности производить орудия труда, в частности, усматривает важнейшее родовое качество человека трудовая теория антропогенеза, заложенная Ф. Энгельсом.
4. Человек – нравственное существо (homo moralis). В способности различать добро и зло, наличии совести и стыда усматривают своеобразие человека и его высшее достоинство мировые религии.
5. Человек – существо, обладающее членораздельной речью (homo symbolis). В начале20-го века Э. Кассирер назвал человека «символическим животным», в это же время И.П. Павлов увидел специфичность человека в наличии «второй сигнальной системы», т.е. языка.
В совокупности, рассмотренные выше пять позиций составили так называемую «классическую трактовку» природы человека, которая в целом была обозначена ещё Аристотелем. Именно единство социальности, разума (сознания), труда, нравственности, языка выделяет человека среди других живых существ, делает его человеком, составляет в нём «человеческое».
Однако наиболее эвристичными являются, по нашему мнению, две неклассические позиции:
1. Человек – это противоречивое существо. Одним из первых, отметивших это качество человека, был французский философ и учёный 17-го века Блёз Паскаль. Согласно Паскалю, человек – крайне антиномичное, сотканное из противоположностей, существо. Паскаль отмечает и другие дихотомии: души и тела, духовного и животного, разума и сердца, врождённого и приобретённого, сознательного и бессознательного.
2. Человек – самосозидающее существо. Корнями такое видение человека уходит в эпоху Возрождения. Одним из первых, обративших внимание на эту способность человека, был итальянский философ 15-го века Пико делла Мирандола. В 20-м столетии эту идею реабилитировали философы-экзистенциалисты. В частности, Жан-Поль Сартр возвёл положение о самотворении человека в ранг главного принципа экзистенциальной философии.
Каждый индивидуальный внутренний мир обладает и неповторимым своеобразием, и в то же время подчинён некоторым универсальным закономерностям. Последние раскрываются, прежде всего, в общности атрибутов и видов существования.
Атрибутами человеческой экзистенции называются наиболее значимые эмоциональные состояния, с которыми, во-первых, рано или поздно сталкивается практически каждый человек, и которые, во-вторых, глубоко переживаются индивидом. К ним можно, в частности, отнести переживания любви, одиночества, страха, вины, свободы, тревоги, отчаяния, смерти. Многие атрибуты выступают в философии в качестве важных проблем, отсюда такие разделы философской антропологии, как философия любви, философия свободы, философия одиночества.
Виды существования выделяются по различным параметрам.
По критерию времени можно выделить такие виды существования, как прошлое, когда человек больше живет воспоминаниями; наличное, когда радуется каждому актуальному мгновению; потенциальное, когда живет надеждами.
По параметру удовлетворенности – неудовлетворенности жизнью выделяются следующие виды существования: героическое; романтическое; будничное; невыносимое.
Наконец, по критерию свободы правомерно выделить пару конформное – автономное существование. В первом случае человек ощущает, что его бытие определяется извне – другими людьми, обстоятельствами и пр., во втором – считает себя хозяином своей судьбы.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Философская антропология – это раздел философии, изучающий человека, его сущность и существование, такие проблемы, как свобода человека, смысл жизни, смерть и бессмертие, любовь, одиночество и др.