Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 2. Основные модели и механизмы взаимоотношений личности и общества




 

Когда мы поднимаем тему «Личность и общество», то речь идет, прежде всего, о моделях и механизмах взаимоотношения личности и общества. Модели связаны с проблемой приоритетов, с вопросом о том, что важнее – личность или общество, чьи интересы должны быть на первом месте – личные или общественные. Механизмы связаны со взаимодействием личности и общества, с влиянием личности и общества друг на друга.

Когда мы говорим о приоритетах, о том, что важнее -- личность или общество, чьи интересы первичны и должны защищаться прежде всего, то можем выделить две диаметрально противоположные позиции, нашедшие свое отражение и в истории человечества. На ранних этапах развития человечества приоритет однозначно оставался за обществом, коллективом, родом. В первобытном обществе, равно как и в странах Востока, и при тоталитарных режимах индивид выступает лишь «винтиком» социальной машины, легко заменимыми не обладающим высокой ценностью. Такая модель взаимоотношений общества и индивида получила название коллективистской. С развитием капитализма и становлением демократического общества либерального типа стала формироваться альтернативная, индивидуалистическая модель, в которой приоритет отдается интересам личности, в то время как общество трактуется в качестве средства обеспечения реализации интересов, прав и свобод личности.

В рамках коллективисткой модели можно выделить еще две: более жесткую тоталитарную модель и более мягкую авторитарную. В первой модели общество стремится полностью контролировать личность, не только ее поведение, но и сознание, и даже бессознательное. В такой модели со стороны государства осуществляется тотальный контроль за личностью, за всеми сторонами жизни людей, начиная с работы и заканчивая личной жизнью. Государство в такой модели также стремится к подавлению инакомыслия, к установлению единообразия мнений.

При авторитарной модели, хотя приоритет остается также за государственными интересами, допускаются значительные области свободной самореализации личности. Государство контролирует только область политики и экономики, а в духовной жизни допускает разнообразие мнений и свободу самовыражения людей.

Теперь обратимся к механизмам взаимодействия личности и общества.

Важнейшим из них является механизм социализации, связанный с процессом формирования личности на основе усвоения ею социальных ценностей и норм. Социализация – это и есть процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого происходит усвоение им общественных норм, идеалов. Социализация — это также процесс становления личности, приобщения её к культуре, процесс освоения новых социальных ролей. В ходе социализации происходит перекачка внешнего во внутреннего, общественного в личное, а вместе с этим возникает и формируется сама личность.

К понятию «социализации» наиболее близок по смыслу термин «воспитание», но разница в том, что воспитание — более узкий процесс, одна из сторон социализации. Воспитание — это активная, целенаправленная деятельность воспитателей как носителей общественно-ценного социального опыта по формированию нужных им качеств у воспитуемого. Социализация же зачастую осуществляется стихийно, как бы сама собой, без ясных целей и четкого плана. Неудивительно поэтому, что иногда результатом социализации является усвоение личностью антиобщественных норм и ценностей.

В науке принято говорить о двух видах социализации: первичной и вторичной. Первичную социализацию можно определить как процесс формирования у ребенка речи, мышления, сознания, базовых социальных умений и навыков, процесс усвоения общественных ценностей, норм морали и правил общежития. Объектом вторичной социализации(ресоциализации) выступают уже взрослые. Её можно определить как повторную социализацию взрослых с целью овладения ими новыми социальными ролями, включая, профессиональные знания, умения и навыки.

К важнейшим механизмам социализации можно отнести: подражание, идентификацию, научение (обучение).

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Модели взаимоотношения личности и общества связаны с проблемой приоритета, чьи интересы важнее – личности или коллектива, общества, государства.

2. Выделяют две основные модели: коллективистскую, которая исторически первична, а сегодня характерна для стран Востока, и индивидуалистическую, возникающую в эпоху Возрождения, связанную со становлением буржуазных отношений и западного общества либерального типа. В первой модели первичны интересы общества, во второй – интересы индивида. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, что ставит задачу создания срединной – соборной модели, в которой интересы личности и общества признаются равнозначными.

3. Центральным механизмом взаимодействия личности и общества является социализации – процесс усвоения индивидом социальных норм, ценностей, умений, навыков. Выделяют первичную социализацию детей и вторичную социализацию взрослых. Важнейшими механизмами социализации являются подражание, идентификация и научение.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2850 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2408 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.