Проблема истины – важнейшая, центральная проблема гносеологии. Существует несколько концепций, по-разному решающих эту проблему.
Исторически первой является теория корреспонденции (от лат. correspondanсe – соответствие, сходство), которую впервые сформулировал Аристотель. По мнению Стагирита, истина – это знание, соответствующее действительности, под последней обычно понимается внешний объективный мир. В этой концепции подразумевается, что истина – это свойство знания. Такой подход к истине остается господствующим в гносеологии до сегодняшнего дня.
Однако теория корреспонденции не единственная концепция. Одной из влиятельных теорий истины является онтологическая трактовка истины, идущая от Платона через Гегеля к русскому мыслителю Владимиру Соловьеву. Согласно этой концепции, истина есть не свойство наших знаний, а сущее само по себе, которое открывается людям разными путями. Например, по мнению Владимира Соловьёва (1853 – 1900), существуют три основных пути достижения объективной истины – через опыт (наука), через разум (философия), через веру или мистический опыт (религия).
Чтобы пояснить сущность онтологической трактовки истины, надо вспомнить такие словосочетания, как «истинный друг», «истинная (настоящая) любовь» или «настоящий (истинный) сок». По мнению Гегеля, истина – это соответствие предмета понятию, поэтому когда мы говорим, что «Коля – настоящий друг», мы имеем в виду, что Коля обладает чертами, входящими в понятие «настоящий друг». Противоположностью настоящему другу будет мнимый друг, истинному соку – суррогатный сок и так далее.
Наряду с теорией корреспонденции и онтологической трактовкой истины, вклад в расширение наших представлений об истине внесли также неклассические концепции истинности:
1) теория когеренции, в которой истина определяется как знание, согласованное с другими фундаментальными знаниями, признанными истинными;
2) конвенционализм, рассматривающий истину в качестве соглашения между учёными (А. Пуанкаре);
3) прагматизм, развитый У. Джемсом и Дж. Дьюи, представляется довольно мощной альтернативной теории корреспонденции, поскольку подчеркивает роль практики в познании, отождествляет истину с эффективностью, с полезностью: истина – это полезное знание, знание, приносящее успех.
Традиционно истине приписывают ряд свойств. Вкратце остановимся на них:
1. Абсолютность – выражает момент безусловности, окончательности, присутствующий в знании.
2. Относительность – выражает неполноту, приблизительность, условность, ограниченность знания.
3. Процессуальность – выражает динамичный, изменчивый характер познания.
4. Конкретность – выражает зависимость знания от условий его получения – места, способа, времени.
5. Объективность – выражает независимость содержания знания от средств и субъекта познания.
Критерии истинности – это свойства знания, наличие которых повышает вероятность его, знания, истинности. В целом они совпадают с критериями научности.
Обычно выделяют три группы таких критериев:
1) логические критерии «характеризуют знание с позиций его формальной адекватности, стройности, совершенства внутренней организации», к ним относят, прежде всего, непротиворечивость и доказательность, возможность формализации и математизации знания, а также полноту и независимость, имеющим значение для аксиоматических теорий;
2) эмпирические критерии предназначены для прояснения соотношения знания с действительностью, они показывают, насколько первое соответствует или не соответствует второй: эмпирическое подтверждение (верификация) демонстрирует соответствие знания и реальности, а эмпирическое опровержение (фальсификация), напротив, демонстрирует неадекватность (ложность) знания;
3) внелогические критерии «отражают гармонию между теоретическими построениями и законами природы», к ним относят такие свойства знания, как простота, красота, эвристичность, когерентность, нетривиальность, информативность: при прочих равных условиях предпочтение будет отдано более простой, эвристичной, элегантной теории, гипотезе, формулировке закона и т.п.
Однако интегрирующим, центральным критерием истинности остается практика, которую мы выше определили как целенаправленную, предметно-чувственную деятельность людей по преобразованию действительности.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. Центральной проблемой гносеологии является вопрос об истине. Существуют несколько концепций истинности, по-разному трактующие природу истины: теория корреспонденции, онтологическая трактовка, теория когеренции, конвенционализм, прагматизм. Однако до сих пор наиболее влиятельная первая концепция, согласно которой истина – это знание, соответствующее реальности. Важнейшими свойствами истины являются абсолютность, относительность, процессуальность, конкретность, объективность.
Основная литература:
1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 19, 277-283, 285-288, 293-295.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 318-324, 343-358.
3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 419-457, 462-464
4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.609-611, 639-643, 648-658.
Дополнительная литература:
5. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
6. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
7. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
8. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.
9. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
10. Уёмов А.И. Истина и пути её познания. М., 1975.
11. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.
12. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.