Диалектика не единственная общая теория развития. Альтернативные точки зрения на развитие отстаивают, с одной стороны, метафизика, а с другой – эмерджентизм. Метафизика отрицает качественный характер развития, появление в ходе развития принципиально нового, т.е. понимает развитие как рост, как простое накопление, увеличение, развертывание уже заранее данного. Также метафизика отрицает роль внутренних противоречий как источника развития, нередко полагая, что изменения в объекте происходят под влиянием внешней среды. Метафизический взгляд на реальность был свойственен, прежде всего, философии и науке Нового времени, базирующейся на механической картине мира. Например, известный французский естествоиспытатель XVIII – XIX в.в. Жорж Кювье полагал, что животные виды неизменны, а очевидную смену одного типа фауны другим в истории Земли объяснял теорией катастроф: на вопрос, откуда появились новые виды, Кювье отвечал, что они «пришли из другого места».
Эмерджентизм (от англ. emergent — внезапно возникающий) -- философская концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при котором возникновение новых, высших качеств обусловлено идеальными силами. Таким образом, эмерджентизм впадает в другую крайность: отрывает качественные изменения от количественных, полагает, что новое может появиться «вдруг», без предварительной подготовки, и так же, как метафизика, ищет источник развития во внешних для объекта силах. Эта концепция разрабатывалась на рубеже XIX – XX в.в. в сочинениях английского философа Сэмюэла Александера (1859-1938) и английского биолога К. Ллойда Моргана, близки к эмерджентизму эволюционные теории французских философов Анри Бергсона и Пьера Тейяра де Шардена.
Метафизика выступает по отношению к диалектике не только как альтернативная концепция развития, но и как противоположный диалектике метод мышления. Если диалектика требует от исследователя мыслить творчески, дивергентно, альтернативно и нешаблонно, то метафизический тип мышления, напротив, характеризуется односторонностью, шаблонностью, стереотипностью. Метафизическому мышлению свойственны догматизм, абсолютизация того или иного момента в составе целого, недостаточное понимание взаимосвязи и взаимодействия объектов и явлений действительности.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. В качестве альтернатив диалектики выступают метафизика и эмерджентизм. Эмерджентизм абсолютизирует прерывистый, скачкообразный характер развития. Здесь новое появляется вдруг, сразу, без предварительного количественного накопления изменений. Метафизика впадает в другую крайность – отрицает качественный характер развития, понимает развитие как рост, простое развертывание уже данного, как накопление, увеличение того, что раньше уже было.
Основная литература:
1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 34-37, 262-277.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 95-184.
3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 490-496, 487-490.
4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.395-400.
5. Злотников Ю.Я. Методология и логика научно-технического познания. Лекция. – М.: ВИПТШ МВД РФ, 1993. С. 15-32.
6. Злотников Ю.Я., Остах С.В. Диалектика пожарной техники и тактики: Лекция. –М.: ВИПТШ МВД РФ, 1995.
7. Злотников Ю.Я., Труняев П.Ю. Диалектика как теория и методология деятельности инженеров пожарной безопасности: Учебное пособие. – М.: АГПС МЧС РФ, 2005.
Дополнительная литература:
8. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
9. Богомолов В.С. Диалектический логос. М., 1985.
10. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. М., 1974 – 1977.
11. Китайская «Книга перемен». М., 1993.
12. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.