Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕриемы и правила оптимизации взаимодействи€ субъектов




¬ любом виде аргументации результат зависит еще и от того, как мы сумеем использовать Ђмеханизмї психолого-дидактического воздействи€. ¬ его основе лежат как принципы передачи информации, такие как: доступность; интенсивность; ассоциативность; нагл€дность; экспрессивность; €сность выражений, так и особенности мышлени€ человека: образное; отвлеченное; самосто€тельное; гибкое; быстрое. ќбусловливаетс€ процесс аргументации и характером взаимодействи€ оппонентов.

„то касаетс€ взаимодействий оппонентов, то здесь Ђактивна€ї сторона может приложить р€д усилий, чтобы его оптимизировать. ¬ этом ей могут помочь требовани€ и приемы (регул€тивы) оптимизации взаимодействи€ людей, выработанные длительной практикой аргументации.

ѕервый регул€тив звучит так:

Ђ”важительное, конкретное отношение к оппонентуї.

 ак свидетельствует практический опыт, уважаемый читатель, ни один случай общени€ с оппонентом не приносил положительного результата, если вы говорили ему, что он в чем-то неправ. ≈сли же вы ему еще и добавл€ли: Ђя вам докажу, что мо€ точка зрени€ истинна€ї, то получали в конце концов негативное отношение к себе. Ёто равносильно тому, что кому-то сказать: Ђя умнее вас. я намерен изменить ваше мнениеї.

ѕереубедить людей трудно даже при самых благопри€тных обсто€тельствах. “ак зачем же создавать себе излишние трудности? «ачем ставить себ€ в невыгодное положение?

Ќикто на свете никогда не позволит себе не слушать собеседника, не отложит в сторону документ, если он услышит или прочитает такие слова: Ђ¬озможно тезис, который € предлагаю рассматривать как истинный, таковым и не €вл€етс€. ќднако давайте проверим факты и рассмотрим аргументыї.

ƒумаетс€, обоснованием данного регул€тива могут служить слова лорда „естерфилда, сказанные однажды своему сыну: ЂЅудь мудрее других, если можешь, но не говори им об этомї.

¬торой регул€тив такой:

Ђ“емп и форма аргументации об€заны соответствовать темпераменту оппонента (Ђпассивнойї стороне)ї.

¬ажнейшим элементом познани€ €вл€етс€ воспри€тие. Ѕлагодар€ ему осуществл€етс€ как получение сведений, информации от оппонента, так и первична€ их оценка. ќт темперамента во многом зависит скорость осмыслени€ получаемой информации, понимание оппонентами друг друга.  онечно, тип темперамента ни в коей мере не характеризует качество человеческого мышлени€. ¬месте с тем, холерику и флегматику будет труднее взаимодействовать друг с другом, если они не учтут данный регул€тив.

¬ свое врем€ ћ. ÷ицерон отметил: Ђ¬едь эти Ђненавистныеї темп и форма аргументации ничего не влекут за собой иного, кроме складного охвата мысли словами; это делали и древние, но большей частью случайно, часто благодар€ природному чутьюЕї40.

40 ÷ицерон ћ. јнтичные теории €зыка и стил€. Ц ÷ит. по кн.: ќб ораторском искусстве. Ц ћ., 1959. Ц —. 47.

ќпыт свидетельствует, что в аргументации чаще точно расставленные паузы оказывают большее воздействие, чем поток слов.

“ретий регул€тив можно сформулировать следующим образом:

Ђ»збегать преувеличений в изложении фактов. ѕон€ти€ должны адекватно отражать реальные событи€ї.

—ледует помнить, что в аргументации, как и во вс€ком практическом искусстве, технические приемы часто переход€т в насто€щую ложь или лицемерие. «десь переплетаетс€ дозволенное и безнравственное. ¬ практической де€тельности судьи это недопустимо.

Ќапример, презумпци€ невиновности требует определенной корректности высказываний, в том числе в средствах массовой информации, которой, к сожалению, пока нет.  ак отмечает ¬. ћ. Ћебедев, Ђв современной –оссии этот аспект презумпции невиновности вырос в достаточно острую проблему, поскольку необходимость поддерживать и развивать гласность существует на фоне низкой правовой культуры. ѕоэтому суды буквально завалены делами о защите чести и достоинства, в том числе и в св€зи с нарушением презумпции невиновности, когда в средствах массовой информации гражданина называют вором, коррупционером, убийцей и т.д. без судебного решени€ на этот счет. ќсобенно это относитс€ к высказывани€м должностных лицї41.

41 Ћебедев ¬.ћ. —тановление и развитие судебной власти в –оссийской ‘едерации. Ц ћ., 2000. Ц —. 172-173.

—ледование данному запрету может давать добротные результаты.

„етвертый регул€тив можно представить в таком виде:

Ђ‘орма аргументов должна соответствовать характеру оппонента (Ђпассивнойї стороне в аргументации)ї.

 ак известно, характер любого человека во многом обусловливаетс€ цел€ми, интересами и мотивами его жизнеде€тельности. ћы уже наблюдали в своей жизни ситуации, когда наши призывы, обращени€ к своему соседу, товарищу не производили ни какого воздействи€ на него, ибо он был озабочен проблемами, далекими от предмета разговора. ј если учесть, что у каждой личности складываетс€ свой образ аргументов, который он воспринимает и которые способны оказывать на него воздействие, то становитс€ очевидным и значимым необходимость следовать данному регул€тиву.

“акой регул€тив очень удачно используют многие, но вот как полиаспектно его применил јристид Ѕриан, французский государственный де€тель, с 1909 года неоднократно возглавл€вший правительство, когда √ермани€ была прин€та в Ћигу наций. ќн сказал тогда следующее: Ђ“еперь мы у порога окончани€ дела, о котором мечтали лучшие умы и сердца всего человечества. ћы хороним войну. я обещаю вам, несчастные матери, которые, гл€д€ на своих детей, горестно думают, не окажутс€ ли они жертвой смерти на фронте, что вы будете радостно смотреть на них, вы будете уверены, что им не грозит эта беда. ћолчите, пушки, молчите, пулеметы! ¬ы не имеете здесь слова. «десь говорит мирї42.

42 ќб ораторском искусстве. Ц ћ., 1959. Ц —.262.

» после этого все заплакали: одни от наивности, а другие от восторга, что можно так ловко обманывать людей.

ѕ€тый регул€тив включает в себ€ следующее:

ЂЌеобходимо избегать наукообразных и общих выраженийї.

¬ чем состоит ближайша€, непосредственна€ предназначенность аргументации? ¬ том, чтобы ее пон€ли те, к кому она обращена. ѕоэтому €сность Ц есть ее первое и необходимое условие.  огда-то ј. ѕушкин говорил, что Ђточность, опр€тность Ц первые достоинства прозы; она требует мыслей и мыслейї.

Ќапример:

¬место слов лучше употребл€ть
инспирировать спикер симул€ци€ устранение преп€тствий фиктивный доминирующий внушать председатель притворство повышение надежности вымышленный, мнимый преобладающий

 

¬место формулировок ѕодумать над такими
- мы ¬ам поможемЕ - ¬ы, конечно, еще об этом не думалиЕ0 - когда-нибудь ¬ы пойметеЕ - ¬ы сможете добитьс€ - ¬ам, конечно, известно, чтоЕ - —огласны ли ¬ы с тем, что

Ўестой регул€тив предлагает Ђактивнойї стороне:

ЂЅольше образности и нагл€дности в изложении аргументовї.

≈го суть можно образно выразить китайской пословицей: Ђќдна картина лучше тыс€чи словї.

¬месте с тем, нагл€дность следует использовать строго индивидуально. Ќе существует, видимо, какой-то универсальности в нагл€дности. ¬се зависит от уровн€ подготовленности Ђпассивнойї стороны, от социальной среды, где он живет.

 огда-то ученики спросили ’риста, почему он учит людей притчам. ќн ответил: Ђќни, вид€ не вид€т и слыша не слышат, и не разумеютї.

»менно поэтому, проблему образности и нагл€дности он разрешал самым простым и естественным способом: он объ€сн€л то, что люди не знали, сравнива€ это с тем, что им было известно.

Ќапример, ÷арство небесноеЕ Ќа что оно похоже?  ак могли пон€ть и прин€ть его в качестве своей ценности, своих убеждений безграмотные кресть€не, купцы?

’ристос описывал его при помощи предметов и €влений, которые им были уже известны и к которым они стремились. ќн говорил: Ђ÷арство небесное подобно закваске, которую женщина, вз€вши, положила в три меры муки, доколе не всплыло все. ѕотом она готовит хлеба, которыми можно было накормить всех голодных. » царство небесное подобно неводу, закинутому в море. ¬ытащив его рыбак поймает столько рыбы, что ее будет достаточно дл€ всех желающих. » еще царство небесное подобно благодатному месту, где любой купец найдет дл€ себ€ множество жемчужин, его и всех радующихЕї.

Ёто было образно, пон€тно живущим в то врем€ люд€м, и это они могли не только осознать, но этого они жаждали. —реди слушателей находились хоз€йки, которые использовали дрожжи каждую неделю и желали из меньшей меры муки получать много хлеба; рыбаки забрасывали сети в море каждый день и ожидали большого улова; купцы имели дело с жемчугом и мечтали разбогатеть.

”силива€ нагл€дность и образность в аргументации, следует избегать преувеличений и крайностей. ќни вызывают недоверие, став€т под сомнение все проводимые нами параллели.

¬иды вспомогательных средств, которые могут способствовать решению вопроса о нагл€дности и образности аргументации, могут быть различными: ручки, бумаги, публикации, брошюры, различные проекторы, Ё¬ћ и т.д. »х использование лучше всего соизмер€ть с содержанием обосновываемого Ђактивнойї стороной тезиса, уровнем подготовленности оппонента, временем, отведенным или могущим быть использованным дл€ процесса аргументации, а также личными возможност€ми самой Ђактивнойї стороны.

ѕосле установлени€ оптимального взаимодействи€ между сторонами аргументации, Ђактивна€ї сторона должна перейти к обосновыванию значимой дл€ нее мысли, суждени€, которое эту мысль выражает.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1236 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

512 - | 520 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.