В языковом сознании взрослого человека отношения мышления и речи «...можно было бы схематически изобразить двумя пересекающимися окружностями, которые показали бы, что известная часть процессов речи и мышления совпадает. Это так называемая сфера «речевого мышления». Но это речевое мышление не исчерпывает ни всех форм мысли, ни всех форм речи». Так писал психологический гений XX века Л. С. Выготский в 1934 г. в работе «Мышление и речь».
Известная автономия языка-речи и мышления существует и с генетической точки зрения (т. е. с точки зрения их происхождения и развития). Так, в филогенезе отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. В онтогенезе (у ребенка) эта фаза хронологически спрессована в первые два года жизни. В этот начальный период развитие речи и интеллектуальное развитие осуществляются «параллельно», по своим собственным закономерностям. При этом развитие речи оказывается более связанным с эмоционально-волевой сферой, с установлением «прагматического» и эмоционального контакта с окружающими. Что касается развития мышления в этот период, то преобладающим видом является наглядно-действенное (этот вид мышления имеется и у высших животных); оно целенаправленно, планируемо, подкреплено мотивами, обладает собственной структурой, но не связано с речью. Это допонятийный вид мышления, т. к. оперирование понятиями здесь носит случайный, неосознанный характер — и основу составляет непосредственное и конкретное отражение действительности.
Переломный момент в отношениях между мышлением и речью наступает примерно в возрасте двух лет, когда линии развития речевого и интеллектуального «пересекаются», обогащая друг друга: речь становится интеллектуальной, а мышление — речевым. Начинается длительный процесс, в результате которого мысль получает возможность приобщаться посредством речевой формы к накопленному обществом опыту. Речь же начинает служить не только потребностям элементарного контакта, но и, с развитием индивида, сложным формам самовыражения и т. п.
Однако понятийное мышление становится доминантой поведения только к 6—7 годам, а в период между 2—3 и 6-7 годами ребенок обходится двумя видами допонятийного мышления: к уже отмеченному наглядно-действенному добавляется наглядно-образное. Образ у ребенка синкретичен, имеет много частных связей, случайный выбор признаков, субъективен и эмоционален. Расскажем об «эффекте Пиаже» (Жан Пиаже — психолог, специалист в области детской речи и мышления). Если ребенку показать шарик из пластилина, затем на глазах у него превратить шарик в лепешку и спросить, где больше пластилина, то он укажет на лепешку, так как она занимает большее пространство. Это как раз демонстрация того, что у ребенка еще отсутствует способность абстрагирования от первичных признаков и перехода к более высокому обобщению.
Ведущий вид мышления — словесно-логическое (языковое, понятийное, абстрактно-логическое, речевое) — у детей с 6-7 лет, т. е. с момента обучения в школе. Понятийное мышление — вплоть до усвоения научных понятий (от 11-12 до 14-15 лет). Понятие — важнейшая категория для развития не только интеллекта, но и всех других психических функций и личности в целом. Понятие, выраженное в слове, выступает как важный элемент восприятия, внимания, памяти, а не только мышления и речи. Оно придает всем указанным процессам избирательность и глубину.