Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—убкультуры




ќ пон€тии Ђсубкультураї. —убкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе≠цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), вли€ющих на стиль жизни и мышлени€ определенных номи≠нальных и реальных групп людей и позвол€ю≠щих им осознать и утвердить себ€ в качестве Ђмыї, отличного от Ђониї (остальных представителей социума).

—убкультура - это автономное относительно целостное обра≠зование. ќна включает в себ€ р€д более или менее €рко выражен≠ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведени€, взаимодействи€ и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источ≠ников информации; своеобразные увлечени€, вкусы и способы свободного врем€препровождени€; жаргон; фольклор и др.

—оциальной базой формировани€ той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на≠селени€, а также контактные группы внутри них, религиозные сек≠ты, объединени€ сексуальных меньшинств, массовые неформаль≠ные течени€ (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединени€ по роду зан€тий (охотники, картеж≠ники, филателисты, компьютерщики и т. д.).

ћера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков св€заны с возрастом и степенью экстре≠мальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного Ђвыпуклееї, чем взрослые; у мор€ков и сек≠суальных меньшинств услови€ жизни экстремальнее, чем у учите≠лей, рабочих).

ѕризнаки субкультуры. ÷енностные ориентации носителей той или иной субкультуры определ€ютс€ ценност€ми и социальной практикой общества, интер≠претированными и трансформированными в соответствии с ха≠рактером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, ан≠тисоциальностью), возрастными и иными специфическими по≠требност€ми, стремлени€ми и проблемами ее носителей.

–ечь идет не только о фундаментальных, но и о значительно бо≠лее простых ценност€х. Ќапример, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценност€ми, а дл€ других они таковыми не €вл€ютс€. Ѕывает, что то, что значимо дл€ детей, подростков, юношей, взрослыми оцениваетс€ как Ђбездели≠цаї (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). ƒругой пример. »нтересы современных реб€т, как известно, многообразны и дифференцированы. Ќередко они тщательно оберегают их от внимани€ и вли€ни€ взрослых. Ёти интересы дл€ них - те ценности, которыми они обмениваютс€. » именно эти ценности станов€тс€ основой возникновени€ многочисленных групп со специфическими субкультурами - Ђметаллистовї, Ђскейтистовї, Ђбрейкистовї, кото≠рые далеко не всегда имеют позитивную социальную направлен≠ность, а порой пр€мо антисоциальны.

¬ номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкуль≠туры важную роль играет совокупность раздел€емых ими предрас≠судков, которые могут быть как довольно безобидными, так и €вно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). ѕредрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой - сами могут рассматриватьс€ как разновидность субкультурных ценностей.

Ќормы поведени€, взаимодействи€ и взаимоотношений, прису≠щие субкультурам, существенно различаютс€ по содержанию, сферам и мере их регул€тивного вли€ни€.

Ќормы в просоциальных субкультурах содержательно в основ≠ном не противоречат общественным нормам, а дополн€ют и (или) трансформируют их, отража€ специфические услови€ жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. ¬ антисоциаль≠ных субкультурах нормы пр€мо противопоставлены обществен≠ным. ¬ асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност≠ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен≠ные, а также нормы, специфические дл€ конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со Ђсвоимиї и Ђчужимиї).

¬ антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль≠турах нормативна€ регул€ци€ - жестка€ и охватывает практиче≠ски всю жизнь реб€т. ¬о многих асоциальных субкультурах и в р€де просоциальных регул€ци€ может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регул€ции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

¬ контактных субкультурных группах существует более или менее жестка€ статусна€ структура. —татус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижени€ми в значимой дл€ нее жизнеде€тельности, репутацией, авторитетом, престижем, вли€≠нием.

—тепень жесткости статусной структуры в группах св€зана с характером субкультуры, присущими ее носител€м ценностными ориентаци€ми и нормами. ¬ закрытых субкультурах статусна€ структура приобретает крайнюю степень жесткости, определ€€ не только положение в ней реб€т, но во многом их жизнь и судьбу в целом.

»меющие антисоциальную направленность неформальные груп≠пы создают дл€ своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. Ќа самом деле ими обычно руковод€т лидеры €рко выра≠женного автократического склада, стрем€щиес€ подавить всех ос≠тальных членов. “ака€ группа своими нормами, содержанием жиз≠неде€тельности и стилем взаимоотношений превращает своих чле≠нов в абсолютных марионеток, лиша€ их права на выбор, на ина≠комыслие и Ђинакоделаниеї, а нередко и права выхода из группы.

ѕредпочитаемые носител€ми субкультуры источники информа≠ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты (Ђстраницыї) в Internet'e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидени€, конкретные рубрики газет и журналов. »нформаци€, получаема€ из этих источников, отобран≠на€, трансформированна€ и восприн€та€ в соответствии с харак≠терными дл€ субкультуры ценностными ориентаци€ми, определ€≠ет во многом содержание общени€ ее носителей.

Ёстетические пристрасти€. ¬ каждой субкультуре можно об≠наружить более или менее €рко выраженные общие дл€ ее носите≠лей увлечени€, вкусы, способы свободного врем€препровождени€, которые определ€ютс€ их возрастными и социокультурными осо≠бенност€ми, услови€ми их жизни и имеющимис€ у них возможно≠ст€ми, а также модой.

ћода легко распростран€етс€ от одной социальной группы к другой, претерпева€ при этом более или менее значительные транс≠формации, которые завис€т от характера той среды, в которой мо≠да функционирует (половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентации, условий жизни и пр.). ¬ св€зи с этим мож≠но говорить об особенност€х моды тех или иных субкультур.

—ледование моде - важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Ќаиболее €вно это про€вл€≠етс€ в костюме, оформлении внешности (прическа, маки€ж, та≠туировка, пирсинг и т.п.), танцах, манере поведени€, речи, музы≠кальных и иных эстетических пристрасти€х, бытовых издели€х.

“ак, например, мода в одежде и в оформлении внешности в общих чертах имеет, условно говор€, всеобщий характер. Ќо в подростково-юношеской субкультуре прин€то следовать ей осо≠бенно скрупулезно. ќна имеет почти равную значимость дл€ обо≠их полов. ¬ то же врем€ мода может более или менее трансфор≠мироватьс€ в зависимости от возраста, социально-культурной принадлежности подростков и юношей, а также иметь некоторые региональные различи€.  роме того, в автономных подростково-юношеских субкультурах - панки, металлисты, хиппи и др. - мода в одежде и в оформлении внешности довольно существенно (у металлистов), а порой и кардинально (у хиппи) отличаетс€ от об≠щеприн€той.

ћода определ€ет и другую характерную черту подростково-юношеской субкультуры - музыкальные пристрасти€. ”влечени€ теми или иными направлени€ми или группами имеют возрастные, социально-культурные, групповые и региональные особенности. ќдно из условий престижа в обществе сверстников - компетент≠ность в современной музыке (знание музыкальных групп, их солис≠тов и лидеров, их биографии и дискографии), обладание современ≠ной аппаратурой и музыкальными запис€ми.

ќдним из наиболее очевидных признаков субкультуры €вл€ет≠с€ жаргон - своеобразный диалект, отличающий ее носителей.

∆аргон - €вление многослойное, включающее в себ€ р€д групп слов и выражений. “ак, в подростково-юношеском жаргоне можно выделить четыре группы. ѕерва€ - общеупотребительные слова и выражени€, получившие в жаргоне иное содержательное значение (капуста, зелень - доллары, предки, шнурки - родители, упакован выше крыши - очень модно одет). ¬тора€ - общеупотребительные слова и выражени€, которым в жаргоне придаетс€ многозначна€ экспрессивна€ окраска, что позвол€ет употребл€ть их в значитель≠но большем количестве случаев, чем это прин€то речевыми нор≠мами (железно, крутой). “реть€ - слова, бытующие только в жар≠гоне (баксы, салага, клевый, прикид - одежда, англицизмы, слова из блатной лексики). „етверта€ - слова и выражени€, употребл€е≠мые лишь в отдельных регионах, в том числе и имеющие корни в областных диалектах.

¬ каждой субкультуре рождаетс€ и бытует свой фольклор - комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.

—ловесный вид творчества включает в себ€ различные предани€ из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и Ђде€ни≠€хї ее легендарных представителей, специфические по содержанию, стихотворные и прозаические произведени€, анекдоты, а в детской субкультуре - считалки, дразнилки, страшилки и пр.

ћузыкальный фольклор - это, как правило, песни, выражаю≠щие определенное мировоспри€тие и отношение к окружающему, чувства и стремлени€, особенности стил€ жизни и мышлени€, от≠ражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о каких-либо реальных или мифических событи≠€х в жизни ее носителей.

»гры могут быть как созданные в рамках субкультуры (интел≠лектуальные, карточные - в девиантных, подвижные - в детской и т. д.), так и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифи≠цированные), которые стали значимыми как признак принадлеж≠ности играющих к той или иной субкультуре.

—реди изобразительных видов фольклорного творчества следует выделить граффити. “ермин Ђграффитиї происходит от италь€н≠ского Ђgraffitoї и означает Ђпроводить линииї, Ђписать караку≠л€миї, Ђвыцарапыватьї. ќн обозначает вс€кую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом (мелом, ручками и ка≠рандашами, маркерами, краской, выцарапанные или выбитые) на объектах общественной и частной собственности (на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, в туалетах, лифтах, на лестницах, на партах и столах и даже на пам€тниках культуры). √раффити со≠держат разнообразные сообщени€, ругательства, изречени€, рисун≠ки, символы. √раффити - средство утверждени€ групповой иден≠тичности носителей субкультуры (написание имен рок-идолов, на≠званий спорткоманд и т.д.), протест против социальных и культур≠ных норм (изображение табуируемых слов и символов, соответст≠вующие сентенции и призывы и т.д.), отражение злобных реакций на конкретных людей и этнические группы (ј.ј. —короходова). —уществует особа€ субкультура немногочисленных Ђграффитчиковї, в которой разрисовка стен €вл€етс€ конституирующей де€≠тельностью.

—убкультура и стихийна€ социализаци€. —убкультуры играют огромную роль в социа≠лизации уже потому, что они представл€ют собой специфический способ дифференциа≠ции развитых национальных культур, их вли≠€ни€ на те или иные общности, а также маркировани€ (обозна≠чени€) социальной и возрастной структуры общества.

¬ли€ние субкультуры на социализацию детей и особенно под≠ростков и юношей очень сильно, что позвол€ет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом.

¬ли€ние субкультуры наиболее €вно прослеживаетс€ в р€де ас≠пектов.

¬ первую очередь, име€ более или менее €вные особенности, ценностные ориентации субкультуры вли€ют на отношени€ ее но≠сителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.

 ак уже отмечалось, один из конституирующих признаков под≠ростково-юношеской субкультуры - следование моде. “ак, одева€сь в соответствии с последними ве€ни€ми моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. ¬о-первых, выделитьс€ по сравнению со взрослыми. ¬о-вторых, следование моде в одежде дл€ молодежи - способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою Ђпохожесть на всехї. ¬-третьих, стремление выделитьс€ среди сверстников, утвердить свою Ђнепохожесть на всехї. ƒостичь этого обычно проще вместе со своей при€тельской или дружеской группой.

«начительное вли€ние на социализацию оказывает жаргон. Ёто св€зано с его специфической функцией: как бы заново открыва€ мир и себ€ в нем, подростки и юноши стрем€тс€ обозначить свои уникальные, с их точки зрени€, открыти€ по-своему, не так, как это прин€то (этому и служат жаргонные слова и выражени€).  роме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаютс€ компенсировать эмоциональную и Ђсловарнуюї невоз≠можность выразить свои переживани€ и чувства. ∆аргонные слова и выражени€ оказывают Ђпр€мо организующее вли€ние на всю речь, на стиль, на построение образовї (ћ. Ѕахтин) у носителей субкультуры.

—убкультурное вли€ние на социализацию подростков и юно≠шей идет также и через те музыкальные пристрасти€, которые им свойственны. ¬ частности, благодар€ своей экспрессивности, св€зи с движени€ми и ритмом музыка позвол€ет молодым люд€м пере≠жить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощуще≠ни€, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно.

”влечение тем или иным музыкальным стилем св€зано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствую≠щего имиджа в одежде и поведении и даже взгл€дах на жизнь. Ёто хорошо видно на примере Ђметаллистовї.  роме специфического внешнего вида и жаргона, им присущ и своеобразный субъектив≠ный мир - конкретный, Ђприземленныйї, в нем нет места сомне≠нию, рефлексии, чувству вины и т.д. Ђјбстрактные пон€ти€ї и рас≠суждени€ здесь не приветствуютс€. ћежличностным контактам присущи пр€мота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (“.ё. Ѕорисов, Ћ.ј. –адзиховский).

—убкультура вли€ет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые €вл€ютс€ ее носител€ми, референтны (значимы) дл€ них. „ем боль≠ше подросток, юноша соотнос€т свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее вли€ет на них возрастна€ субкультура.

¬ целом субкультура, будучи объектом идентификации чело≠века, €вл€етс€ одним из способов его обособлени€ в обществе, т.е. становитс€ одной из ступеней автономизации личности, что и определ€ет ее вли€ние на самосознание личности, ее самоува≠жение и самоприн€тие. ¬се это говорит о важной роли стилизо≠ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.

—убкультура и воспитание. ѕедагоги в своей работе так или иначе стал≠киваютс€ с детской и (или) подростково-юношеской субкультурами. ’от€ им прихо≠дитс€ иметь в виду и особенности субкультур, которые склады≠ваютс€ в ближайшем социальном окружении воспитательных ор≠ганизаций.

ƒетска€ субкультура, присуща€ ученикам одной школы, дет€м микрорайона, поселка, села, обычно довольно однородна и вклю≠чает в себ€, по мнению ћ.¬. ќсориной, совокупность своеобраз≠ных форм активности детей, детских групп, имеющих тенденцию повтор€тьс€ из поколени€ в поколение и тесно св€занных с поло≠возрастными особенност€ми психического развити€ и характером социализации детей.

«начительно сложнее выгл€дит подростково-юношеска€ субкуль≠тура. «десь педагоги сталкиваютс€ нар€ду с общей дл€ всех подрост≠ков и юношей субкультурой с целым р€дом ее разновидностей. »менно в подростковом и раннем юношеском возрастах происходит дифференциаци€ субкультур в рамках общей субкультуры на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом возрасте часть реб€т вход€т в криминальные группировки, вовлекаютс€ в тоталитарные секты, в различные неформальные движени€ и т.д.

ќсуществл€€ социальное воспитание, педагогам необходимо, как минимум, иметь представление об особенност€х тех субкуль≠тур, с которыми сталкиваютс€ их воспитанники, и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры.

«нать это необходимо дл€ того, чтобы, организу€ жизнеде€тель≠ность воспитательных организаций, принимать в расчет позитив≠ные и негативные особенности субкультур. “ак, ве€ни€ моды могут отражатьс€, например, в быту, в оформлении интерьера поме≠щений, а также в содержании и формах организации различных сфер жизнеде€тельности (различные виды шоу, конкурсов, игр и пр., ставшие попул€рными благодар€ телевидению).

«нание особенностей подростково-юношеской субкультуры и тех субкультур, с которыми сталкиваютс€ воспитанники, создает предпосылки дл€ осознанных усилий педагогов по минимизации и коррекции негативных вли€ний. ¬ этих цел€х они могут исполь≠зовать возможности, заложенные в жизнеде€тельности воспита≠тельных организаций, и оказывать индивидуальную помощь вос≠питанникам.

«нание и прин€тие в расчет субкультурных особенностей пред≠полагают необходимость дл€ педагогов вновь и вновь осваивать Ђмарсианский €зык нового поколени€ї дл€ того, чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2102 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

499 - | 510 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.