Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава II. —оциализаци€ как социально-педагогическое €вление




ќ пон€тии Ђсоциализаци€ї. ¬ гуманитарные науки термин Ђсоциализаци€ї пришел из по≠литэкономии, где его первоначальным значением было Ђобобществлениеї земли, средств производства и т. п. јвтором термина Ђсоциализаци€ї примени≠тельно к человеку, очевидно, €вл€етс€ американский социолог ‘.√. √иддингс, который в 1887 г. в книге Ђ“еори€ социализацииї употребил его в значении, близком к современ≠ному, - Ђразвитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизниї.

  серединеXX в. социализаци€ превратилась в самосто€тель≠ную междисциплинарную область исследований. —егодн€ проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, эт≠нографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

ѕопутно отметим, что почти до 60-х гг. XX в., говор€ о социа≠лизации, почти все ученые имели в виду развитие человека в дет≠стве, отрочестве и юности. Ћишь в последние дес€тилети€ детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

јнализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе т€готеют к одному из двух подходов, расход€щихс€ между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хот€, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, довольно огрублено).

ѕервый подход утверждает или предполагает пассивную пози≠цию человека в процессе социализации, а саму социализацию рас≠сматривает как процесс его адаптации к обществу, которое фор≠мирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Ётот подход может быть назван субъект-объектным (общество - субъект воздействи€, а человек - его объект). ” исто≠ков этого подхода сто€ли французский ученый Ёмиль ƒюркгейм и американский - “алкот ѕарсонс.

—торонники второго подхода исход€т из того, что человек ак≠тивно участвует в процессе социализации и не только адаптирует≠с€ к обществу, но и вли€ет на свои жизненные обсто€тельства и на себ€ самого. Ётот подход можно определить как субъект-субъек≠тный. ќсновоположниками такого подхода можно считать аме≠риканцев „арльза  ули и ƒжорджа √ерберта ћида.

ќсновыва€сь на субъект-субъектном подходе социализацию мож≠но трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе ус≠воени€ и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст≠вии человека со стихийными, относительно направл€емыми и целена≠правленно создаваемыми услови€ми жизни на всех возрастных этапах.

—ущность социализации. —ущность социализации состоит в сочетании приспособлени€ и обособлени€ человека в усло≠ви€х конкретного общества.

ѕриспособление (социальна€ адаптаци€) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (∆. ѕиаже, –. ћертон). јдаптаци€ предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его уста≠новками и социальным поведением; согласование самооценок и прит€заний человека с его возможност€ми и с реали€ми социаль≠ной среды. “аким образом, адаптаци€ - это процесс и результат становлени€ индивида социальным существом.

ќбособление - процесс автономизации человека в обществе. –е≠зультат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгл€ды и наличие таковых (ценностна€ автономи€), потребность иметь собственные прив€занности (эмоциональна€ автономи€), по≠требность самосто€тельно решать лично его касающиес€ вопросы, способность противосто€ть тем жизненным ситуаци€м, которые ме≠шают его самоизменению, самоопределению, самореализации, са≠моутверждению (поведенческа€ автономи€). “аким образом, обособ≠ление - это процесс и результат становлени€ человеческой индивиду≠альности.

»з сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособлени€ его в обще≠стве. ƒругими словами, эффективна€ социализаци€ предполагает определенный баланс адаптации и обособлени€.

»зложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. ¬ рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуетс€ только как адаптаци€ человека в обществе, как процесс и результат становлени€ индиви≠да социальным существом.

—оциализаци€ человека в современном мире, име€ более или менее €вные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает р€дом общих или сходных характеристик. ќ них и пойдет речь дальше.

Ётапы социализации. ¬ любом обществе социализаци€ человека имеет особенности на различных этапах. ¬ самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. —уществуют различные периодизации, и приводима€ ниже не €в≠л€етс€ общепризнанной. ќна весьма условна (особенно после эта≠па юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрени€.

Ѕудем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождени€ до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно≠шеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, моло≠дость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зре≠лость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). ƒалее будет рассмотрена социализаци€ человека до этапа молодости, т.е. социализаци€ подрастающих поколений.

‘акторы социализации. —оциализаци€ протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным ко≠личеством разнообразных условий, более или менее активно вли€ющих на их развитие. Ёти действующие на человека услови€ прин€то называть факторами. ‘актически не все они даже вы€влены, а из известных далеко не все изучены. ќ тех факторах, которые исследовались, знани€ весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Ѕолее или менее изученные услови€ или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

ѕерва€ - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - кос≠мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп≠пы факторов вли€ют на социализацию всех жителей «емли.

¬тора€ - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые вли€ют на социализацию всех живущих в определенных странах (это вли€ние опосредствованно двум€ другими группами факторов).

“реть€ - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), усло≠ви€ социализации больших групп людей, выдел€емых: по местно≠сти и типу поселени€, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидени€ и др.); по принад≠лежности к тем или иным субкультурам.

ћезофакторы вли€ют на социализацию как пр€мо, так и опо≠средствованно через четвертую группу - микрофакторы.   ним относ€тс€ факторы, непосредственно вли€ющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семь€ и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, раз≠личные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

јгенты социализации. ¬ажнейшую роль в том, каким вырастает че≠ловек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. »х прин€то называть агентами социализации. Ќа разных возрастных этапах состав агентов специ≠фичен. “ак, по отношению к дет€м и подросткам таковыми высту≠пают родители, брать€ и сестры, родственники, сверстники, соседи, учител€. ¬ юности или в молодости в число агентов вход€т также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. ѕо своей роли в социа≠лизации агенты различаютс€ в зависимости от того, насколько они значимы дл€ человека, как строитс€ взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое вли€ние.

—редства социализации. —оциализаци€ человека осуществл€етс€ ши≠роким набором универсальных средств, со≠держание которых специфично дл€ того или иного общества, того или иного социального сло€, того или иного возраста социализируемого.   ним можно отнести: способы вскармливани€ младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умени€; окружающие человека продукты мате≠риальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбель≠ных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общени€, а также методы поощрени€ и наказани€ в семье, в группах свер≠стников, в воспитательных и иных социализирующих организа≠ци€х; последовательное приобщение человека к многочислен≠ным видам и типам отношений в основных сферах его жизнеде€≠тельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической де€тельност€х, спорте, а также в семей≠ной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

 аждое общество, каждое государство, кажда€ социальна€ группа (больша€ и мала€) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санк≠ций - способов внушени€ и убеждени€, предписаний и запретов, мер принуждени€ и давлени€ вплоть до применени€ физиче≠ского насили€, способов выражени€ признани€, отличи€, наг≠рад. — помощью этих способов и мер поведение человека и це≠лых групп людей приводитс€ в соответствие с прин€тыми в дан≠ной культуре образцами, нормами, ценност€ми.

ћеханизмы социализации. —оциализаци€ человека во взаимодействии с различными фак≠торами и агентами происходит с помощью р€да, условно говор€, Ђмеханизмовї. —уществуют различные подходы к рассмотрению Ђмеханизмовї социализации. “ак, французский социальный пси≠холог √абриэль “ард считал основным подражание. јмериканский ученый ”ри Ѕронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособл€емость) ме≠жду активным растущим человеческим существом и измен€ющи≠мис€ услови€ми, в которых оно живет. ¬.—. ћухина рассматрива≠ет в качестве механизмов социализации идентификацию и обо≠собление личности, а ј.¬. ѕетровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развити€ личности. ќбобща€ имеющиес€ данные с точки зрени€ педагоги≠ки, можно выделить несколько универсальных механизмов социа≠лизации, которые необходимо учитывать и частично использо≠вать в процессе воспитани€ человека на различных возрастных этапах.

  психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.

»мпринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровн€х особенностей воздейст≠вующих на него жизненно важных объектов. »мпринтинг проис≠ходит преимущественно в младенческом возрасте. ќднако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Ёкзистенциальный нажим - овладение €зыком и неосознавае≠мое усвоение норм социального поведени€, об€зательных в про≠цессе взаимодействи€ со значимыми лицами.

ѕодражание - следование какому-либо примеру, образцу. ¬ дан≠ном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроиз≠вольного усвоени€ человеком социального опыта.

»дентификаци€ (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествлени€ человеком себ€ с другим человеком, группой, образцом.

–ефлекси€ - внутренний диалог, в котором человек рассматри≠вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. –ефлекси€ может представ≠л€ть собой внутренний диалог нескольких видов: между различ≠ными я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. — помощью рефлексии человек может формироватьс€ и измен€ть≠с€ в результате осознани€ и переживани€ им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себ€ самого.

  социально-педагогическим механизмам социализации мож≠но отнести следующие.

“радиционный механизм социализации (стихийной) представл€ет собой усвоение человеком норм, эталонов поведени€, взгл€дов, стереотипов, которые характерны дл€ его семьи и ближайшего окружени€ (соседского, при€тельского и др.). Ёто усвоение про≠исходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатлени€, некритического воспри€ти€ господствующих стереоти≠пов. Ёффективность традиционного механизма весьма рельефно про€вл€етс€ тогда, когда человек знает, Ђкак надої, Ђчто надої, но это его знание противоречит традици€м ближайшего окружени€. ¬ таком случае оказываетс€ прав французский мыслитель XVI в. ћишель ћонтень, который писал: Ђ...ћы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общеприн€тые житейские правила тащат нас за собойї.  роме того, эффективность традиционного меха≠низма про€вл€етс€ в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостре≠бованные или блокированные в силу изменившихс€ условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут Ђвсплытьї в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

»нституциональный механизм социализации, как следует уже из самого названи€, функционирует в процессе взаимодействи€ че≠ловека с институтами общества и различными организаци€ми, как специально созданными дл€ его социализации, так и реализую≠щими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функци€ми (производственные, общественные, клуб≠ные и другие структуры, а также средства массовой коммуника≠ции). ¬ процессе взаимодействи€ человека с различными институ≠тами и организаци€ми происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобр€емого поведе≠ни€, а также опыта имитации социально одобр€емого поведени€ и конфликтного или бесконфликтного избегани€ выполнени€ соци≠альных норм.

Ќадо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) вли€ют на социализацию человека не только с помощью трансл€ции оп≠ределенной информации, но и через представление определенных образцов поведени€ героев книг, кинофильмов, телепередач. Ёф≠фективность этого вли€ни€ определ€етс€ тем, что, как тонко под≠метил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер ∆ан ∆орж Ќовер, Ђпоскольку стра≠сти, испытываемые геро€ми, отличаютс€ большей силой и опре≠деленностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражатьї. Ћюди в соответствии с возрастными и индивидуаль≠ными особенност€ми склонны идентифицировать себ€ с теми или иными геро€ми, воспринима€ при этом свойственные им образцы поведени€, стиль жизни и т.д.

—тилизованный механизм социализации действует в рамках оп≠ределенной субкультуры. ѕод субкультурой в общем виде пони≠маетс€ комплекс морально-психологических черт и поведенческих про€влений, типичных дл€ людей определенного возраста или опреде≠ленного профессионального или культурного сло€, который в целом создает определенный стиль жизни и мышлени€ той или иной воз≠растной, профессиональной или социальной группы. Ќо субкультура вли€ет на социализацию человека постольку и в той мере, по≠скольку и в какой мере €вл€ющиес€ ее носител€ми группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) дл€ него.

ћежличностный механизм социализации функционирует в про≠цессе взаимодействи€ человека с субъективно значимыми дл€ него лицами. ¬ его основе лежит психологический механизм межлично≠стного переноса благодар€ эмпатии, идентификации и т.д. «начи≠мыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположно≠го пола и др. ≈стественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодей≠ствует, а если это сверстники, то они могут быть и носител€ми воз≠растной субкультуры. Ќо нередки случаи, когда общение со значи≠мыми лицами в группах и организаци€х может оказывать на чело≠века вли€ние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организаци€. ѕоэтому целесообразно выдел€ть меж≠личностный механизм социализации как специфический.

—оциализаци€ человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. ќднако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. “ак, в усло≠ви€х села, малого города, поселка, а также в малообразованных семь€х в больших городах существенную роль может играть тради≠ционный механизм. ¬ услови€х крупного города особо €вно дейст≠вуют институциональный и стилизованный механизмы. ƒл€ людей €вно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себ€, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. “е или иные механизмы играют различ≠ную роль в тех или иных аспектах социализации. “ак, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто €вл€ет≠с€ стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируетс€ с помощью традиционного механизма.

—оставл€ющие процесса социализации. ¬ целом процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составл€ющих (табл. I):

“аблица 1

—оциализаци€
стихийна€ относительно направл€ема€ относительно социально контролируема€-воспитание
—амоизменение человека

 

- стихийной социализации человека во взаимодействии и под вли€нием объективных обсто€тельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определ€ютс€ социально-экономическими и социокультурными реали€ми;

- относительно направл€емой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры дл€ решени€ своих задач, которые объек≠тивно вли€ют на изменение возможностей и характера развити€, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этно≠культурных и возрастных групп (определ€€ об€зательный минимум образовани€, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);

- относительно социально контролируемой социализации (вос≠питани€) - планомерного создани€ обществом и государством пра≠вовых, организационных, материальных и духовных условий дл€ развити€ человека;

- более или менее сознательного самоизменени€ человека, имею≠щего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствовани€, саморазрушени€), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным услови€м жизни.

¬оспитание. ¬оспитание становитс€ относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развити€ каждого конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходи≠мость в специальной де€тельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме. (ѕопутно заметим, что на ранних стади€х существовани€ любого общества, а также в современных архаичных обществах воспитание и социализаци€ синкретичны -слиты, нерасчлененны).

¬оспитание как относительно социально контролируема€ со≠циализаци€ отличаетс€ от стихийной и относительно направл€емой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие. Ќемецкий ученый ћакс ¬ебер, который ввел это пон€тие, опреде≠л€л его как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысле≠ние возможных вариантов поведени€ людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

 роме того, социализаци€ в целом - процесс непрерывный, так как человек посто€нно взаимодействует с социумом. ¬оспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществл€етс€ в определенных организаци€х, т. е. ограничено местом и временем.

¬оспитание - одна из основных категорий педагогики. “ем не менее общеприн€того определени€ воспитани€ нет. ќдно из объ≠€снений тому - его многозначность. ¬оспитание можно рассмат≠ривать как общественное €вление, как де€тельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д.  аждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позвол€ет охарактеризовать воспитание в целом.

Ќиже предлагаетс€ определение, в котором сделана попытка от≠разить то общее, что свойственно воспитанию как процессу отно≠сительно социально контролируемой социализации, но не затраги≠ваетс€ специфика семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитани€, о которой речь пойдет в дальнейшем.

¬оспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее услови€ дл€ его обособ≠лени€ в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществл€етс€. Ёто определение не €вл€етс€ обще≠прин€тым. ќно лишь одно в р€ду многих.

¬ отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к рас≠крытию пон€ти€ Ђвоспитаниеї (не углубл€€сь при этом в частные различи€, на которых настаивают те или иные авторы). ќпредел€€ объем пон€ти€ Ђвоспитаниеї, многие исследователи выдел€ют:

- воспитание в широком социальном смысле, включа€ в него воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически ото≠ждествл€ют воспитание с социализацией;

- воспитание в широком смысле, име€ в виду целенаправлен≠ное воспитание, осуществл€емое системой учебно-воспитатель≠ных учреждений;

- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - вос≠питательна€ работа, целью которой €вл€етс€ формирование у детей системы определенных качеств, взгл€дов, убеждений;

- воспитание в еще более узком значении - решение конкрет≠ных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).

ƒава€ содержательную характеристику воспитани€, одни ис≠следователи выдел€ют умственное, трудовое и физическое воспи≠тание, другие - нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавл€ют правовое, полоролевое, экономи≠ческое воспитание.

— точки зрени€ характера отношений участников процесса вос≠питани€ его определ€ют как целенаправленное воздействие пред≠ставителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руковод€щей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

ѕо доминирующим принципам и стилю отношений воспитате≠лей и воспитуемых выдел€ют авторитарное, либеральное, демо≠кратическое воспитание.

¬ зарубежной педагогической литературе также нет обще≠прин€того подхода к определению воспитани€. Ё. ƒюркгейм дал в свое врем€ определение, основна€ иде€ которого раздел€лась большинством европейских и американских педагогов до сере≠диныXX столети€ (а некоторыми и сейчас): Ђ¬оспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколени€ми на поколени€, не созревшие дл€ социальной жизни. ¬оспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, ин≠теллектуальных и моральных состо€ний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальна€ среда, к которой он, в частности, принадлежитї.

¬ последние дес€тилети€ подход к воспитанию и соответст≠венно определение его как педагогического пон€ти€ сущест≠венно изменились. Ёто нашло отражение не только в различных педагогических теори€х, но и в словарно-справочной литера≠туре.

“ак, в американском Ђѕедагогическом словареї, изданном в Ќью-…орке в 1973 г., воспитание (education) определ€лось как: а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношени€ и другие формы поведени€, позитивно ценные дл€ общества, в котором живет; б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаютс€ вли€нию ото≠бранного и контролируемого окружени€ (особенно такого, как школа), дл€ того чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развити€.

¬ 1982 г. в изданном там же Ђ ратком педагогическом словареї воспитание трактуетс€ как:

а) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знани€, способности, образцы поведени€ и ценности;

б) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждени€ми, который организован главным образом дл€ нау≠чени€ и учебы;

в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.

Ёти определени€ свидетельствуют о том, что прин€та€ в отече≠ственной педагогической литературе трактовка термина Education как образование, обучение по меньшей мере односторонн€€, а ско≠рее, просто неточна. Ётот термин и этимологически (от латинского educare - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом кон≠тексте обозначает в первую очередь воспитание: семейное (Family Education); религиозное (Religious Education); социальное (Social Education), осуществл€емое как в различных учебно-воспитательных учреждени€х (в том числе и в процессе обучени€), так и в социуме (в общине - Community Education).

¬оспитание - конкретно-историческое €вление, тесно св€зан≠ное с социально-экономическим, политическим и культурным состо€нием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенност€ми.

–езультаты и позитивна€ эффективность воспитани€ в услови€х социального обновлени€ общества определ€ютс€ не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводства человеком куль≠турных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самосто€тельной творческой де€тельности, позвол€ющей им ста≠вить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поко≠лений. ¬ажнейший результат воспитани€ - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

¬опросы и задани€ дл€ самоконтрол€

 

1. ƒайте определение социализации и обоснуйте его.

2. ¬ чем сущность процесса социализации?

3. ќхарактеризуйте составные части процесса социализации.

4. Ќа примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства и механизмы вли€ют на развитие человека.

5. ¬ чем основные отличи€ воспитани€ от стихийной социализации?

6. ѕроанализируйте различные подходы к определению пон€ти€ Ђвоспи≠таниеї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1694 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

579 - | 526 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.043 с.