Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава V. ќсновные источники вли€ни€ макрофакторов на социализацию




—“–јЌј

—трана - феномен географически-культурный. Ёто террито≠ри€, выдел€ема€ по географическому положению, природным услови≠€м, имеюща€ определенные границы. ќна обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находитьс€ под властью другой страны (т.е. быть колонией или подопечной территорией). Ќа территории одной страны могут существовать несколько государств (вспомним разделенные √ерманию и ¬ьет≠нам, а сегодн€  итай и  орею).

ѕриродно-климатические услови€ тех или иных стран различ≠ны и оказывают пр€мое и опосредованное вли€ние на жителей и их жизнеде€тельность. √еографические и климатические услови€ принуждают жителей страны из поколени€ в поколение к преодо≠лению существующих трудностей либо облегчают труд, а также хоз€йственное развитие страны (я. ўепаньский).

 ак полагал ћишель ћонтень, люди в зависимости от кли≠мата того места, где они живут, более или менее воинственны, более или менее умеренны, склонны к послушанию или непо≠слушанию, к наукам или искусствам. Ёто суждение небеспочвен≠но, хот€ не следует преувеличивать вли€ние климата на поведение человека.

√еографические услови€ и климат страны вли€ют на рождае≠мость и плотность населени€. “ак, два острова имеют практиче≠ски одинаковую площадь -  уба и »сланди€. Ќо географическое расположение и климат во многом обусловили то, что население  убы в двадцать раз больше, чем в »сландии. » это несмотр€ на то, что уровень жизни исландцев неизмеримо выше по сравнению с кубинцами.

√еоклиматические услови€ вли€ют на состо€ние здоровье жи≠телей страны, распространение р€да болезней, наконец - на ста≠новление этнических особенностей ее жителей.

¬ качестве иллюстрации последнего обратимс€ к характери≠стике природно-климатических условий –оссии и их роли в ста≠новлении особенностей ее жителей, данной выдающимс€ русским историком ¬асилием ќсиповичем  лючевским:

 

Ђ¬ерхнее ѕоволжье, составл€ющее центральную область ¬еликороссии... отличаетс€ заметными физическими особенност€ми... обилие лесов и болот, преобладание суглинка в составе почвы и паутинна€ сеть рек и речек, бегу≠щих в разных направлени€х. Ёти особенности и положили глубокий отпеча≠ток как на хоз€йственный быт ¬еликороссии, так и на племенной характер великоросса... своенравна... природа ¬еликороссии. ќна часто смеетс€ над самыми осторожными расчетами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидани€ и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очерт€ голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставл€€ капризу природы каприз собственной отваги. Ёта наклонность дразнить счастье, иг≠рать в удачу и есть великорусский авось...

...природа отпускает ему мало удобного времени дл€ земледельческого тру≠да и... короткое великорусское лето умеет еще укорачиватьс€ безвременным нежданным ненастьем. Ёто заставл€ет великорусского кресть€нина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое врем€ и впору убратьс€ с пол€, а затем оставатьс€ без дела осень и зиму. “ак великоросс приучалс€ к чрезмерному кратковременному напр€жению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего бездель€. Ќи один народ в ≈вропе не способен к такому напр€жению труда на короткое врем€, какое может развить великоросс; но и нигде в ≈вропе, кажетс€, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, посто€нному труду, как в той же ¬еликороссии...

Ќевозможность рассчитать наперед, заранее сообразить план действий и пр€мо идти к намеченной цели заметно отразилась на складе ума великорос≠са, на манере его мышлени€. ∆итейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, боль≠ше огл€дыватьс€ назад, чем загл€дывать вперед. ¬ борьбе с нежданными метел€ми и оттепел€ми, с непредвиденными августовскими морозами и €н≠варской сл€котью он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, вы≠училс€ больше замечать следстви€, чем ставить цели, воспитал в себе умение подводить итоги за счет искусства составл€ть сметы. Ёто умение и есть то, что мы называем задним умомї.

 

—ледует, однако, иметь в виду, что выводы ¬.ќ.  лючевского не провер€лись строго научными исследовани€ми (да и не могли быть проверены). ѕоэтому они интересны как размышлени€ круп≠ного историка, иллюстрирующие, но не доказывающие, вли€ние природных условий на психический склад представителей русско≠го этноса.

“аким образом, природно-климатические услови€ первоначаль≠но определ€ют историческое развитие страны, но нельз€ говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между геогра≠фической средой и социально-экономическими процессами, куль≠турным развитием страны, а тем более социализацией человека.

ѕриродно-географические услови€ - это всего лишь своеоб≠разные Ђрамкиї процесса социализации. Ќе игра€ в нем само≠сто€тельной роли, они в совокупности с другими факторами оп≠редел€ют некоторые его специфические особенности. “о, как объ≠ективные услови€ страны вли€ют на социализацию человека, во многом определ€етс€ тем, как их используют и учитывают в своей жизни сложившиес€ в стране этносы, общество и государство.

Ё“Ќќ—

ќб этносе или нации. Ётнос (или наци€) - исторически сложивша€с€ устойчива€ со≠вокупность людей, обладающих общим менталитетом, националь≠ными самосознанием и характером, стабильными особенност€ми культуры, а также осо≠знанием своего единства и отличи€ от других подобных образований (пон€ти€ Ђэтносї и Ђнаци€ї не идентичны, но мы будем употребл€ть их как синонимы).

ќсобенности психики и поведени€, св€занные с этнической при≠надлежностью людей, складываютс€ из двух составл€ющих: биоло≠гической и социально-культурной.

Ѕиологическа€ составл€юща€ в психологии отдельных людей и целых народов складывалась под вли€нием р€да обсто€тельств. Ќа прот€жении тыс€челетий все нации формировались на своей этнической территории. (Ќаличие такой территории - об€затель≠ное условие формировани€ этноса, но необ€зательное условие его сохранени€ - сейчас многие народы живут в рассе€нии.) ¬еками люди адаптировались к определенному климату, ландшафту, соз≠давали специфический тип хоз€йствовани€ дл€ каждой природной зоны, свой ритм жизни.

ѕризнание биологической составл€ющей этнической принад≠лежности, не сопровождаемое утверждени€ми о превосходстве од≠ной расы над другой, одного народа над другими (что €вл€етс€ расизмом, шовинизмом, фашизмом), лишь констатирует глубинные основани€ этнических различий, но не утверждает преобладани€ этих различий в психике и поведении конкретного современного человека. ¬ актуальной жизни значительно большую роль играет социально-культурна€ составл€юща€ психики и поведени€ людей.

¬ современных модернизированных странах национальна€ принадлежность человека в большой мере, а нередко и главным образом определ€етс€, с одной стороны, €зыком, который он считает родным, иными словами, культурой, сто€щей за этим €зыком. — другой - она осознаетс€ самим человеком в св€зи с тем, что его семь€ относит себ€ к определенной нации и соответственно бли≠жайшее окружение считает его принадлежащим к ней.

—оответственно, например, русский - тот, кто идентифицирует себ€ с русской историей и культурой, а тем самым и со страной, в которой все формы социальной жизни ориентированы в конеч≠ном счете именно на эту культуру и на общие дл€ данной нации историю и систему ценностей.

“о есть этнос, наци€ - €вление историко-социально-культурное. –оль этноса как фактора социализации человека на прот€же≠нии его жизненного пути, с одной стороны, нельз€ игнорировать, а с другой - не следует и абсолютизировать.

—оциализаци€ в том или ином этносе имеет особенности, ко≠торые можно объединить в две группы - витальные (буквально - жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).

¬итальные особенности социализации. ѕод витальными особенност€ми социализа≠ции в данном случае имеютс€ в виду способы вскармливани€ детей, особенности их физиче≠ского развити€ и т. д. Ќаиболее €вные различи€ наблюдаютс€ между культурами, сложившимис€ на разных континентах, хот€ есть и собственно межнациональные, но менее €вно выраженные различи€.

Ќапример, в ”ганде, где мать посто€нно носит младенца на се≠бе и дает ему грудь по первому требованию (это характерно дл€ многих африканских и р€да азиатских культур и несвойственно, например, европейским), бросаетс€ в глаза неверо€тно быстрое развитие ребенка в первые мес€цы жизни. “рехмес€чный малыш уже может несколько минут сидеть без опоры, шестимес€чный встает, име€ опору, дев€тимес€чный начинает ходить и вскоре лепетать. ќднако около восемнадцатимес€чного возраста (после того, как его отн€ли от груди и от матери) ребенок начинает те≠р€ть опережение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, св€зано с особенност€ми пищи.

“есна€ св€зь физического развити€ с пищей видна на примере японии.  огда вследствие стремительного экономического раз≠вити€ и определенной американизации образа жизни €понцы существенно изменили рацион питани€, значительно изменилось их соматическое развитие: старшие поколени€ значительно усту≠пают младшим по показател€м роста и веса. ¬ то же врем€ сохра≠нение в рационе питани€ €понцев большой доли морепродуктов можно считать одной из причин того, что у них сама€ больша€ продолжительность жизни. ѕредполагать это позвол€ет анало≠гична€ ситуаци€ с потреблением морепродуктов норвежцами, также держащими одно из первых мест в мире по продолжитель≠ности жизни.

¬ ситуации, когда в развитых странах резко уменьшилась в св€зи с научно-техническим прогрессом необходимость в физиче≠ских усили€х человека, большую роль в физическом развитии людей играет спорт. ¬ тех странах, где он стал неотъемлемым элементом образа жизни, отмечаетс€ лучшее физическое развитие людей. ≈стественно, что в этих странах срабатывают оба услови€ -и улучшение питани€, и спортивные зан€ти€, а также третье об≠сто€тельство - улучшение медицинского обслуживани€.

Ќедостаточность этих условий в –оссии привела к высокой дет≠ской смертности и заболеваемости, плохому физическому развитию больших групп детей, подростков, юношей, сокращению продол≠жительности жизни. “ак, по различным данным, к середине 90-х гг. XX в. гармонично развитых - с правильным телосложением, с со≠ответствием роста и веса - было всего 8,5% всех школьников с I по XI классы. ” 40-45% школьников отмечались отклонени€ на уров≠не функциональных расстройств, которые при неблагопри€тных услови€х могут привести к серьезным заболевани€м. 25-35% имели хронические заболевани€. Ќаконец, лишь 12-15% юношей могли быть признаны абсолютно годными дл€ службы в армии.

ќ менталитете этноса. ¬ли€ние этнокультурных условий на социа≠лизацию человека наиболее существенно оп≠редел€етс€ тем, что прин€то называть мента≠литетом (пон€тие, введенное в начале XX в. французским ученым Ћ. Ћеви-Ѕрюлем).

ћенталитет - это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейс€ в определен≠ных природно-климатических и историко-культурных услови€х.

ћенталитет этноса определ€ет свойственные его представите≠л€м способы видеть и воспринимать окружающий мир и на ког≠нитивном, и на аффективном, и на прагматическом уровн€х. ћен≠талитет в св€зи с этим про€вл€етс€ и в свойственных представите≠л€м этноса способах действовать в окружающем мире.

“ак, исследовани€ показали, что у народов —евера, сформиро≠вавшихс€ и живущих в специфических природно-климатических услови€х, образно названных ƒжеком Ћондоном Ђбелым безмол≠виемї, отмечаетс€ специфическа€ традици€ воспри€ти€ звука, своеобразный этнический звукоидеал, который вли€ет на особен≠ности эмоциональных про€влений у представителей северных этносов и на поведенческом уровне.

ƒругой пример. ‘инны стали употребл€ть в пищу грибы лишь во второй половине XIX в. »сследователи объ€сн€ют это следую≠щим образом. ¬ течение многих столетий финны, жив€ в суровых климатических услови€х, считали, что человек добывает все необ≠ходимое дл€ жизни т€желым трудом в борьбе с природой. √рибы же - творение природы - можно было собирать легко и просто, а раз так, то финский менталитет не рассматривал их как нечто пригодное дл€ жизни человека.

» еще одно свидетельство про€влени€ менталитета в культур≠ных установках, свойственных представител€м различных наций. »сследование, проведенное в п€ти европейских странах в конце 80-х гг.XX в., вы€вило весьма любопытную ситуацию. —реди анг≠личан оказалось наибольшее число равнодушных к искусству и больше всего приверженцев Ђстрогих наукї - физики и химии. Ѕлизкими к англичанам в этом аспекте оказались немцы. ј вот среди французов, италь€нцев, испанцев (народов романской группы) людей, высоко оценивающих искусство, намного больше тех, дл€ кого приоритетны физика и хими€.

ќбобща€ различные данные, можно сделать вывод о том, что менталитет этноса, про€вл€€сь в стабильных особенност€х его культуры, определ€ет главным образом глубинные основани€ воспри€ти€ и отношени€ его представителей к жизни.

 онкретизиру€ это положение, можно говорить о том, что менталитет этноса во многом определ€ет: отношение его пpeдcтaвителей к труду и специфические традиции, св€занные с трудовой де€тельностью; представлени€ об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивого и некрасивого; каноны семейного счасть€ и взаимоотношений членов семьи; нормы полоролевого поведе≠ни€, в частности пон€ти€ о приличи€х в про€влении чувств и эмо≠ций; понимание доброты, вежливости, такта, сдержанности и т.д.

¬ целом менталитет характеризует оригинальность культуры то≠го или иного этноса.  ак писал французский этнолог  лод Ћеви-—тросс: Ђќригинальность каждой из культур заключаетс€ прежде всего в ее собственном способе решени€ проблем, перспективном размещении ценностей, которые общи всем люд€м. “олько значи≠мость их никогда не бывает одинакова в разных культурахї.

ћенталитет и стихийна€ социализаци€. ¬ли€ние менталитета этноса очень велико во всех аспектах социализации человека. ќб этом свидетельствуют следующие примеры. ¬ процессе полоролевой социализации вли€≠ние менталитета осуществл€етс€ благодар€ характерным дл€ него эталонам Ђмужественностиї и Ђженственностиї. ќни подразуме≠вают определенный набор черт характера, особенностей поведе≠ни€, эмоциональных реакций, установок и т.д. Ёти эталоны относительны, т.е. их содержание не совпадает в культурах разных этносов.  райние варианты расхождени€ эталонов Ђмужествен≠ностиї и Ђженственностиї показала американский антрополог ћаргарет ћид на примере трех племен Ќовой √винеи. ” јрапешей оба пола кооперативны и не агрессивны, т.е. феминизирова≠ны по нормам западной культуры. ” ћундугуморов оба пола грубы и некооперативны, т.е. маскулинизированы. ” „амбула картина обратна€ западной культуре: женщины доминантны и директивны, а мужчины эмоционально зависимы.

¬елико вли€ние менталитета этноса на семейную социализацию. Ёто можно проиллюстрировать на таком примере. ¬ ”збекистане родительска€ семь€ в значительно большей мере, чем в –оссии и ѕрибалтике, служит образцом дл€ молодежи - особенно в том, что касаетс€ воспитани€ детей. –азличи€ особенно велики в брачных установках. ƒо 80% узбеков считают согласие родителей на брак об€зательным, а развод при наличии детей недопустимым. ј около 8,0% эстонцев не считают согласие родителей об€за≠тельным и 50% вполне допускают развод и при наличии детей.

¬ли€ние менталитета этноса очень выпукло про€вл€етс€ в сфе≠ре межличностных отношений. “ак, этнические нормы в большой мере определ€ют стиль общени€ младших со старшими, величину возрастной дистанции, специфику воспри€ти€ ими друг друга вообще и как партнеров по общению в частности. ¬ японии, на≠пример, при общении людей разного возраста старший практиче≠ски сразу присваивает себе форму общени€ в виде монолога, и младший это принимает как само собой разумеющеес€, просто внима€ говор€щему.

Ѕольшую роль менталитет играет и в формировании межэтни≠ческих установок, которые, зарожда€сь в детстве, будучи весьма устойчивыми, нередко превращаютс€ в стереотипы.

ћенталитет и воспитание. ћенталитет этноса вли€ет на воспитание подрастающих поколений как относительно социально контролируемую социализацию в св€зи с тем, что включает в себ€ имплицитные концепции лично≠сти и воспитани€.

»мплицитные (т.е. подразумеваемые, но несформулированные) теории личности, присущие каждому этносу, есть совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на р€д вопросов: каковы природа и возможности человека? „ем он €вл€етс€, может и должен быть? и др. ќтветы на эти вопросы образуют имплицит≠ную концепцию личности (».—.  он).

Ќа воспитание, с моей точки зрени€, менталитет вли€ет и в св€зи с тем, что у этноса как естественное следствие наличи€ имплицит≠ных концепций личности имеютс€ имплицитные концепции воспитани€. »менно они во многом определ€ют, чего взрослые добиваютс€ от детей и каким образом они это делают, т.е. содержание взаимо≠действи€ старших и подрастающих поколений, его стиль и средст≠ва. »мплицитную концепцию воспитани€ этноса можно рассмат≠ривать как неосознаваемую центральную ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколени€м.

ќт имплицитных концепции личности и воспитани€ во многом зависит возможность сбалансированности адаптации и обособле≠ни€ человека в национальной общности, т.е. то, насколько он может стать жертвой социализации. ¬ соответствии с имплицит≠ными концепци€ми личности и воспитани€ этническое сообщест≠во признает или не признает те или иные типы людей жертвами неблагопри€тных условий социализации, а также определ€ет отно≠шение к ним окружающих.

—одержание этих концепций во многом определ€ет позицию человека как объекта социализации, а также ожидаемые и допус≠каемые в конкретном этносе меру и характер его субъектности и субъективности в процессе социализации.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1780 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

725 - | 588 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.