Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава I. Социальная педагогика как учебный предмет




ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А.В. МУДРИК

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА

Рекомендовано

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших

педагогических учебных заведений

 

 

3-е издание, исправленное и дополненное

 

 

 

УДК 37.013.42(075.8)

ББК 74.04я73

М893

 

 

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО Л.И. Новикова;

кафедра педагогики высшей школы МПГУ

Мудрик А. В.

Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

ISBN 5-7695-0640-7

 

В учебнике воспитание рассматривается в контексте социализации: показыва­ется влияние различных факторов на развитие детей, подростков, юношества; характеризуется государственная, региональная, муниципальная и локальная системы воспитания; раскрываются особенности и содержание семейного, религиозного и коррекционного видов воспитания; представлена методика социаль­ного воспитания в образовательных учреждениях.

Может быть использован также студентами педагогических колледжей.

 

 

УДК 37.013.42(075.8)

ББК 74.04я73

 

ISBN 5-7695-0640-7

© Мудрик А.В., 2000

© Издательский центр «Академия», 2000

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Что изучает социальная педагогика. В самом общем виде ответ на этот вопрос таков: социальная пе­дагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.

Определить место и роль социального воспи­тания в жизни человека можно, лишь соотнеся его с такими процес­сами, как развитие и социализация (здесь это наметим «пункти­ром», а подробнее рассмотрим в следующих разделах).

Развитие - это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окру­жающей среды в самом общем виде можно определить как про­цесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодей­ствия человека с обществом и стихийного влияния на него различ­ных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Таким образом, можно счи­тать, что развитие - общий процесс становления человека; социали­зация - развитие, обусловленное конкретными социальными усло­виями. Воспитание же можно рассматривать как относительно со­циально контролируемый процесс развития человека в ходе его социа­лизации (определение понятия воспитания будет дано в главе II).

Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело с семейным, или частным, воспитанием, которое - объект се­мейной педагогики.

Воспитание осуществляется религиозными организациями. В этом случае мы имеем дело с религиозным, или конфессиональ­ным, воспитанием; оно - объект конфессиональной педагогики.

Воспитание осуществляется обществом и государством в соз­даваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным, или общественным, воспитанием, которое и является объектом изучения социальной педагогики.

Воспитание осуществляется в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным, или контрсоциальным, воспитанием.

Поскольку социальное воспитание (как и семейное, и конфес­сиональное) лишь составная часть процесса социализации, по­стольку социальная педагогика изучает его в контексте социали­зации, т. е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в мас­штабах планеты, страны и места его проживания (региона, горо­да, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспи­тании средства массовой коммуникации, семья, общение с окру­жающими людьми и некоторые другие факторы.

Как возникла социальная педагогика. Термин «социальная педагогика» был предложен неемецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в.

Педагогика возникла и развивалась как теория и методика воспитания детей в учебно-воспитательных учреждениях. С конца XVIII в., когда в качестве относительно самостоятельного этапа развития личности стал выделяться ранний юношеский возраст, юноши и девушки также стали объектом внимания педагогики.

Во второй половине XIX в. начинает расширяться заказ педаго­гике и системе общественного воспитания. Во-первых, в него по­следовательно «включается» воспитание молодежи и более старших возрастных групп. Во-вторых, адаптация и перевоспитание пред­ставителей всех возрастных категорий (в первую очередь, конечно, детей, подростков и юношей), зачастую не вписывающихся в соци­альную систему или нарушающих установленные в ней нормы.

Расширение заказа было связано с теми социокультурными про­цессами, которые происходили в Европе и Америке. Индустриа­лизация породила массовую миграцию сельского населения в го­рода, где оно оказалось неприспособленным для жизни в новых условиях, зачастую не могло создать полноценных семей и дало всплеск преступности, аморального поведения, став основным по­ставщиком беспризорных, бродяг и нищих. В Америке положение усугублялось массовой иммиграцией из преимущественно слабо­развитых регионов Европы.

Урбанизация в Европе совпала со становлением националь­ных государств, а в Северной Америке - с формированием аме­риканской нации. И то и другое объективно требовало культивирования определенных ценностей (провозглашаемых или подразу­меваемых как национальные) во всех социальных слоях, во всех возрастных группах населения.

Церковь как традиционный воспитатель, хотя и продолжала играть существенную роль в жизни людей, утратила монопольные позиции в сфере морали и воспитания (кроме того, она далеко не сразу осознала появление новых социокультурных реалий).

Образовался вакуум, который необходимо было заполнить. Это и попытались сделать некоторые педагоги, начав разрабаты­вать социальную педагогику.

Возникает вполне резонный вопрос: почему понадобилось раз­рабатывать новую отрасль педагогического знания? И другой: могла ли уже сложившаяся педагогика и пыталась ли она дать ответ на изменившийся социальный заказ?

Педагогика дала свои ответы. Во-первых, появилась андрогогика - педагогика взрослых. Но она с самого начала (т.е. с сере­дины XIX в.) и по настоящее время занимается в основном про­блемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отпочковалась герогогика (педагогика старости), которая стала заниматься главным образом различными вари­антами образования людей пожилого возраста. Во-вторых, в конце XIX в. зародились и в течение нашего столетия сформи­ровались педагогика перевоспитания детей и подростков, а так­же исправительная (пенитенциарная) педагогика, которые зани­мались исключительно трудными, проблемными детьми.

Таким образом ответы, которые дала традиционная педаго­гика на изменившийся социальный заказ, оказались ограничен­ными. Этому есть вполне резонное основание. Каждая отрасль знания достаточно консервативна и объективно сопротивляется изменению или расширению объекта своего исследования.

Консерватизм педагогики оказался столь силен, что даже поя­вившуюся новую отрасль - социальную педагогику - ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиен­тов» педагогики - детей, подростков, юношей. Это нашло отра­жение в том, что ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали со­циальную помощь обездоленным детям и профилактику правона­рушений несовершеннолетних.

Принципиально иначе определял предмет социальной педагоги­ки немецкий ученый Пауль Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в достаточно полной мере соответствовало социаль­ному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.

В России социальная педагогика, зародившись в конце XIX в., получила определенное развитие в 20-е гг. XX в. в виде разработ­ки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социаль­ной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и от­носительно адекватное практическое воплощение у С.Т. Шацкого, в трудах и опыте ряда ярких педагогов-теоретиков и практиков. Однако в массовом опыте она воплощалась в довольно упрощен­ном виде, что, по сути, вело лишь к компрометации идеи как та­ковой.

Интерес к проблематике, характерной для социальной педаго­гики, обострился как у нас, так и за рубежом в 70-е гг. XX в., что было связано с очередным кризисом системы воспитания. У нас этот интерес проявился, в частности, в появлении различных вариантов работы с детьми по месту жительства и в разработке соответствующих методических рекомендаций (В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.). Несколько позже, уже в 80-е гг., на Урале М.А. Галагузова, а также В.Д. Семенов и его коллеги наряду с изучением опыта МЖК (молодежные жилищные комплексы) и СПК (социально-педагогические комплексы) приступают к теоре­тическим изысканиям в сфере собственно социальной педагогики, возрождая у нас и это понятие, и само направление исследований.

За рубежом теоретическая разработка проблем социальной пе­дагогики возобновилась лишь в 50-60-е гг. в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, и вСША уже начиная с концаXIX в., все более широкое распространение получала практическая деятельность, обозначавшаяся термином социальная работа, организуемая государственными институтами, религиоз­ными и общественными структурами. Содержанием ее была по­мощь семье, различным группам населения, интеграция воспита­тельных усилий школы и других организаций и т. п.

Зачем изучать социальную педа­гогику. Воспитание образно можно определить как искусство предвидеть неизбежное и умень­шать эффект случившегося. Социальная педагогика - отрасль знания, изучив которую можно узнать, во-первых, о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или ино­го возраста в тех или иных обстоятельствах. Во-вторых, как мож­но создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации. А в-третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных об­стоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежела­тельного, что случается в процессе социализации человека.

Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей за­дачей охарактеризовать будущим педагогам (да и всем тем, кому предстоит работать в качестве организаторов и руководителей человеческих общностей) картину социально-педагогической дей­ствительности. Решение этой задачи предполагает достижение студентами ряда целей в процессе изучения социальной педагоги­ки: овладение теоретическими знаниями в объеме, необходимом и достаточном для реализации профессиональной деятельности; раз­витие умения видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; формирование гуманистических соци­альных установок по отношению к субъектам и процессу соци­ального воспитания.

Социальная педагогика как отрасль знания изучает социальное воспитание в контексте социализации. Это определяет построение учебного курса «Социальная педагогика». Он начинается с рас­смотрения социализации как социально-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходят соци­альное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности челове­ка и издержек социализации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-02-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2534 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2268 - | 1978 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.