В. А. Сухомлинский не требовал к себе, своим взглядам, своей школе особого отношения. Однако существовавшая при его жизни система образования, включенная в общую идеологическую и политическую систему, пыталась сделать из него «аутсайдера», поставив в абсурдные условия: он вынужден был постоянно доказывать, что воспитывать в детях человечность – не «абстрактный гуманизм», который был пугалом в советской педагогике, а единственно возможная педагогическая позиция.
Волна публичного осуждения не один раз накрывала В. А. Сухомлинского, что он остро переживал. Однако ему удалось построить свой «школьный мир» (как он называл, уклад школы) вопреки существовавшей в Советском Союзе системе воспитания, утверждавшей классовые приоритеты. Он строил собственную систему на основе заботы, поддержки и взращивания доброты в ребенке. Системе же нужны были меры воздействия для формирования непреклонного борца за идеалы коммунизма: понятно, почему одна из статей тогдашней «Учительской газеты», где критиковалась система В. А. Сухомлинского, называлась «Нужна борьба, а не проповедь».
В. А. Сухомлинского, с точки зрения консервативно настроенных педагогов-теоретиков, было за что ругать, поскольку он:
• считал высшей ценностью в образовании личность отдельного ребенка и его интересы, а не педагогически интерпретированные политические установки;
• утверждал, что воспитание в значительной мере независимо от государственных установок, что воспитывать надо только добром и без каких-либо жестких наказаний, что коллектив не должен доминировать над личностью;
• отстаивал, что в основе воспитания лежат не идеологические лозунги, а удовлетворение потребностей и интересов ребенка в ситуации «здесь и теперь»;
• рассматривал общие гуманистические ценности как доминанты воспитания.
Система В. А. Сухомлинского, в которой доминировал интерес к духовному потенциалу ребенка, по своей сути неявно противостояла системе коммунистического воспитания, в которой главенствовали идеологические акценты и коллектив доминировал над личностью.
В. А. Сухомлинский защищал позицию, ставившую его и утверждаемые им нормы воспитания над господствующей идеологией:
• Не насилуйте душу человека.
• Без нравственной чистоты теряет смысл все.
• Непринужденное, дружеское общение детей и взрослых (а это – две трети общения) должно пронизывать деятельность, не связанную с обучением и успеваемостью.
• Чтобы воспитанники любили учителя, они должны видеть в нем живое воплощение культуры человеческой мысли.
В. А. Сухомлинский не строил в своей школе систему воспитания (как плановую организацию воспитательной работы), а культивировал гуманные взаимоотношения педагогов и детей. Именно многообразие, богатство и логика «взаимоотношений» помогали создавать особую воспитательную атмосферу его школы.
Он подчеркивал: «Живое общение, а не консультации, разговоры об успеваемости и дополнительные занятия; живые дорожки от сердца к сердцу, передача от сердца к сердцу тех искорок, из которых разгорается пламя мысли воспитанника, – создает мир школы». Поэтому можно сказать, что в основе системы В. А. Сухомлинского лежали не те или иные организационные действия, а ясные педагогические установки: любить ребенка, заботиться о нем, способствовать его успеху, а через успех влиять на самовоспитание и саморазвитие.