Воспитательная система школы Федора Федоровича Брюховецкого начала складываться в годы Великой Отечественной войны. В феврале 1943 года, в только что освобожденном от фашистских войск Краснодаре, педагоги собрали голодных, полураздетых и морально травмированных детей и привели их в классы одного из немногих уцелевших зданий, бывшего реального училища. Материальной базы не было совсем. Зима была холодной, а топить было нечем. Не на чем было сидеть, нечем было писать, часто занятия прерывались сигналами воздушной тревоги.
Чем мог педагогический коллектив компенсировать детям голодное детство? Встала задача сплотить детей в дружный коллектив, включить их в интересную коллективную жизнь.
Молодой директор выпросил для школы делянку леса и участок в четыре гектара заброшенной и заросшей терновником земли. Впоследствии Ф. Ф. Брюховецкий писал: «На отведенном участке ребята пилят и рубят дрова, оттаскивают их к полотну дороги и грузят в вагоны. Так решалась топливная проблема. Тепло стало не только в школе, но и в ребячьих душах от сознания исполненного долга... За сорок километров от города нам выделили землю, дали семенной материал. Мы ехали туда с детьми и родителями, корчевали терн.
У учителей и детей кровавые мозоли были на руках. Сделали все своими руками: расчистили землю, произвели посадку, несколько раз пропололи и собрали хороший урожай. К началу занятий была готова столовая. К кусочку черного хлеба дети бесплатно получали тарелку борща или супа. И каким же вкусным он казался. Еще бы! Ведь все было добыто своим трудом, собственными руками».
Коллективный труд в подсобном хозяйстве объединил учителей и учащихся в дружный, работоспособный и целеустремленный коллектив. В этих условиях особого внимания требовали к себе отношения. Они становились зачастую главным воспитывающим фактором.
«Что же касается отношений между детьми и педагогами, то это были отношения единого порыва, единого дыхания. Именно на работе в подсобном хозяйстве возник у нас коллектив, появилось соревнование между бригадами. Но и в учебе не было ни одного дня пропусков... Вот это отношение к работе мы всегда потом помнили и старались сохранить в будущем».
Так из совместной коллективной деятельности педагогов и воспитанников родилась воспитательная система школы № 58 (позднее
№ 12) Краснодара, которая не только сохраняла, но и развивала гуманистические традиции в условиях господствовавшей тогда командно-административной системы.
В этих обстоятельствах педагогический коллектив не только опирался на опыт и идеи педагогов 20-х годов, но и смело экспериментировал. Как писал потом Ф. Ф. Брюховецкий, творчески развивая педагогическое наследие А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, выводы видных ученых-педагогов, а также опыт директоров и учителей, «педагогический коллектив нашей школы внес в решение ряда проблем детского ученического коллектива и свой скромный вклад... В поисках наиболее рациональных методов воспитания школьного коллектива мы не могли обойтись без эксперимента. В сущности вся наша работа была построена на эксперименте».
С 1951 года школа официально стала опорной школой Научно-исследовательского института теории и истории педагогики АПН СССР. Какие же проблемы воспитания удалось решить в этой школе? По мнению самого Брюховецкого, такими проблемами являлись следующие:
а) проблема педагогического коллектива;
б) проблема структуры и самоуправления детского коллектива;
в) проблема накопления опыта коллективных действий и коллективных переживаний;
г) проблема закрепления опыта коллективной жизни в традициях.
Педагогический коллектив являлся одним из важнейших структурных элементов системы. Ф. Ф. Брюховецкий, который сам являлся организационным и эмоциональным лидером коллектива и генератором идей, привлекал в школу самобытных, творческих, высокопрофессиональных наставников. Он считал, что решающим условием воспитания и сплочения детского коллектива является наличие сплоченного и вооруженного единой методикой педагогического коллектива.
Сплоченность педагогического коллектива достигалась в школе путем специальной и целенаправленной работы, через формирование отношений взаимозависимости, взаимоконтроля и взаимоподдержки. Основной акцент делался на овладении специальными знаниями и навыками организации воспитательной работы. Обучение происходило на педагогических совещаниях и семинарах-совещаниях классных руководителей. Школой повышения профессионального мастерства и органом коллективной мысли выступал педагогический совет.
Главное, чего добивался директор от педагогов, – это «добросовестного отношения к делу, умения трезво оценивать свои успехи, видеть и преодолевать недостатки в работе, быть сдержанным и безукоризненно тактичным по отношению к детям и другим людям, на деле служить примером для учащихся».
Предъявление высоких требований не мешало педагогам оставаться друзьями. Они ходили друг к другу в гости, собирались на общие празднества. Особенно памятны были выезды за город, в лес за грибами, на рыбалку. Проводились вечера отдыха с беспроигрышной лотереей, дружескими шаржами, смехом, танцами и пением.
Стиль требовательности и доброжелательности, бережного отношения к индивидуальности и терпимости, внимательности друг к другу в общении передавался от педагогов детям. Активную роль в воспитательной системе школы играли родители учащихся и шефы, которые входили в единый коллектив воспитателей и вместе с воспитанниками участвовали в организации школьной жизни.
Опыт этой школы 50–60-х годов расширил представления о педагогическом коллективе как субъекте воспитания. Он показал, что влияние педагогического коллектива на детский осуществляется не только в результате совместной деятельности, но и в силу своеобразной «педагогической индукции», за счет своего «поля», под влиянием которого дети воспринимали и вместе с педагогами формировали основные ценности системы.
Среди них были не только направленность на получение образования, но и, прежде всего, честь школы, честь класса. Ученик не мог подвести коллектив нерадивым отношением к учению, поэтому уровень учебных успехов был очень высок. Выпускники школы поступали во многие вузы страны, включая московские.
Педагогический коллектив школы во многом опирался на идеи и опыт А. С. Макаренко, творчески перерабатывая их и развивая в новых условиях, с учетом конкретных обстоятельств. В том числе это касалось и построения органов самоуправления.
Процесс сплочения детей в коллектив начался с создания здоровых классных коллективов, ученического актива, установления правильных взаимоотношений между активом и классным руководителем, а также между ними и классом в целом. Мостиком от коллектива класса к общешкольному являлись общешкольные собрания учащихся. Школа была большая, работала в две смены. Собрать общее собрание как главный орган коллектива практически было невозможно. Собрания проводились по сменам, по группам классов, по параллелям, собрания мальчиков, собрания девочек. На ученические конференции в зал набивалось до двухсот человек, уполномоченных и не уполномоченных классными коллективами.
В школе существовало два учкома, работа которых проводилась по сменам. Каждый из них полностью распоряжался зданием, контролировал жизнь школы и решал проблемы в свою смену: поддержание санитарно-хозяйственного режима, внешний вид и правила личной гигиены учащихся, организация соревнования на лучший в санитарно-хозяйственном отношении класс.
Естественно, что ученическое самоуправление возникло не на пустом месте. В фундамент, на котором оно основывалось, по мнению Брюхоаецкого, входили «и продуманная, регулярно проводимая с ученическим активом работа, и формирование здорового общественного мнения ребят, и накопление традиций, и руководство органами ученического самоуправления непосредственно из педагогического центра, и трудовое воспитание».
В этой школе родилась традиция «дежурных классов», которые потом стали обыденным явлением, а в 50-е годы являлись проявлением высшей демократии, реализацией идей сотрудничества педагогов и воспитанников.
Казалось бы, успехи налицо, но «еще в большей мере, чем это было раньше, – отмечал Ф. Ф. Брюховецкий, – мы стремимся развить самостоятельность и инициативу учащихся, сделать их хозяевами в школе. Много лет обязанности дежурных по школе выполняют только учащиеся. Они сами наводят порядок в школе и сами оберегают его... Жизнь властно требует коренной перестройки органов ученического самоуправления. Возможно, следует заменить пионерские звенья бригадами, объединяющими ребят по принципу различных дел. Как показывает опыт, бригадный принцип активизирует ребят, укрепляет их веру в свои силы, повышает ответственность за порученное дело».
Не побоявшись обвинений в принижении роли комитета комсомола, педагогический коллектив школы пошел на создание нового органа – совета коллектива. «В связи с тем, что органы школьного самоуправления стали разнообразными, а функции, выполняемые ими, дифференцированными, возникла необходимость в создании еще одного органа, который координировал бы деятельность всех ученических организаций. Таким органом у нас является совет коллектива, в состав которого входят все члены комитетаВЛКСМ, совета дружины, учкомов, председатели постоянных и временных комиссий и другие....Анализируя деятельность Совета коллектива, – писалФ. Ф. Брюховецкий, – мы пришли к выводу, что работа школьных ученических организаций стала более содержательной, функции каждой из них обозначились более четко, опасность так называемого дублирования исчезла полностью». Но «совершенствование организации детского коллектива не сводится к совершенствованию системы органов его самоуправления: совершенствовать надо и организацию жизнедеятельности».
Педагогический коллектив школы накопил немало традиций, оказывавших воспитательное воздействие как на коллектив в целом, так и на каждого школьника, учителя. Это и традиции каждого дня, и классные традиции, и торжественные, которые живут десятилетиями и передаются из поколения в поколение.
Среди них центральное место занимал праздник «За честь школы». Позже он стал проводиться во многих школах, но мало кто знает, где он зародился. Его история такова.
23 января 1944 года в адрес школы пришло письмо от командира одной из фронтовых частей. В нем сообщалось, что выпускнику школы Александру Мироненко за мужество, проявленное при защите Ленинграда, присвоено звание Героя Советского Союза. В письме говорилось, что А. Мироненко, геройски защищая честь Родины, защищал и честь школы, его воспитавшей. Письмо произвело на учащихся столь сильное впечатление, что родилась идея ежегодного школьного праздника «За честь школы». Он был призван нести идею преемственности поколений, чести коллектива, любви к родной школе и верности ее традициям. Этот праздник стал главным творческим делом всего коллектива. Его ждали, к нему готовились все. Классы дарили школе подарки, сделанные руками детей. Организовывалась выставка творческих работ учащихся, проходили концерты художественной самодеятельности, встречи с выпускниками прошлых лет, лучшие из лучших учащиеся заносились в книгу Почета «За честь школы».
Еще одна яркая традиция – Праздник Труда. Праздник Труда – это прежде всего сам труд: посадка деревьев, подготовка наглядных пособий, благоустройство территории, помощь детским садам, выставки работ учащихся в витринах магазинов, фестиваль художественной самодеятельности во Дворцах культуры и парках, спартакиада школьников.
Другой традицией являлся майский пикник, когда все учащиеся школы вместе с педагогами и активом родителей (более тысячи человек) выезжали на берег Кубани: пели, танцевали, пекли картошку...
Кроме того, в традициях школы № 58 были: праздник первого звонка (1 сентября), общешкольная спартакиада (сентябрь-октябрь), День памяти учеников и учителей, погибших в Великой Отечественной войне (8 мая), праздник творчества и труда (вторая суббота мая), праздник последнего звонка. Интеграция традиций и творчества стала одной из характерных черт воспитательной системы школы
Ф. Ф. Брюховецкого.
Наверное, важнейшей характеристикой воспитательной системы являлась серьезная трудовая деятельность, охватывавшая все школьные классы. В школе с первых лет утвердилась традиция коллективного труда, который на многие годы стал здесь ведущей деятельностью, системообразующим фактором. Периодически на первый план выходили различные виды труда: самообслуживание, работа на пришкольном участке, строительство стадиона, создание памятника ученикам и учителям школы, погибшим в Великой Отечественной войне, трудовые десанты и т. п.
Роль труда была не только в том, что он, по словам Брюховецкого, создавал «опыт коллективных действий и коллективных переживаний» в масштабах всей школы. Формировалось коллективное самосознание, чувство ответственности за общее дело и совместный труд.
Чтобы обеспечить переживание гордости за коллектив школы и его успехи и через это сформировать стремление детей стать активными участниками борьбы за эти успехи, ежегодно проводился праздник труда. Перечислим только составные части этой яркой и красочной традиции. «Это прежде всего труд и общественно полезная деятельность ребят (сбор металлолома и макулатуры, посадка деревьев и цветов, изготовление наглядных пособий и т. д.); рапорт каждого класса шефам об успехах в труде, учении и поведении... выставка работ учащихся на витринах универмага под девизом: «Умелые руки не знают скуки»; фестиваль художественной самодеятельности, проводимый во Дворцах и парках культуры; спартакиада школьников, посвященная празднику труда, и многое другое». Такой праздник надолго оставался в памяти воспитанников как символ труда, единства и целеустремленности коллектива.
Для развития воспитательной системы, созданной Брюховецким, стратегическое значение имела выдвинутая им идея о связи перспективы и традиции: реализуемая перспектива закрепляется в традициях, сложившаяся традиция требует новой перспективы. Постоянно шел поиск большого общешкольного дела, объединяющего весь коллектив. После того как вошел в традицию праздник «За честь школы», коллектив был нацелен на строительство школьного стадиона, затем, в середине 50-х, таким делом стала большая военизированная игра, в середине 60-х всех объединило строительство памятника ученикам и учителям школы и т. д. Непрерывное движение и обновление способствовало стабильности системы.
Ф. Ф. Брюховецкий сделал следующий вывод по итогам работы: «Мы сумели создать сплоченный и целеустремленный ученический коллектив, самостоятельно решающий многие вопросы своей жизни, не пасующий перед трудностями, коллектив, который в трудных условиях может правильно определить линию своего поведения».
Этот вывод не был голословен. Действительно, учащиеся были самостоятельны в повседневной жизни. Порядок в школе поддерживался без помощи учителей. Между старшими и младшими воспитанниками сложились отношения взаимного уважения и ответственности старших за успехи малышей. Коллектив не оставался равнодушным к негативным явлениям.
Однако главной характеристикой гуманистической воспитательной системыФ. Ф. Брюховецкого являлось то, что в центре ее был все-таки не коллектив, а личность. Ф. Ф. Брюховецкий писал: «Но как бы высоко мы ни ценили ученический коллектив, созданный усилиями педагогического коллектива, он для нас не является самоцелью. Мы рассматривали и рассматриваем детский коллектив как основное средство развития ребенка, формирования его как гражданина и товарища, как творческой индивидуальности... Мы также убедились в том, что в детском коллективе необходимо специально культивировать такие отношения, которые были бы направлены на формирование личности каждого ребенка, на развитие тех черт и качеств, которые являются наиболее ценными. В настоящее время перед педагогическим коллективом поставлена задача индивидуализации воспитания и создания программ развития каждого ребенка».
Воспитательная системаФ. Ф. Брюховецкого складывалась в
50–70-е годы. И сейчас школу по праву продолжают называть «Школой Брюховецкого». Основные идеи его воспитательной системы продолжают жить. Ежегодно в школе проходят педагогические чтения в его честь.
История этой школы свидетельствует о том, что в период господства авторитарной педагогики талантливые педагоги находили пути воспитания молодежи в духе уважения к человеческой личности, демократии и гуманистических идей.
Ф. Ф. Брюховецкий и его коллеги не только развили и обогатили идеи коллективистического воспитания Макаренко и других педагогов, но и во многом опередили свое время[18].
§ 5. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ: