Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“радици€ и особенностр тюркского мировоззрени€. ћифологи€ и религи€ ( оркытјта, аль фараби, јсан  айгы, ћухаммед ’айдар ƒулати и др.)




 оркут или  оркыт Ч легендарный тюркский поэт-песенник и композитор, живший в IX веке в степ€х у реки —ыр-ƒарь€. —оздатель кобыза, акын, сказитель, покровитель поэтов и музыкантов. ѕредани€ о  оркыте встречаютс€ у всех тюркских народов огузской ветви: казахов, туркмен, азербайджанцев, турок, также каракалпаков, башкир и др. ” них практически общий народный эпос Ђќгуз-намеї

Ѕаласагуни ёсуф ’асс ’аджиб (Ѕаласагунский) (1021 -?) - —реднеазиатский поэт, ученый, философ. –одилс€ родилс€ около 1021 в Ѕаласагуне. ѕисал на тюркском €зыке. ќбладал обширными познани€ми в области гуманитарных и естественных наук. јвтор поэмы " утадгу билиг" ("«нание, дающее счастье"), написаной в 1069 на уйгурском €зыке. ¬ поэме затрагивались вопросы политики, государственного управлени€ и военной организации страны. Ётические взгл€ды Ѕаласагуни тесно св€заны с учением јвиценны (»бн —ина). Ѕаласагуни впервые ввел в тюрко€зычную поэзию систему стихосложени€ аруз. √од смерти неизвестен.

ћахмуд ибн ал-’усайн ибн ћухаммад ал- ашгари (уйг. مەھمۇد قەشقىرى, ћәhмут Қәшқәри; 1029Ч1101) Ч тюркский учЄный из  ашгара.

–одилс€ в правление династии  араханидов и происходил из высших кругов караханидской знати. ≈го отец управл€л городом Ѕаласагун.  ашгари работал в основном в Ѕагдаде и известен благодар€ созданному им Ђ—обранию тюркских наречийї (Kitâbü divân-i lûgat it-Türk) Ч словарю-справочнику различных тюркских €зыков.

ћухаммед ’айдар ƒулати, мырза ћухаммед ’айдар бен ћухаммед ’усайн  урекандуглат (родилс€ в 1499 г. в “ашкенте, - умер в 1551 году в  ашмирском вала€те в »ндустане) Ч известный историк, литератор. ¬ литературе известен как ’айдар мырза, ћырза ’айдар. ћухаммед ’айдар-дулат €вл€етс€ автором дастана Ђƒжаханнамаї, вошедшего в исторический справочник по ћогулистану и приграничных ему областей Ч Ђ“арихи –ашидиї.

’оджа јхмет ’азрети —ултан яссауи - признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, попул€рный среди местных кочевников поэт-мистик и религиозный проповедник. ќтец - »брахим ибн ћахмуд - был, как отмечал јхмет в своих 149 хикметах, религиозным, уважаемым, известным шейхом г. »сфиджаб (—айрам). јхмет родилс€ в городе яссы (“уркестан).

 

Ёпоха великого переселени€ народов (II-V вв.) в значительной мере из-менила этническую и политическую карту  азахстана, —редней јзии и ¬осточ-ной ≈вропы. ¬ V в. многочисленные группировки союза тюрко€зычных племен теле (тирек) расселились в степной полосе от —еверной ћонголии до ¬осточ-ной ≈вропы, на юге их кочевь€ достигали верховьев јмударьи. ¬ VI в. земли  азахстана подпали под власть могущественной державы - “юркского каганата, правители которого вышли из династийного рода аши-на, племени тюрк. ‘ормирование собственно-тюркского этноса в период, предшествующий образованию каганата, проходило поэтапно с III по сер. VI в. в районах √аньсу, ¬осточного “уркестана и јлта€. ѕервое упоминание этнонима "тюрк" встречаетс€ в китайских летопис€х и относитс€ к 542 г.  итайцы считали тюрков потомками сюнну (хунну). ¬ 546 г., благодар€ присоединению на јлтае разгромленного большого войска пле-мени теле в количестве 50 тыс. кибиток, тюрки заметно усилились. ¬есной 552 г. предводитель тюрков Ѕумын выступил против своих сюзеренов аваров (жу-ань-жуаней) и нанес им сокрушительное поражение. Ќа развалинах этого госу-дарства они создали “юркский каганат. –одоначальником этого этно-социального объединени€ €вилс€ Ѕумын-каган (ум. в 553 г.) ¬ годы правлени€ его преемника ћукан-кагана (553-572) “юркский каганат достиг политиче-ского господства в ÷ентральной јзии. Ѕыли покорены кидани в ћаньчжурии, кыргызы на ≈нисее, их данником стало северокитайское государство. –азумеетс€, взгл€ды на жизнь и человека в тюркском мировоззрении складывались на прот€жении многих веков.  онец XIX - начало XX в.- врем€ формировани€ основного корпуса источников - были периодом сложного син-теза архаики и новообразований в социально-экономической структуре тюрк-ского общества. ≈стественно, изменени€ происходили и в мировоззрении. ќд-нако "живучесть" разных мировоззренческих моделей была, можно полагать, неодинаковой. ≈сли пространственно-временные представлени€, отражающие картину стабильного физического мира, были консервативными, то модели жизни и человека относительно подвижны. ќни теснее св€заны с экономикой и социальными структурами общества.  роме того, само содержание этой сферы народного менталитета предполагало посто€нную интерпретацию, варьирова-ние.

ћифологи€ и религи€ ( оркытјта, аль фараби, јсан  айгы, ћухаммед ’айдар ƒулати и др.).

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1884 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2160 - | 2075 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.