125.Л.Фейербах " Основные положения философии будущего"
Предлагаемые “Основные положения” содержат в себе продолжение и дальнейшее обоснование “Предварительных тезисов к реформе философии”, преследуемых безграничным произволом немецкой цензуры. В первой рукописи они были рассчитаны на объемистую книгу; но при переписке начисто меня охватил — я сам не знаю как — дух немецкой цензуры, и я варварски вычеркивал. То, что сохранилось от этой нескромной цензуры, свелось к предлагаемым немногим листам.
“Основными положениями философии будущего” я назвал их потому, что современность вообще, как эпоха утонченных иллюзий и предрассудков, неспособна просто даже понять, не говоря уже о том, чтобы оценить, те простые истины, от которых абстрагированы настоящие основные положения, именно в силу этой их простоты.
Философия будущего имеет задачу вернуть философию из царства душ “усопших” в царство душ живых и телесных; стащить ее из ее божественного, ни в чем не нуждающегося мысленного блаженства в царство человеческой скорби. Для этой цели она нуждается только в человеческом рассудке и в человеческой речи. Однако мыслить, говорить и действовать истинно по-человечески суждено только грядущим поколениям (Geschlechtern). В настоящее время дело идет не о том еще, чтобы изъяснить человека, но о том, чтобы вытащить его из того болота, в которое он был погружен до сих пор. Плодами этой деликатной и трудной работы и являются настоящие “Основные положения”. Их задача состояла в том, чтобы из философии абсолюта, то есть из теологии, вывести необходимость философии человека, то есть антропологии, и в том, чтобы путем критики божественной философии обосновать критику человеческой. Поэтому для своей оценки они требуют хорошего знакомства с философией нового времени.
Новая философия мыслилась Фейербахом как разрешение антитезы «традиционнаятеология — спекулятивная философия». В теологии человеч. сущность фигурирует как особое божеств. существо. Спекулятивная философия (в наиболее полной мере — гегелевская) представляет собой рационализированную теологию, возвращающую человеку его сущность, но сводящую её к абстрактному разуму. Бескровность, безжизненность сущности человека в спекулятивной философии разоблачает тайну единства этой последней и старой теологии — принесение жизни в жертву абстракции, существования — в жертву сущности. Как гегелевская философия является реализацией и отрицанием старой теологии, так и новая философия является реализацией и отрицанием философии Гегеля.
Прежде всего Фейербах критикует идею тождества мышления и бытия. Бытие есть то, что суверенно по отношению к мысли, независимо от неё и постигается чувством, созерцанием. В ощущении, в созерцании объект, а не мысль, является источником действия. Эмпиризм справедливо полагает источник наших идей в чувствах, но не осознает, что «понятие объекта в непосредственном смысле есть не что иное, как понятие чужого Я» (Фейербах Л., Избр. филос.произв., т. 1, М., 1955, с. 183). Чувств. переживание чужого «Я» является условием восприятия любого объекта. Поэтому идеализм прав, когда он ищет источник идей в человеке, а не в вещах, как эмпиризм, но он абсолютизирует самоопределяемость человеч. мысли, ибо «Я» определяется в соотношении с «Ты». «И с т и н-н а я диалектика не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Т ы» (там же, с. 203). Имея своим предметом не абстрактную сущность, а живого индивида в его отношении к другому индивиду, новая философия обнаруживает тенденцию практическую, «она выступает вместо религии,...она воистину — сама религия» (там же, с. 204).
Критика Фейербахом старой метафизики и теологии оказала, по словам К. Маркса и Ф. Энгельса, значит. влияние на формирование их филос. взглядов.