Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√ерменевтика и структурализм как методы научного исследовани€




√ерменевтика (гр. hermenentike Ч истолкование) Ч искусство толковани€ различных текстов, символов, смыслов социокультуры. јктивно использовалась в теологии (истолкование учений, св€щенных текстов, Ѕиблии), филологии как интерпретаци€ художественных текстов древних авторов на современный живой €зык. ‘илософска€ проблематика герменевтики впервые стала разрабатыватьс€ ‘ридрихом Ўлейермахером (1768-1834) Ч протестантским теологом и философом. ¬ его трудах заметно вли€ние ». анта и особенно √.‘ихте (ЂЌаукоучениеї). √лавную функцию герменевтики видел в вы€влении способа выражени€ мысли, определ€ющего индивидуальность, своеобразие текста. ѕротивопоставл€л герменевтику диалектике и грамматике, которые, вы€вл€€ общее, не в состо€нии уловить индивидуально-стилистической особенности произведени€.

ќдним из выдающихс€ представителей герменевтики XX века по праву считаетс€ ’анс √еорг √адамер (1900). ¬ своих теоретических концепци€х он опиралс€ на Ђпонимающую психологиюї ¬.ƒильте€, теорию Ђжизненного мираї Ё. √уссерл€, учение о €зыке ћ. ’айдеггера. ѕоследнего признавал своим непосредственным учителем. √адамер рассматривает герменевтику не только как метод понимани€ текстов, но как особую философию понимани€. ≈е предметом, нар€ду с историко-гуманитар-ными науками, €вл€етс€ и вс€ совокупность знаний о мире и человеческом бытии. ѕоэтому понимание выступает как универсальный способ существовани€ действующего человека, как его непосредственный (жизненные про€влени€, экзистенци€), так и опосредствованный (истори€, культура) опыт. “аким образом, пониманию придаетс€ онтологическое значение.

√ерменевтика как философское знание Ч это анализ самого процесса понимани€ движени€ к истине. √ерменевтика Ч это не результат, а путь к знанию, сама практика получени€ истины.

√ерменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общени€. ћир культурных ценностей внутри него составл€ет €зык, с помощью которого должны быть пон€ты и истолкованы все составл€ющие культуры.

—труктурализм. —труктурализм, буквально, в переводе, означает: "учение о структуре". ¬ качестве теории структурализм возник в 20-е годы ’’ столети€ и представл€ет собой междисциплинарное направление, получившее, впоследствии, философскую интерпретацию. √лавна€ цель структурализма - вы€вление структуры как совокупности отношений, остающихс€ неизменными при различных трансформаци€х. ¬ противовес историзму, который рассматривает развитие как процесс разворачивани€ во времени некой исходной неизменной сущности, структурализм утверждает, что, име€ правила преобразований, можно из исходной структуры получить множество объектов. » наоборот, существующее многообразие может быть сведено к исходным структурам.

¬ажнейшей чертой структурализма €вл€етс€ его св€зь с семиотикой как наукой о знаках. —чита€ любую культуру знаково-символическим оформлением действительности, представители структурализма пытаютс€ вскрыть скрытые механизмы знаковых систем, которые и выступают в качестве закономерностей культурного процесса. »стори€ культуры в структурализме представл€ет собой периодически происход€щие "перестройки" глубинных структур культуры.

 

«ародившись в лингвистике, структурализм показал свою плодотворность в антропологии, фольклористике, социологии. Ќаиболее известными представител€ми структурализма считаютс€  .Ћеви-—тросс, –.Ѕарт, ∆.Ћакан, ћ.‘уко. ¬ начале 70-х годов структурализм перешЄл в стадию постструктурализма.

Ётапы развити€ структурализма. ¬ становлении и развитии структурализма выдел€ют такие этапы:

Ј Ётап становлени€ метода структурного анализа в €зыкознании: 20-50-е годы XX столети€. ƒл€ этого этапа характерно стремление освободить лингвистику от психологизма и историзма и сосредоточитьс€ на структурных компонентах €зыка.

Ј –аспространение методов структурной лингвистики на другие области социокультурного познани€. ќсобую роль здесь сыграл  .Ћеви-—тросс, перенЄсший эти методы на антропологию: 50-60-е годы.

Ј –азмывание метода, включение его в более широкий контекст, критическа€ саморефлекси€, переход в стадию постструктурализма: 70-е годы.

ћетод структурного анализа. ћетод структурного анализа включает в себ€ следующие процедуры:

Ј ќпределение целостности, по отношению к которой существует предположение, что вход€щие в неЄ элементы имеют единую структуру.

Ј ѕримат синхронии над диахронией. ѕод "синхронией" понимают локализацию объектов в одном времени, отказ от развити€. ѕод "диахронией", наоборот, понимают развитие во времени, и временные св€зи.

Ј –асчленение объекта на части, вы€вление посто€нных отношений, св€зывающих разнородные части в единое целое, обнаружение в каждой части неизменных дл€ целого свойств и отношений.

Ј –аскрытие механизма преобразований между элементами целого.

Ј ¬ыведение из исходной структуры всех возможных последствий путЄм теоретического моделировани€.

 

 

36. јлхими€ Ц продукт средневековой культуры, предпосылка возникновени€ и развити€ химических наук.

ѕериод, охватывающий более тыс€челети€, начина€ примерно с IV в. н.э., характеризуетс€ медленным прогрессом науки. — историко-химической точки зрени€ интересным €влением, во многом определ€ющим Ђхимическуюї картину мира того времени, €вл€етс€ алхими€ Ц специфическа€ область средневековой культуры, которую св€зывают с попытками осуществлени€ трансмутации Ц взаимопревращени€ металлов (главным образом, с целью получени€ золота). «арождение алхимии в первые века нашей эры €вилось результатом взаимодействи€ древнегреческой натурфилософии (учени€ ѕлатона, јристотел€ и их последователей) с практическими знани€ми древних ремесленников. ѕод вли€нием взгл€дов јристотел€ об общей основе всех тел и их различии в соотношении составл€ющих элементов-качеств во взгл€дах на материю сформировалось убеждение в возможности путем взаимопревращени€ элементов-качеств изменить это соотношение (и соответственно, превратить одно вещество в другое). »звестные в то врем€ практические факты подтверждали подобное убеждение. “ак, изменени€, которым подвергаютс€ твердость, в€зкость, цвет и другие свойства веществ (например, металлов) под вли€нием многочисленных химических агентов, воспринимались как подтверждение превращени€ этих веществ и способствовали укреплению идеи об их общей сущности. Ђћеталлы сходствуют в эссенции; они различаютс€ только своей формойї, - отмечено в сочинени€х крупнейшего средневекового ученого, философа и богослова јльберта ¬еликого. ќдним из важных представлений средневековых философов было представление о степени совершенства объектов окружающего мира. —читалось, что каждый объект может существовать только в процессе бесконечного самосовершенствовани€.  омбинаци€ этих воззрений со взгл€дами јристотел€, уподобл€вшего металлы растени€м за их свойство возникать из земли под действием холодных и влажных паров, трансформировалась в алхимическом мышлении в идею о способности металлов развиватьс€ в глубине земли, подверга€сь целому р€ду переходов от менее совершенного состо€ни€ к более совершенному (состо€ние совершенства характеризовалось, главным образом, способностью металла быть устойчивым к вли€нию внешних сред). ѕо убеждени€м алхимиков природа в своем стремлении к совершенству должна посто€нно производить золото, но случайные стечени€ неблагопри€тных обсто€тельств привод€т к образованию Ђнесовершенныхї металлов. ѕодобные идеи, по-видимому, опирались не только на воззрени€ философов, но и на тот факт, что в земле р€дом с чистым металлом обычно встречаютс€ его соединени€, из которых чистый металл может быть извлечен. Ёто приводило к мысли, что соединени€, в которых находитс€ данный металл, есть как бы последовательные стадии его усовершенствовани€. —воеобразное Ђсмешениеї философских идей и химических знаний ремесленников в алхимическом мировоззрении привело (примерно в VIII в.) к интересному в методологическом плане изменению Ц преобразованию аристотелевских элементов-качеств в алхимические элементы-принципы. “акими элементами-принципами стали считать серу и ртуть. Ёти идеи были св€заны с расцветом химических знаний в арабском мире начина€ с 800-х гг. јрабские ученые знали переводы греческих и латинских авторов еще до VII в. ¬семирно известный авторитет в области химических знаний ƒжабир ибн ’айан (VIII Ц нач. IX вв.) был автором нескольких сотен научных трудов, создателем научной школы, подобной платоновской јкадемии или аристотелеву Ћикею. ≈го современник, врач и философ јр-–ази, систематизировал и классифицировал вещества (минеральные, растительные, животные) и обобщил опыт использовани€ химических знаний дл€ развити€ фармации и ремесел. ¬еликий врач и философ јвиценна (около 980-1037 гг.), взгл€ды которого были близки к представлени€м алхимиков, оказал огромное вли€ние на практические и теоретические знани€ не только своего времени, но и на последующие поколени€ (особенно Ђ анонї).   XIII в. широко распространилось представление о том, что первична€ матери€ состоит из серы и ртути, но не одноименных веществ, а качественных принципов (т.е. носителей определенных свойств, которые они придают телам). ѕри этом сера обычно св€зывалась с таким свойством, как горючесть, а ртуть олицетвор€ла собой летучее начало. —оотношение серы и ртути определ€ло индивидуальность каждого вещества, в том числе и металла. “аких представлений, высказанных еще в VIII в. арабским алхимиком ƒжабиром, придерживались знаменитые европейские алхимики XIII в. јльберт ¬еликий, –оджер Ѕэкон, јрнольд из ¬иллановы, –аймонд Ћуллий и р€д ученых более позднего времени. Ќетождественность вход€щих в состав тел элементов-принципов ртути и серы одноименным веществам многократно подчеркивалась в средневековых сочинени€х. ќднако, само преобразование философской категории элемент-качество в элемент-принцип, а также оперирование очень многих алхимиков именно с соединени€ми ртути и серы свидетельствуют о том, что иногда элементы-принципы неосознанно воспринимались и как элементы-вещества. Ётот факт отражает специфическую особенность алхимического мировоззрени€, фактически принимавшего двойную сущность элемента: умозрительную и вещественную. ¬ преобразовании аристотелевских элементов-качеств в алхимические элементы-принципы наметилось, пусть совсем незначительное, но тем не менее, заметное смещение акцента с очень абстрактных философских пон€тий о веществе в пон€ти€, более подход€щие дл€ практических химических операций. ¬ XV в. в алхимических концепци€х вещества по€вилс€ третий элемент-принцип Ц соль. Ётот элемент изначально рассматривалс€ как посредник в соединении ртути и серы (его введение обычно приписываетс€ немецкому монаху ¬асилию ¬алентину). — позиций представлений об элементах-принципах трансмутаци€ металлов означала придание неблагородным металлам некого определенного, соответствующего золоту соотношении ртутного и серного начал. ¬оспри€тие металлов как по сути одного металла (золота) различной степени совершенства приводило к мысли о возможности придать совершенство любому металлу с помощью алхимического искусства, в частности, воздействи€ на этот металл особым веществом Ц Ђфилософским камнемї. ƒл€ —редневековь€ характерен взгл€д на трансмутацию металлов как на процесс двойственной природы: рациональный (проведение химических превращений) и мистический (процедура Ђсв€щеннодействи€ї, загадочность изложени€ алхимических рецептов). ѕо мнению многих историков химии, приверженность идее трансмутации сыграла определенную роль в непопул€рности атомистических воззрений в средние века, поскольку иде€ о неизменности атомов исключала возможность алхимической трансмутации. јтомистические концепции практически не упоминались в средневековых сочинени€х, а иногда, как отличные от поддерживаемого церковью учени€ јристотел€, даже преследовались.   XV в. наметилась тенденци€ к постепенному угасанию златоискательской идеи, что повлекло за собой некоторое расширение задач алхимии. ¬ это врем€ большое распространение получила лекарственна€ алхими€, основным объектом которой стал человеческий организм.   началу XVI в. лекарственна€ алхими€ оформилась в отдельное направление, которое получило название €трохими€ (или иатрохими€, от греческого слова Ђиатросї - врач).

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1948 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

838 - | 622 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.