Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕон€тие как продукт социально-исторического познани€ человека. ¬иды понимани€ (интерпретаци€, реинтерпретаци€, конвергенци€, дивергенци€, конверси€)




¬ насто€щее врем€ в социально Ц историческом познании есть много аспектов, которые недостаточно представлены в работах историков. ћного серьезных пробелов не дают пон€ть самое главное в социально Ц историческом познании Ц человека как ее творца. ƒецентрированность как самих исторических подходов, так и полученных результатов позвол€ет преодолеть виртуальный подход. ¬ этой работе мы примен€ем к анализу фактического материала исторической науки виртуальный подход с его полионтичной парадигмой. ѕознанием называетс€ процесс де€тельности человека, основным содержанием которого €вл€етс€ отражение объективной реальности в его сознании, а результатом Ч получение нового знани€ об окружающем мире. ¬ процессе познани€ всегда присутствуют две стороны: субъект познани€ и объект познани€. ¬ узком смысле под субъектом познани€ обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком Ч все общество. ќбъектом познани€ соответственно €вл€етс€ либо познаваемый предмет, либо Ч в широком смысле Ч весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. √лавной особенностью социального познани€ как одного из видов познавательной де€тельности €вл€етс€ совпадение субъекта и объекта познани€. ¬ ходе социального познани€ общество познает себ€. “акое совпадение субъекта и объекта познани€ оказывает огромное вли€ние как на сам процесс познани€, так и на его результаты. ѕолучаемое социальное знание всегда будет св€зано с интересами индивидов Ч субъектов познани€, и этим обсто€тельством во многом объ€сн€етс€ наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных €влений. —оциальное познание начинаетс€ с установлени€ социальных фактов. –азличают три вида таких фактов: действи€ или поступки отдельных индивидов или 1) больших социальных групп; 2) продукты материальной или духовной де€тельности людей; 3) словесные социальные факты: мнени€, суждени€, оценки людей. ќтбор и интерпретаци€ (т. е. объ€снение) этих фактов во многом завис€т от мировоззрени€ исследовател€, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. ÷елью социального познани€, как и познани€ в целом, €вл€етс€ установление истины. »стиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познани€. ќднако установить истину в процессе социального познани€ нелегко, потому что: 1) объект познани€, а им €вл€етс€ общество, достаточно сложен по своей структуре и находитс€ в посто€нном развитии, на которое оказывают вли€ние как объективные, так и субъективные факторы. ѕоэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы нос€т веро€тностный характер, ибо даже аналогичные исторические событи€ и €влени€ никогда полностью не повтор€ютс€; 2) ограничена возможность применени€ такого метода эмпирического исследовани€, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального €влени€ по желанию исследовател€ практически невозможно). ѕоэтому наиболее распространенным методом социального исследовани€ €вл€етс€ научна€ абстракци€. √лавным источником получени€ знаний об обществе €вл€етс€ социальна€ действительность, практика. ѕоскольку общественна€ жизнь измен€етс€ достаточно быстро, то в процессе социального познани€ можно говорить об установлении только относительных истин. ѕон€ть и правильно описать происход€щие в обществе процессы, открыть законы общественного развити€ можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным €влени€м. ќсновными требовани€ми данного подхода €вл€ютс€: 1) изучение не только ситуации, сложившейс€ в обществе, но и тех причин, результатом которых она €вилась; 2) рассмотрение социальных €влений в их взаимосв€зи и взаимодействии друг с другом; 3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей). ≈сли в процессе познани€ социальных €влений между ними обнаруживаютс€ некоторые устойчивые и существенные св€зи, то обычно говор€т об открытии исторических закономерностей. »сторическими закономерност€ми называютс€ общие черты, которые присущи определенной группе исторических €влений. ¬ы€вление таких закономерностей на основе изучени€ конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составл€ют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге €вл€ютс€ целью социального познани€. ѕонима́ние Ч психологическое состо€ние, верное воспри€тие или интерпретаци€ какого-либо событи€, €влени€, факта, прин€тое в определЄнном кругу. —уществует три вида понимани€: интеллектуальное, опытное и понимание на уровне экзистенциональной реализации. »нтеллектуальное понимание говорит УдаФ, соглашаетс€. ќпытное понимание чувствует, оно очевидно. Ёкзистенциональна€ реализаци€ Ч неопровержима. ќна становитс€ самой вашей природой. ¬се, что вы слышите, остаетс€ массой слов, если нет опытного понимани€ на уровне чувств. «нать на интеллектуальном уровне, что вы полы и пусты Ч это одно, а вот сидеть и чувствовать, что вы полы и пусты Ч совсем другое.  огда человек получает опыт, ему хочетс€ знать об этом больше, и он становитс€ искателем. ј если он располагает только интеллектуальным пониманием, то он думает, что он все знает. Ѕольшинство теологов принадлежит к этой категории людей. Ёкзистенциональна€ реализаци€ включает в себ€ как опытное, так и интеллектуальное понимание, но она не сводитс€ к ним.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2020 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

789 - | 641 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.