Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќациональна€ иде€. ≈е стабильность и отличие от идеологии




¬ насто€щее врем€, в услови€х всЄ более глобализирующегос€ мира, необходимость выдвижени€ национальной идеи становитс€ всЄ более актуальной задачей, сто€щей как перед государством, так и перед всем казахстанским обществом в целом. –еализаци€ задач, заложенных в стратегии развити€  азахстана в XXI веке, требует консолидации всего общества вокруг определенных идей и парадигм общественного развити€, которые могут составить основу национальной идеи. ¬ этом смысле национальна€ иде€ должна способствовать достойному вхождению  азахстана в глобальный мир, оптимальному участию нашей республики в сложных глобальных процессах. –еализаци€ национальной идеи должна стать адекватным ответом на современные вызовы глобализации с тем, чтобы обеспечить дальнейшее поступательное и динамичное развитие государства. ѕрограмму ѕрезидента Ќ.Ќазарбаева Ђ азахстан 2030ї в этом плане можно рассматривать как попытку выдвижени€ национальной идеи сверху, со стороны политической элиты. ќбщество же зачастую видит национальную идею в обращении к своим духовным корн€м, причЄм как религиозным, так и этническим. ќднако уважа€ свою многовековую историю и испытыва€ по отношению к ней чувство гордости, индивид зачастую не находит в прошлом нужных примеров, способных повли€ть на развитие современных отношений и составить программу на будущее. —ледовательно, поиск путей построени€ национальной идеи следует направл€ть не в прошлое, а в насто€щее. ƒл€ многих развивающихс€ стран (Ѕразили€, ћексика, »нди€ и пр.) одной из важнейших составл€ющих национальной идеи €вл€етс€ стремление к политической и экономической модернизации общества. ¬ том числе и в  азахстане ѕрезидентом на первый план была выдвинута мысль о модернизации государства через использование идеи конкурентоспособности. Ёто можно св€зать с тем, что успешные преобразовани€ в экономической сфере стали залогом дальнейшего поступательного развити€ всего казахстанского общества. ѕри этом повышение конкурентоспособности нашей страны было представлено как одно из важнейших условий полноценного и гармоничного вхождени€ республики в процесс современного глобального развити€. “ака€ за€вка  азахстана на вхождение в число наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира выгл€дит вполне оправданной, учитыва€, что достижение конкурентоспособности через всестороннюю модернизацию и консолидацию вокруг этой идеи всего общества было и продолжает оставатьс€ ключевым ориентиром дл€ развити€ многих транзитных стран. Ќо сама по себе необходимость формировани€ национальной идеи автоматически не приводит к ее формулированию. –€д исследователей отмечает: Ђќсознание потребности иметь национальную идею со стороны государства или какой-либо социальной группы, даже обладающей властным ресурсом, или со стороны общества в целом Ч важный момент, способствующий еЄ формированию, но сама возможность иметь национальную идею укоренена глубже и св€зана не столько с субъективной потребностью в еЄ наличии, сколько с объективными услови€ми, в которых функционирует обществої. ћировой опыт свидетельствует о том, что во все времена по€вление подлинной и действенной национальной идеи было нужно дл€ мобилизации населени€ той или иной страны на прорыв. Ёто €вл€етс€ основополагающим и в этом контексте единственным историческим смыслом существовани€ национальной идеи в качестве системообразующего цивилизационного феномена.

. ѕо мнению казахстанских политологов, Ђв полиэтнических обществах, а казахстанское общество именно таково, национальна€ иде€ не может быть идеей какого-либо одного этноса. Ќо национальную идею нельз€ сконструировать и из совокупности национальных идей множества этносов. Ќациональна€ иде€ с самого начала должна быть общенациональной, гражданской. Ќо в этом и состоит сама€ значительна€ проблема: как сформулировать общенациональную идею, не сводимую ни к национальной идее отдельных этносов, ни к сумме их национальных идей. —ложность формулировани€ национальной идеи в  азахстане заключаетс€ именно в необходимости одновременного синтеза возможностей, ча€ний и надежд всех этнических групп и превращени€ этого широкого спектра идей в единую общенациональную идеюї. Ќесмотр€ на то, что наша республика выдел€етс€ на всем постсоветском пространстве самой высокой стабильностью в плане межэтнических отношений, эта стабильность сформирована ещЄ с советских времЄн и пока не стала национальной идеей в полном смысле этого слова.

 

 

33. онцепци€ Ђинформационного обществаї.

—ледует особо рассмотреть тот элемент внешней среды обитани€ человека, который к насто€щему времени получил наибольшее развитие и вли€ние на все сферы человеческой де€тельности и индивидуальной жизни. ћы говорим об информационной среде обитани€ человека.

Ёта среда формируетс€ в сознании комплексом внешних источников информации, через каналы воспри€ти€ поступающих к человеку. —уществует множество подходов к классификации и определению способов воспри€ти€ и отображени€ внешней среды.

Ёта система зависит от множества факторов и условий. ѕрежде всего, это уровень интеллектуального и умственного развити€, система внутренних моральных ценностей и нравственных установок, индивидуальные особенности органов чувств, эмоциональные особенности, настроение в конкретный момент времени, личные навыки умственной де€тельности и физиологические реакции организма на внешние раздражители. ѕоэтому существующий термин "отражение" применительно к сознанию не вполне уместен, поскольку каждое сознание имеет свою "кривизну", особенности.

¬ ходе бурного научно технического прогресса в области электронных средств передачи и обработки информации, программировани€ последовательно, в течение нескольких дес€тилетий прошли три этапа развити€ информационной среды Ц создание корпоративных информационных сетей, создание единой общенациональной технотронной информационной среды и их последующее интернациональное объединение по признакам общности общественно-государственного устройства различных стран.

“емпы развити€ информационной среды бурно растут и приобрели глобальный масштаб. „еловечество вступает в новый период развити€ информационной среды обитани€, а с ней и в новый период своей истории.

ќбщественное бытие человечества в насто€щее врем€ характеризуетс€ переходом в новое качество Ц глобализацией социальных процессов на основе применени€ новейших информационных технологий. Ѕорьба с глобализацией бессмысленна, этот процесс объективен. ¬опрос лишь в том, каким путЄм пойдЄт глобализаци€ Ц установлением всемирного господства транснациональных корпораций с целью их дальнейшего обогащени€, или по пути консолидации всего человечества на сохранение и развитие среды обитани€, совместного решени€ всех научно-технических, хоз€йственных и социальных задач.

“ехнический прогресс коснулс€ и средств массовой информации. Ќа этой основе новое социальное €вление Ц информационные технологии в социуме, в том числе, политические технологии получили свое дальнейшее развитие. ќсновное их содержание мы рассмотрели в предыдущих разделах. «десь мы суммируем ранее подн€тые проблемы.

»так, основным информационным достижением человечества следует считать »нтернет. ≈го существование накладывает неизгладимый отпечаток на всю жизнь общества, поскольку информаци€ перестала быть монополией государства или корпоративных группировок. »нтернет доступен каждому пользователю, а сам доступ относительно дЄшев и прост.

 

 

34.‘илософи€ экзистенциализма и ее разновидности. ∆.ѕ. —артр ЂЁкзистенциализм Ц это гуманизмї.

Ёкзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia Ч существование), также философи€ существовани€ Ч особое направление в философии XX века, акцентирующее своЄ внимание на уникальности быти€ человека, провозглашающее его иррациональным(»ррационализм предполагает существование областей миропонимани€, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуици€, чувство, инстинкт, откровени€, вера и т. п.). Ёкзистенциализм развивалс€ параллельно родственным направлени€м персонализма и философской антропологии, от которых он отличаетс€, прежде всего, идеей преодолени€ (а не раскрыти€) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. ≈динственным, кто чЄтко выражал свою принадлежность к этому направлению, был ∆ан-ѕоль —артр. ≈го позици€ была обозначена в докладе ЂЁкзистенциализм Ч это гуманизмї, где он и предприн€л попытку обобщить экзистенциалистские устремлени€ отдельных мыслителей начала XX века.—огласно экзистенциальному психологу и психотерапевту –. ћэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного «ападного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находитс€, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкиваетс€. ѕринципы экзистенциализма. 1. ѕриминительно к человеку,существование предшествует сущности. —вою сущность он обретает по-ходу существовани€. „еловек делает себ€ сам. ќн обретает свою сущность на прот€жении всей своей жизни. 2. —уществование человека-это свободное существование. —вобода подразумеваетс€ не как "свобода духа",а "свобода выбора",которую никто не может отн€ть у человека. 3. —уществование человека включает в себ€ ответственность. ќтветственность не только за себ€,но и за окружающих. 4. ¬ременное и конечное существование. „еловеческое существование-это бытие обращЄнное в смерть. —одержание учени€.Ёкзистенциализм (согласно ясперсу) возводит свои истоки к  ьеркегору, Ўеллингу и Ќицше. ј также, через ’айдеггера и —артра, генетически восходит к феноменологии √уссерл€:Ёкзистенциальна€ философи€ Ч это философи€ быти€ человека ќсновна€ категори€ философии экзистенциализма Ч это экзистенци€ (вопрос существовани€ человека). ¬ философии существовани€ нашЄл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегос€ на технический прогресс, но бессильный объ€снить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отча€ни€, безысходности. ‘илософи€ экзистенциализма Ч иррациональна€ реакци€ на рационализм ѕросвещени€ и немецкой классической философии. ѕо утверждени€м философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышлени€ состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть раздел€ет мир на две сферы Ч объективную и субъективную. ¬сю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, Ђсущностьї, познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. ѕодлинна€ философи€, с точки зрени€ экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Ёто единство воплощено в Ђэкзистенцииї, то есть некой иррациональной реальности. —огласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себ€ как Ђэкзистенциюї, человек должен оказатьс€ в Ђпограничной ситуацииї Ч например, перед лицом смерти. ¬ результате мир становитс€ дл€ человека Ђинтимно близкимї. »стинным способом познани€, способом проникновени€ в мир Ђэкзистенцииї объ€вл€етс€ интуици€ (Ђэкзистенциальный опытї у ћарсел€, Ђпониманиеї у ’айдеггера, Ђэкзистенциальное озарениеї у ясперса), котора€ €вл€ет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод √уссерл€. «начительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, котора€ определ€етс€ как Ђвыборї личностью одной из бесчисленных возможностей. ѕредметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией(сущность человека). „еловек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несЄт ответственность за каждое совершЄнное им действие, не может объ€сн€ть свои ошибки Ђобсто€тельствамиї. “аким образом, человек мыслитс€ экзистенциалистами как стро€щий себ€ Ђпроектї. ¬ конечном счЄте, идеальна€ свобода человека Ч это свобода личности от общества. ѕонимание человека.¬ экзистенциализме, согласно –. ћэю, человек воспринимаетс€ всегда в процессе становлени€, в потенциальном переживании кризиса,который свойственен «ападной культуре, в которой он переживает тревогу, отча€ние, отчуждение от самого себ€ и конфликты.„еловек €вл€етс€ способным мыслить и осознавать своЄ бытие, а следовательно, рассматриваетс€ в экзистенциализме как ответственный за своЄ существование. „еловек должен осознавать себ€ и быть ответственным за себ€, если он хочет стать самим собой.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1936 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

517 - | 477 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.