Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ химии. ’ими€ как физика молекул. “есное взаимодействие химии с другими науками и производством




‘ормирование философского мышлени€, диалектического взгл€да на мир философских школ и направлений в процесс непростой, многоплановый. ѕроцесс этот очень сложный, так как формирование своего взгл€да на мир невозможно без рассмотрений мировоззрений различных различные исторические эпохи. ƒл€ решени€ этих задач можно использовать одну из важнейших отраслей науки и естествознани€ - химическую науку. ¬ последние годы интерес к философским проблемам химии заметно возрос и это не удивительно. —овременна€ хими€ развиваетс€ стремительными темпами, плодотворно сотруднича€ с физикой, математикой, биологией и другими науками. –оль химии в жизни и развитии общества очень велика. ’ими€ очень тесно св€зана с производством материальных ценностей. ≈стествознание, в том числе и химическа€ наука, начина€ с давно известных положений и законов, и конча€ современными сложными теори€ми, взаимосв€зана с философией. [1] Ѕурный поток доставл€емых химией новых знаний о вещах, вызывающий ломки прежних пон€тий, теорий обращает внимание исследователей и на природу химических знаний.  олоссальные достижени€ химической практики столь весомо и зримо ощутимые в повседневной жизни внос€т немало нового в общее миропонимание, существенно отражаютс€ на состо€нии взаимодействий общества с природой и тоже став€т целый р€д вопросов философского характера.[2] ¬озникновение этих вопросов и их значение дл€ развити€ химии и философии св€заны прежде всего, с самим предметом, объектом химии и его ролью в жизни человеческого общества, в практических и познавательных отношени€х людей с природой, в формировании мировоззрени€. –оль вещества и знаний о веществе в жизни общества, в трудовой де€тельности людей, в их отношени€х с окружающей природной средой, природа химических знаний, пути и средства их формировани€ - вот та основа, на которой в конечном счете, и вырастают философские вопросы химии; вопросы, дл€ решени€ которых приходитс€ выходить за рамки химии, ее пон€тий и методов в сферу вопросов об отношении материи и сознани€, природы и человека, в сферу общих представлений о мире, о законах его познани€. ¬месте с тем добавл€емые химией и химической производственной практикой знани€ о природе, о вещах и растуща€ на этой основе власть людей над природой всегда были богатейшим источником, питающим развитие философского мировоззрени€, развитие общих представлений о мире, о природе человека, его де€тельности, его мышлении, о законах познани€, отражени€ действительности.[2] Ќачина€ еще с древних времен и вплоть до наших дней в развитии научной, в том числе и химической, и философской мысли почти по всем направлени€м бесспорно можно констатировать позитивный и безостановочный прогресс. Ќаука, включающа€ философию, и доныне продолжает повседневно углубл€тьс€ и совершенствоватьс€. “еории и факты химической науки предоставл€ют нам конкретные доказательства научности основных положений диалектики, и поэтому основной целью этого реферата €вл€етс€ задача показать с помощью примеров основных положений науки (химии) и философии диалектики как наука практически подтверждает или опровергает принципы философии, а также продемонстрировать роль философии в руководстве и направлении в научных исследовани€х во избежание практических ошибок и теоретических заблуждений.

 

24.∆усип Ѕаласагун Ђ утадгу биликї.

Ђ утадгу билигї - это своего рода квинтэссенци€ мыслей, испокон веков собиравшихс€ в культурной среде тюрков и относ€щихс€ к морали, политике и праву, это - пам€тник тюркской культуры, относ€щийс€ к XI веку.  ак по духу, так и по €зыку это произведене чисто тюркское. ¬ этом произведении, представл€ющем собой толстый том, все написано по-тюркски, все абстрактные пон€ти€ и правовые учреждени€ обозначаютс€ тюркскими терминологическими словами (197). “ерминологические слова, используемые ёсуфом ’ас ’аджибом (’ас ’аджиб - особый визирь), не €вл€ютс€ словами, созданными самим ёсуфом. Ёто термины, с давних пор существовавшие и использовавшиес€ в уйгурской литературе еще в доисламскую эпоху. ¬ Ђ утадгу Ѕилигї есть терминологические слова дл€ всех пон€тий, использование которых было необходимо в жизни общества. язык произведени€ хорошо разработан, это - культурный литературный €зык, способный выразить все. ќтсюда видно, что тюркский €зык уже в доисламскую эпоху был полностью разработан и достиг высокой степени развити€. Ђ утадгу билигї был написан в XI веке. ¬ ту эпоху у многих сегодн€шних культурных наций (у немцев, французов, русских) не было своего развитого, цивилизованного €зыка. Ђ утадгу билигї - почти ровесник иранскому ЂЎах-намеї (198). «аслуживает внимани€ то, что если иранский поэт изображает легендарную историю »рана, то тюркский мыслитель повествует стихами об управлении государством, праве, общественной морали. Ёто очень знаменательно. „тобы вернуть себе уничтоженную когда-то политическую независимость, иранцы ожидали помощи у истории и прошлого, а тюрки же определ€ли основы, при помощи которых они могли бы управл€ть многими государствами, которые еще только будут созданы в будущем (199). ѕосле ЂЎах-намеї иранцы преуспели в поэзии, мы же, тюрки, стали известны миру своей силой и способност€ми в области создани€ государств и управлени€ ими. ёсуф родилс€ в городе Ѕаласагун, известном под именем  уз-ќрду, месторасположение которого не установлено с достаточной степенью достоверности. ќбразование ёсуф Ѕаласагуни получил в признанных культурных центрах того времени - ‘арабе,  ашгаре, Ѕухаре. ¬ совершенстве владе€ арабским и персидским €зыками, он проработал философские и научные сочинени€ по различным отрасл€м знани€. ѕоэма " утадгу билик" стала известный западному миру через австрийского востоковеда фон ’аммер-ѕургштал€, в руки которого рукопись попала в 1796 г. в —тамбуле и была подарена им ¬енской библиотеке. ¬ 1970 г. в Ћенинграде состо€лось IV “юркологическа€ конференци€, посв€щенна€ " утадгу Ѕилик", где указывалось на необходимость расширени€ масштабов и углублени€ исследований этого пам€тника. ¬ 1986 г. ј. ≈геубаев представил ёсуфа на казахском €зыке. –абота ёсуфа Ѕаласагуни " утадгу билик" €вл€етс€ первым энциклопедическим произведением не на официальном литературном €зыке, каким €вл€лс€ арабский €зык в то врем€, а на родном €зыке тюрков, факт сам по себе очень значительный, что свидетельствует о патриотизме и любви к родному €зыку. ¬месте с этим, им руководили политические мотивы, стремление научить среднеазиатскую династию караханидов, еще не оторвавшуюс€ от кочевой среды, управл€ть страной с высокоразвитыми оседлыми районами, област€ми (ћаверанахр, ¬осточный “уркестан). ј чтобы его назидани€ были пон€ты и кочевниками-караханидами, необходимо было написать по-тюркски. Ќо " утадгу билик" не только политический трактат, он €вл€етс€ суммой знаний по различным област€м науки и культуры своей эпохи, в нем собран и обобщен материал с философским осмыслением жизненных позиций самого автора, в частности, рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначени€ человека, его места и роли в общественном и природном универсуме. ѕроизведение Ѕаласагуни представл€ет обширную систему, в которой выдвигаютс€ как проблемы общефилософского характера, так и жизненно-практического, этнического и эстетического плана. —тремление к энциклопедичности, универсальности, охвату общемивоззренческих проблем было присуще самому характеру философствовани€ в культурном регионе, к которому принадлежал ёсуф. ћировоззрение ёсуфа имеет тро€кие корни - философские, шаманистские, исламские. ÷елостное, в том числе и философское прочтение поэзии Ѕаласагуни, в свою очередь, будет способствовать расшифровке, проникновению в сложный внутренний мир средневекового поэта-мыслител€, вскрытию его глубинных пластов, отвечает интересу и вниманию широкой общественности. ¬ключение " утадгу билик" в поле историко-культурного анализа будет способствовать дальнейшей разработке истории общественной мысли, художественных традиций тюркских народов в средневековый период развити€. «начимость и актуальность введени€ в оборот " утадгу билиг" ёсуфа Ѕаласагуни отчетливо вырисовываетс€ в плане всестороннего изучени€ многомерного процесса развити€ культура. Ќаучное использование, изучение, интерпретаци€ произведени€ Ѕаласагуни в историко-философском срезе восполн€ет наше преставление об умственном содержании, интеллектуальной жизни и св€зи народов ¬остока в период средневековь€.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2600 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

547 - | 475 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.