Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќшибка ƒжобса: пользователи хот€т музыку, а не видео




 

—начала одной из основных функций Ђјй-ћакї была способность соедин€тьс€ с цифровыми камерами через последовательную шину сверхбыстрой передачи данных FireWire (Ђ‘айр-вайрї). Ётот стандарт примен€етс€ во многих пользовательских камерах, и Ђјй-ћакї был одним из первых компьютеров, разработанных как база дл€ домашнего редактировани€ видео.

ƒжобс давно интересовалс€ видеоматериалами и пришел к выводу, что Ђјй-ћакї вполне может стать дл€ них тем, чем Ђћакї стал дл€ настольных издательских систем. ѕервым приложением, созданным дл€ цифровой централи, стал аймуви Ч проста€ в эксплуатации программа дл€ редактировани€ видеоматериалов.

Ќо в конце 90-х годов пользователи больше интересовались цифровой музыкой, чем видео. ƒжобс был так поглощен своей идеей, что не заметил цифровой революции в музыке, хот€ пользовалс€ репутацией технологического провидца. ¬озможно, ему действительно удавалось предсказывать будущие технологии Ч графический пользовательский интерфейс, мышь, стильные MP3-плейеры, но он проморгал миллионы меломанов, торгующих мелоди€ми через ЂЌапстерї и другие файлообменные сети. ѕользователи копировали музыку со своих дисков и обменивались файлами через »нтернет. ¬ 2000 году музыка активно переводилась на компьютер. —тремление к цифровой музыке особенно €рко про€вл€лось среди студентов, и хот€ они во многом определ€ли аудиторию пользователей Ђјй-ћакї, ЂЁпплї не предлагал никакого программного обеспечени€ дл€ работы с коллекци€ми цифровой музыки.

¬ €нваре 2001 года в ЂЁпплї объ€вили о потере 195 миллионов долларов из-за общего экономического спада и сильного сокращени€ продаж. ѕользователи прекратили покупать Ђјй-ћакї. Ќа совещании с аналитиками ƒжобс признал, что, убрав из Ђјй-ћакї возможность записи компакт-дисков, ЂЁпплї Ђсожгла мостыї. » был за это наказан.  ак позже сказал ƒжобс: Ђя чувствовал себ€ идиотом. ћы это упустили, и нам пришлось как следует потрудитьс€, чтобы наверстать упущенноеї.

Ќо другие производители ѕ  отнеслись к этому аспекту с надлежащим вниманием. Ќапример, Ђ’ьюлетт-ѕаккардї продавал с компьютерами записывающие компакт-диски, что следовало бы делать и ЂЁпплї. „тобы поправить положение, ЂЁпплї купила у небольшой компании лицензию на попул€рный музыкальный плейер Ђ—аундƒжемї и пригласила программиста этой компании ƒжеффа –оббина. ѕод руководством ƒжобса тот в течение нескольких мес€цев переделывал Ђ—аундƒжемї под айтюнс (в основном это сводилось к упрощению). ƒжобс представил плейер на Ђћакуорлд экспої в €нваре 2001 года.

¬о вступительной речи он сказал: Ђ¬ ДЁпплУ сделали то, что умеют лучше всего: упростили сложное приложение, попутно развива€ его функциональность. » мы надеемс€, что оптимизированный интерфейс привлечет больше внимани€ к цифровой музыкеї.

ѕока –оббин работал с айтюнс, ƒжобс с командой администраторов приступил к изучению предлагаемых на рынок устройств. ќни нашли просто превосходные цифровые фото- и видеокамеры, но вот с музыкальными плейерами ситуаци€ оказалась намного хуже.  ак заметил √рэг ƒжосвиак, вице-президент маркетинга айпод: Ђј продукты-то с душкомї.

÷ифровые аудиоплейеры были или слишком большими и громоздкими, или маленькими и бесполезными.  ак правило, они имели очень ограниченный объем пам€ти Ч 32 или 64 ћЅ, что позвол€ло записать всего несколько дес€тков песен Ч не больше, чем в дешевом карманном CD-плейере.

Ќо пара плейеров имели 2,5-дюймовый жесткий диск от Ђ‘уджитсуї. —амым попул€рным был ЂЌомад джукбоксї от сингапурской фирмы Ђ реативї. –азмером примерно с карманный CD-плейер и весом в два раза больше, ЂЌомадї позвол€л записать тыс€чи песен на относительно небольшом устройстве. ќднако плейер имел и значительные недостатки: дл€ копировани€ файлов с компьютера использовалась универсальна€ шина USB (Ђё-эс-биї), и процесс требовал уж очень много времени. ѕользовательский интерфейс был просто ужасным. » батаре€ часто разр€жалась Ч уже через 45 минут использовани€.

«десь у ЂЁпплї был шанс.

 ак рассказывает ветеран ЂЁпплї ƒжон –убинштейн, более дес€ти лет возглавл€вший подразделение, отвечающее за разработку аппаратного обеспечени€: ЂЌе знаю, кто именно предложил сделать музыкальный плейер, но —тив быстро загорелс€ идеей и попросил мен€ этим зан€тьс€ї. —ейчас –убинштейн исполнительный директор в Ђѕалмї. ≈му за п€тьдес€т, это высокий худощавый житель Ќью-…орка с открытыми манерами и доброжелательной улыбкой.

–убинштейн пришел в ЂЁпплї в 1997 году из ЂЌе —“ї, где под руководством ƒжобса занималс€ аппаратной частью. ¬ ЂЁпплї он руководил разработкой нескольких новаторских машин, от первого синего Ђјй-ћакї до компьютеров с вод€ным охлаждением, и, конечно, здесь следует упом€нуть айпод.  огда в 2004 году ЂЁпплї создали отдельные подразделени€ дл€ айпод и Ђћакинтошї, –убинштейн возглавил отдел айпод, что подчеркивает важность этого человека и этого продукта дл€ компании.

–азработчики ЂЁпплї знали, что могут решить большинство проблем, с которыми столкнулс€ ЂЌомадї. ѕоследовательна€ шина сверхбыстрой передачи данных FireWire, (Ђ‘айр-вайрї) позвол€ла быстро переписывать песни с компьютера на плейер. ÷елый компакт-диск можно переписать за несколько секунд, а огромную библиотеку MP3 Ч за несколько минут. Ѕлагодар€ быстро растущей индустрии мобильных телефонов на рынке все врем€ по€вл€лись новые аккумул€торы и дисплеи. Ёто особенность ƒжобса Ч обращать внимание на выигрышные технологические решени€. Ѕудущие версии айпод смогут использовать усовершенствовани€, по€вившиес€ в технологии мобильных телефонов.

¬ феврале 2001 года –убинштейн был на ежегодной выставке Ђћакуорлд экспої в “окио и посетил фирму Ђ“ошибаї, поставл€ющую в ЂЁпплї жесткие диски. јдминистраторы показали ему новые, только что разработанные, крошечные жесткие диски. “акой диск был всего 1,8 дюймов в диаметре, то есть значительно меньше, чем диски Ђ‘уджитсуї по 2,5 дюйма. ќднако в Ђ“ошибаї не имели представлени€, дл€ чего их можно использовать.  ак вспоминает –убинштейн: Ђќни сказали, что не знают, что с ними делать. ћожет, поместить их в маленький ноутбук? я вернулс€ к —тиву и сказал: Дя знаю, как сделать плейер, у мен€ есть все комплектующиеУ. ќн ответил: ДЌу и займисьУї.

 ак сказал ƒжосвиак в своем интервью журналу Ђ орнелл инжиниринг магазинї: Ђ” ƒжона очень острый глаз на технологии, и он быстро оценивает их потенциал. ’орошим примером €вл€етс€ айпод Ч ƒжон сразу пон€л ценность маленького жесткого дискаї.

–убинштейн не хотел отвлекать инженеров, работавших над новым Ђћакї, поэтому в феврале 2001 года он пригласил консультанта, инженера “они ‘эйделла. “от имел большой опыт в создании карманных устройств: он разрабатывал завоевавшие попул€рность аппараты дл€ Ђƒженерал магикї и Ђ‘илипсї. ќбщий знакомый дал –убинштейну номер телефона “они. –убинштейн вспоминает: Ђя позвонил “они, когда он был на горнолыжном курорте, и попросил его о встрече. ѕока он не вошел в кабинет, даже не знал, чем будет заниматьс€ї.

ƒжобс хотел, чтобы плейер по€вилс€ в магазинах уже осенью, до рождественских продаж. ‘эйделл возглавил небольшую группу инженеров и дизайнеров, довольно быстро собравших устройство. ѕо словам –убинштейна, айпод создавалс€ в услови€х строгой секретности. ќт начала до самого последнего момента из всех семи тыс€ч работников штаб-квартиры ЂЁпплї о проекте знали лишь 50-100 человек. „тобы завершить его быстрее, разработчики старались по возможности использовать как можно больше готовых комплектующих: жесткий диск от Ђ“ошибаї, аккумул€тор от Ђ—ониї, чипы от Ђ“ехас инструментсї.

Ѕазова€ модель была куплена у молодой компании  ремниевой долины Ђѕорталѕлейерї, работавшей над исходными проектами нескольких цифровых плейеров, включа€ полномасштабный музыкальный центр дл€ жилой комнаты и карманный плейер размером с сигаретную пачку.

 оманда активно пользовалась и внутренними возможност€ми компании.  ак говорит –убинштейн: Ђћы не начинали с нул€. ” нас была группа инженеров. Ќам нужен был источник питани€ Ч мы создали подразделение, работавшее по данной системе. Ќам нужен был дисплей Ч по€вилс€ соответствующий коллектив. ћы задействовали и архитекторов. Ётот продукт разрабатывалс€ с использованием уже имевшихс€ у нас технологийї.

—амую большую проблему представл€л аккумул€тор. ≈сли во врем€ проигрывани€ музыки жесткий диск будет крутитьс€, он быстро разр€дит батарею. –ешение состо€ло в том, чтобы загружать в пам€ть по нескольку песен, так как при этом пам€ть требовала меньше энергии. ∆есткий диск отключалс€, пока не требовалось добавить еще песен. ƒругие производители использовали такую технологию дл€ защиты от сбоев при сотр€сении плейера. ѕервый айпод имел буфер пам€ти на 32 ћЅ, что позволило увеличить врем€ работы батареи от 2Ц3 до 10 часов.

ќкончательна€ форма плейера определ€лась комплектующими. ¬се части складывались в коробочку размером с пачку карт.

 ак говорит –убинштейн: Ђ»ногда все определ€ют используемые материалы, так было и в этом случае. Ѕыло совершенно €сно, как все это будет выгл€деть в собранном видеї.

“ем не менее дизайнерска€ группа, возглавл€ема€ ƒжонатаном »вом, делала модели-прототипы один за другим. ƒизайнеры тесно сотрудничали с производител€ми и инженерами, посто€нно обсужда€ и совершенству€ дизайн.

ƒл€ облегчени€ ремонтных работ первые прототипы плейера встраивались в поликарбонатные контейнеры размером с коробку дл€ обуви.  ак и многие компании  ремниевой долины, в ЂЁпплї опасались промышленного шпионажа Ч конкуренты много бы дали, чтобы узнать, над чем работает компани€. ѕоэтому высказывались предположени€, что поликарбонатные корпуса защищали прототипы от чужих глаз. Ќо инженеры полагают, что это делалось из чисто практических соображений Ч при такой структуре упрощаетс€ доступ к внутренним компонентам и устранение любой проблемы.

„тобы сэкономить врем€, разработчики программного обеспечени€ айпод вз€ли за основу ќ— низкого уровн€. ѕрограммы приобрели у молодой компании  ремниевой долины Ђѕиксої, основанной ѕаулем ћерсером, бывшим инженером ЂЁпплї, работавшим над ЂЌьютонї и разрабатывавшим операционные системы дл€ мобильных телефонов. ќ— Ђѕиксої была очень низкого уровн€; она управл€ла такими процессами, как запрос на жесткий диск музыкальных файлов, а также оказывала поддержку библиотекам, управл€ющим рисованием линий или квадратов на экране. «аконченного пользовательского интерфейса не было. ¬ ЂЁпплї создали знаменитый пользовательский интерфейс айпод на основе системы низкого уровн€ Ђѕиксої.

»де€ колеса прокрутки была подана главой отдела маркетинга ЂЁпплї ‘илом Ўиллером, вполне определенно за€вившим на одном из первых собраний: Ђ олесико хорошо подойдет дл€ пользовательского интерфейса этого устройстваї. Ўиллер также предложил, чтобы меню прокручивалось быстрее при более сильном воздействии на колесико Ч и эта особенность выгодно отличает айпод от других плейеров. ≈сли бы ЂЁпплї придерживалась традиционной модели серийного производства, иде€ колеса прокрутки, возможно, никогда бы не возникла.

 олесико прокрутки в айпод стало самым необычным его элементом. ¬ то врем€ использование колесика дл€ контрол€ MP3-плейера не имело претендентов, но оказалось крайне функциональным. ѕлейеры конкурирующих фирм имели лишь стандартные кнопки.  олесико оказало волшебный эффект. ѕочему до сих пор никто его не использовал?   Ўиллеру иде€ пришла не с неба, колесики прокрутки широко использовались в электронике, от мыши до Ђѕалм пайлотї. “елефоны ЂЅео омї компании ЂЅэнг-энд-ќлуфсенї имели похожий на айфон диск дл€ навигации по списку звонков и контактов. ¬ 1983 году компьютер Ђ’ьюлетт-ѕаккардї (модель 9836) имел клавиатуру с похожим колесиком дл€ прокручивани€ текста.

¬ рамках работы над программной частью ƒжобс поручил ƒжэффу –оббину создание пользовательского интерфейса плейера и обеспечение его взаимодействи€ с айтюнс. ћоделью интерфейса занималс€ дизайнер “им ¬аско, раньше отвечавший за разработку интерфейса Ђ вик“аймї.  ак и те, кто трудилс€ над аппаратной частью, ¬аско делал одну модель за другой, распечатыва€ разные версии на гл€нцевой бумаге и раскладыва€ их на столе в конференц-зале, чтобы их удобно было просматривать и обсуждать.

 ак рассказывает –оббин: Ђѕомню, мы сидели со —тивом и другими сотрудниками ночами, с дев€ти до часа, работа€ над пользовательским интерфейсом дл€ первого айпод. ќн создавалс€ методом проб и ошибок и ежедневно понемногу упрощалс€.  огда мы смотрели друг на друга и говорили: Дƒа, конечно. –азве можно это делать по-другому?У Ч то понимали, что пора заканчиватьї.  ак и в дизайнерском процессе ƒжонни »ва, интуитивный интерфейс айпод по€вилс€ на свет благодар€ упорному труду и методу проб и ошибок.

ƒжобс настаивал, что айпод должен работать с айтюнс как единое целое. ћногие функции должны быть автоматизированы, особенно перенос музыки с компьютера на плейер. ѕримером служил Ђ’от—ингї от Ђѕалмї, автоматически обновл€вший Ђѕалм пайлотї. ѕользовател€м должно быть достаточно просто подключить айпод к компьютеру, и песни должны загружатьс€ автоматически. Ёто очень облегчало использование и стало одним из секретов неожиданного успеха плейера. ¬ отличие от устройств конкурентов айпод и айтюнс значительно упрощали работу с коллекцией цифровой музыки. Ѕольшинство других плейеров требовали от пользовател€ выполнени€ множества манипул€ций. „тобы ввести песни, приходилось вручную перетаскивать файлы на иконку плейера. Ёто было скучно и неинтересно. — айпод же все по-другому.  ак описал работу плейера ƒжобс в интервью журналу Ђ‘орчунї: Ђѕросто подключите его, и все. √отової.

 

 ак айпод получил название Ђќткрой дверь модул€, ’эл!ї

 

 огда инженеры ЂЁпплї заканчивали работу с устройством, а –оббин с сотрудниками трудились над айтюнс, составитель рекламных текстов ¬инни „ико из —ан-‘ранциско придумывал название дл€ плейера. Ёто он предложил название айпод, и сначала ƒжобсу оно не понравилось.

„ико был приглашен в ЂЁпплї дл€ работы в небольшой команде, в задачу которой входил поиск оптимального способа ознакомлени€ широкой общественности с новым MP3-плейером. ƒл€ этого необходимо было снабдить устройство соответствующим названием, а также подготовить материал дл€ рекламы и презентаций.

„ико работал с ЂЁпплї в течение нескольких мес€цев, при этом 2Ц3 раза в неделю встречалс€ с ƒжобсом. √руппа из четырех человек работала в услови€х строгой секретности, встречи проводились на верхнем этаже здани€, где располагалс€ отдел графического дизайна, в маленьком кабинете без окон. «апиралс€ он на электронный замок, и лишь четыре человека, включа€ ƒжобса, имели ключи. ¬ кабинете находились большой стол и пара компьютеров. Ќекоторые идеи иллюстрировались на плакатах, повешенных на стены.

ќтдел графического дизайна, кроме всего прочего, занималс€ разработкой упаковочных материалов, брошюр, рекламных баннеров и постеров. ќн занимал привилегированное положение в компании: его сотрудники часто узнавали о новых продуктах намного раньше их выхода на рынок. „тобы сохран€ть информацию в секрете, отделы компании работали изолированно друг от друга.  ак агенты спецорганов, сотрудники ЂЁпплї получают только информацию, непосредственно необходимую им дл€ работы. –азные отделы знают о новых продуктах разрозненные факты, и лишь высшее руководство знает все детали.

„тобы подготовить упаковку и рекламу, художники и дизайнеры графического отдела часто первыми узнают о новых продуктах. Ќапример, они одними из первых в компании узнали название айпод, так что смогли сделать соответствующую упаковку. ƒругие группы, работавшие над плейером Ч включа€ инженеров и программистов, Ч знали устройство под кодовым названием Ђƒалсимерї. Ќо даже в графическом отделе информаци€ строго нормируетс€. ¬ отделе работают примерно сто человек, но из них лишь 20 или 30 знали о существовании айпод вообще, не говор€ уж о подробност€х. ќстальные узнали о плейере во врем€ публичного выступлени€ ƒжобса в окт€бре 2001 года.

¬ процессе поиска названи€ ƒжобс ухватилс€ за рекламную фразу: Ђ1000 песен в твоем карманеї. Ёта фраза давала возможность не делать название по€сн€ющим, оно не должно быть св€занным с какой-то определенной музыкой или песней. ќписыва€ плейер, ƒжобс посто€нно ссылалс€ на стратегию цифровой централи: Ђћакї Ч это централь, Ђпуп землиї дл€ всех устройств. Ёто и навело „ико на мысли о коммутаторно-диспетчерских устройствах, к которым подсоедин€ют другие устройства.

ќн решил, что абсолютной такой централью €вл€етс€ космическа€ станци€. ¬ы можете вылететь с нее на небольшом корабле (модуле[3]), но вам придетс€ возвращатьс€ обратно, чтобы заправл€тьс€ топливом и пополн€ть запасы провианта. «атем „ико увидел прототип айпод с белым пластиковым корпусом.  ак он вспоминает: Ђ ак только € увидел белый айпод, € сразу вспомнил Дќткрой дверь модул€, ’эл!Уї.[4]

«атем осталось лишь добавить приставку Ђайї, как у Ђјй-ћакї.  огда в ЂЁпплї в 1999 году впервые использовали приставку Ђайї в названии Ђјй-ћакї, то объ€сн€ли, что Ђайї означает Ђ»нтернетї.[5]Ќо теперь эту приставку используют во всех продуктах, от айфон до программы аймуви, и такое объ€снение уже не имеет смысла. Ќекоторые предполагают, что Ђайї означает Ђпервое лицої,[6]намека€ на характер продуктов ЂЁпплї.

„ико рассказал о придуманном названии ƒжобсу, а также предложил несколько дес€тков других названий, написанных на отдельных карточках. ќн отказалс€ ознакомить мен€ с альтернативными названи€ми, находившимис€ на стадии рассмотрени€. »зуча€ карточки одну за другой, ƒжобс разделил их на две пачки: в одной то, что ему не нравилось, а в другой то, что казалось подход€щим.  арта с названием айпод попала в первую категорию. Ќо под завершение собрани€ ƒжобс спросил присутствующих их мнение. „ико прот€нул руку через стол и вытащил карту айпод со словами: ЂЁто очень разумно. ѕрекрасна€ аналоги€, очень логично. ѕлюс это хорошее названиеї. ƒжобс ответил, что надо подумать.

ѕосле собрани€ ƒжобс опробовал альтернативные названи€ на тех, кому довер€л в компании и за ее пределами.  ак говорит „ико: Ђќн отказалс€ от многих названий. ” него был большой выбор, и он начал всех опрашиватьї. „ерез несколько дней ƒжобс сообщил „ико, что прин€л решение и выбрал название айпод. ќн никак это не объ€снил, а просто сказал: Ђя думал об этом названии. ћне оно нравитс€, хорошееї. »сточник в ЂЁпплї, пожелавший остатьс€ неназванным (потому что боитс€ увольнени€), подтверждает слова „ико.

јтол ‘оден, специалист по названи€м и президент ЂЅрайтер нэймингї из ћоунтейн-вью ( алифорни€) отмечает, что ЂЁпплї уже зарегистрировала название айпод 24 июл€ 2000 года дл€ интернет-киоска Ч так и нереализованного проекта. —огласно за€вке, название было зарегистрировано дл€ Ђоткрытого интернет-киоска, торгующего компьютерным оборудованиемї.

‘оден считает, что айпод больше подходит дл€ интернет-киоска, чем дл€ музыкального плейера: Ђќни нашли у себ€ уже зарегистрированное название, айпод. ≈сли подумать о продукте, оно на самом деле не подходит. Ќо это все равно короткое и удобное названиеї.

‘оден утверждает, что название весьма удачное. ќно простое, запоминающеес€ и, что самое важное, не описывает устройство, поэтому его можно использовать и дальше по мере развити€ технологии, даже если функции устройства измен€тс€.

„ико удивилс€, когда € ему сказал, что ЂЁпплї уже зарегистрировала название айпод. ќн этого не знал, как, похоже, и ƒжобс. „ико считает, что это совпадение. ќн предположил, что друга€ группа в ЂЁпплї зарегистрировала название дл€ другого проекта, но так как компани€ помешана на секретности, об этом никто больше не знал.

23 окт€бр€ 2001 года, примерно через п€ть недель после событий 11 сент€бр€, ƒжобс представил законченный продукт на особом собрании в штаб-квартире ЂЁпплї.  ак он сказал собравшимс€ репортерам: ЂЁто большой, большой прорывї.

» это действительно было так. —егодн€ первый айпод кажетс€ примитивным: больша€ бела€ сигаретна€ пачка с черно-белым экраном. Ќо каждые шесть мес€цев плейер совершенствуетс€, обновл€етс€ и расшир€ет свои функции. “ак по€вилось целое семейство разных моделей, от простенького ЂЎаффлї до роскошного айфон.

¬ результате в 2007 году было продано более 100 миллионов айпод, что составило почти половину стремительно возросшего годового дохода компании. ЂЁпплї собираетс€ продать более 200 миллионов айпод к концу 2008 года и 300 миллионов Ч к концу 2009 года. Ќекоторые аналитики полагают, что будет продано 500 миллионов плейеров, прежде чем рынок будет насыщен. ¬се это делает айпод кандидатом на звание самого продаваемого потребительского электронного устройства. —ейчас это звание сохран€ет плейер Ђ¬олкмэнї от Ђ—ониї, царствовавший в 80-х и начале 90-х годов, когда было продано 350 миллионов штук.

¬озможно, сама€ главна€ причина успеха айпод заключалась в тотальном контроле ƒжобса над разработкой устройства: и его аппаратной части, и программного обеспечени€, и музыкального интернет-магазина. Ёто позволило сделать айпод таким функциональным, простым в использовании и надежным. » дл€ будущего ЂЁпплї критически важно воспользоватьс€ пришедшей эрой цифровых развлечений, о чем мы поговорим в следующей главе.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 412 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

1465 - | 1289 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.034 с.