Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќтношение римско-католической церкви и государства




ѕо мере исторического развити€ римско-католической церкви выделились три основополагающие особенности. ѕрежде всего ÷ерковь Ц это реальна€ общность божественно открывшейс€ веры и божественного закона, поэтому она не может измен€тьс€ по воле конгрегаций. ÷ерковь никогда не была сектой вдохновенных проповедников; напротив, она представл€ет собой четко организованное сообщество людей, исповедующих христианство, согласно определенным законам, включа€ законную передачу постов. ƒуховна€ власть была передана »исусом ’ристом непосредственно апостолам по указанию Ђсвышеї, и иерархи€ посв€щенных в духовный сан состоит из компетентных толкователей и носителей апостольного духа, которые наследуют √осподу. Ќар€ду с критери€ми веры и иерархического построени€ системы правлени€, столь же незыблемой дл€ католической ÷еркви €вл€етс€ духовна€ власть, с главенствующей ролью первосв€щенника.

—овременное государство возникло из буржуазных революций XVIII-XIX вв. ќно зиждетс€ на правах человека и гражданина, признает принцип суверенитета народа, воссоздает новый прав€щий класс. —тарорежимный св€щенник заменен заменен в нем светски образованным интеллектуалом, который в странах континентальной ≈вропы €вл€етс€ преимущественно агностиком или даже воинствующим антиклерикалом. Ќа смену аристократам пришли предприниматели и капиталисты. ќни заинтересованы в сохранении вли€ни€ церкви только в той мере, в какой это вли€ние служит их интересам.

—ами по себе новые политические принципы и нова€ экономическа€ система не противоречат учению церкви. ќдна следует подчеркнуть, что лежащие в их основе теоретические воззрени€ и материалистические интерпретации могут оказатьс€ несовместимыми с учением церкви.

Ќовое государство не зиждетс€ на единстве вероисповедани€.

∆изнь концентрируетс€ вокруг индивида как мир€нина и гражданина и его экономических, политических и научных интересов. Ќельз€ отрицать наличие сильной тенденции сместить религию в сферу частной жизни, рассматривать верующего христианина, стрем€щегос€ вернуть эту цивилизацию к христианству, как некоторым образом инородную фигуру общественной жизни. ÷ерковь превратилась в некую ассоциацию, частную организацию, с правовой точки зрени€ не отличающуюс€ от других ассоциаций и клубов, объедин€ющих людей по их увлечени€м. — того времени стал измен€тьс€ смысл социальных институтов. Ѕрак стал полностью зависеть от способности партнеров извлекать субъективное удовлетворение, не очень забот€сь об объективной цели брака, наход€щейс€ за пределами индивидуальных интересов. √осударство начинает тер€ть свое высокое призвание как оруди€ совершенствовани€ жизни. ќно становитс€ ночным сторожем, который караулит сейфы и прилавки, способствует развитию торговли и получению прибыли. „то касаетс€ образовани€, то оно направлено в большей степени не на моральное воспитание личности, а на профессиональную подготовку дл€ получени€ прибыльной работы. Ќова€ светска€ цивилизации преимущественно материалистична. ќна существует на средства, унаследованные от христианства, и это будет продолжатьс€ до тех пор, пока эти средства не будут исчерпаны.

¬ этих услови€х современное государство занимает по отношению к церкви нейтральную позицию, однако, в некоторых странах все еще сохран€етс€ аура христианской культуры. Ќейтралитет Ц это государственна€ политика в области религии, заключающа€с€ в признании того, что люди, живущие в данном государстве, объедин€ютс€ во множество групп по религиозному принципу и ни в одной из них нет ни значительного меньшинства, ни значительного большинства его жителей. —ледствием такого положени€ становитс€ мирное разделение государства и церкви.

√осударство €вл€етс€ католическим или протестантским в том случае, если подавл€ющее большинство его граждан принадлежат к одной или другой конфессии. ќднако современные конституции утверждают принципы свободы церкви в свободном государстве. ≈сли прав€щий класс в современном государстве выступает против христианства, тогда разделение государства и церкви превращаетс€ в преследование во им€ секул€ризации. ¬озможен и третий тип государства, существующий только там, где не были уничтожены традиционные монархические элементы: это христианское государство, терпимо относ€щеес€ ко всем религиозным группам, но, в соответствии с публичным правом предоставл€ющее привилегии христианским церквам. “акие христианские государства практикуют правовое и политическое сотрудничество с церковью путем заключение соглашени€ (конкордата).

÷ерковь отвергла новую позитивистскую доктрину, котора€ превращает суверенную волю государства в источник права и тем самым не признает значени€ естественного и божественного закона, отрицает независимость св€щенных установлений канонического права. ÷ерковь отвергла основной постулат галликанизма Ц передачу дел от церковных судов светским, под мнимым предлогом злоупотреблений духовной власти или неспособности церковных судов осуществл€ть правосудие. ќна осуждает принцип повсеместного и посто€нного преобладани€ гражданского права над каноническим, точно так же как она отвергает положение, что конкордаты могут расторгатьс€ государством произвольно, в зависимости от государственных интересов или политической конъюктуры. ÷ерковь не приемлет современный тезис о лишении ее права участвовать в воспитании и образовании верующих детей.

ќсновой идеального сотрудничества между церковью и государством €вл€етс€ прежде всего убеждение, что не может существовать реального противоречи€ между правами и об€занност€ми христианина и правами и об€занност€ми гражданина. —казанное вытекает из пор€дка целей человеческих сообществ. ¬ свою очередь пор€док, опирающийс€ на представлени€ о метафизической природе человека, направл€ет различные сообщества (семью, государство, объединение наций) к их соответствующим цел€м. ÷ерковь Ц это самодостаточное, совершенное, а не просто религиозное общество, существующее нар€ду со светским. ÷ерковь не попадает под суверенитет других обществ, таких, как национальное государство или народный суверенитет., большинство верующих, или утопическое всемирное государство.

2.3. ќтношени€ церкви и государства в мусульманских странах.

»з всех известных в VII в. религий лишь ислам с самого начала возникновени€ стал идеологическим и политическим обоснованием создани€ социально-экономического и государственного стро€. ¬се органы управлени€, осуществл€ющие функции государственной власти и права санкционировались шариатскими законами. »сламска€ правова€ доктрина требует закреплени€ за шариатом функции единого законодательства.

ѕо учению ислама, люди не создают законы, а примен€ют божественные законы на практике. ѕоэтому власть может быть исполнительной, административной и судебной, но не законодательной, «аконодателем считаетс€ только Ѕог. ћежду исполнительными и законодательными органами власти в исламе не может быть противоречий, так как они фактически €вл€ютс€ исполнител€ми божественных законов. ѕоэтому можно говорить, что  оран и —унна €вл€ютс€ главными источниками конституций мусульманских стран.

¬се ветви государственной власти, с точки зрени€ ислама, могут согласованно действовать на основе единого источника Ц божественного закона.

—оциальна€ доктрина ислама рассматривает государственный строй как установленный свыше, а частную собственность объ€вл€ет неприкосновенной. ¬ласть, не санкционированна€ религией, объ€вл€етс€ ненадежной, и богословы требуют религиозного контрол€ над государством. ќднако религиозный контроль над государством не означает, что духовенство об€зательно должно занимать какой-либо государственный пост.

»слам признавалс€ как религи€ и форма поклонени€ Ѕогу и управлени€ обществом. ѕророк ћухаммед и его сподвижники особо подчеркивали отличие их общины и государства от существовавших государств. »сламское государство должно быть противоположно правлению фараонов, ¬авилону, римским импери€м, ¬изантии и »рану. ѕророк ћухаммед отверг титул Ђћаликї (царь).

¬ законах шариата с самого начала были зафиксированы принципы, относ€щиес€ к форме правлени€ и государства, основы которого составл€ют жизнь и свобода человека, права собственности, равенство, справедливость, консультативное правление (Ўура).

«аконы шариата проповедовали любовь к создателю (Ѕогу) и его творени€м, особенно к человеку, как к самому ценному и разумному творению Ѕога.

√овор€ об учении ислама о государстве и власти, необходимо объ€снить: €вл€етс€ ли исламский политический строй теократическим или нет? Ётот вопрос, как справедливо отмечает исламовед из —Ўј Ѕернард Ћуэйс, имеет скорее абстрактное, чем практическое значение. ќтвет на него в значительной степени зависит от определени€ теократии. ¬ соответствии с одним из определений, теократи€ Ч это государство, в котором власть принадлежит церкви, т.е. духовенству. ясно, что в этом смысле ислам не €вл€етс€ и не может быть теократическим. ¬ исламе нет церкви и нет духовенства, как с теологической точки зрени€, потому что в нем нет духовной должности или духовного посредничества между јллахом и верующим, так и учредительской, потому что здесь нет епископов и иерархической власти религиозных де€телей. ѕоскольку шариат, €вл€ющийс€ св€щенным законом ислама, охватывает все стороны человеческой де€тельности, он направл€ет власть во всех сферах ее применени€ (в том числе в области государства и власти).

ѕоскольку законы шариата божественны, то его часть, касающа€с€ власти, в свою очередь характеризуетс€ этими же особенност€ми. «адача блюстител€ закона в исламе заключаетс€ не в теоретическом размышлении, а в том, чтобы сформулировать четкие правила, разъ€снить их и определить принципы, изложенные в  оране, —унне (изречени€х пророка ћухаммеда) и других источниках, которые признаны исламским правом.

Ќа прот€жении 14 веков мусульмане основали многие государства, характеризующиес€ как исламские государства. Ёти государства отличались друг от друга очень разнообразными географическими, климатическими, национальными, экономическими, социально-культурными, психологическими и др. услови€ми. Ёто разнообразие отражено в названи€х исламских государств (республика, монархи€, исламска€ республика, эмираты, султанаты и др.). ¬ то же врем€ все они мусульманские и придерживаютс€ законов шариата. ћусульманские ученые и правоведы допускали, что люди науки и религии различаютс€ по своим добрым намерени€м. ћусульманский пророк ћухаммед говорил: Ђ–азличи€ в моей общины Ц это милосердиеї. ќчень часто это изречение пророка примен€етс€ дл€ улучшени€ взаимоотношений, взаимотерпимости между различными юридическими школами в мусульманских странах.

¬  оране и —унне определен р€д принципов, которые направлены на обеспечение правител€м возможности осуществлени€ справедливого правлени€, а управл€емым (т.е. народу) Ц возможности судить о том, выполн€ет ли это правитель. —реди этих принципов есть принцип совещани€ или совета (Ўура), который, как правило, считаетс€ противоположным принципу единоличной диктаторской власти.

ќкончательна€ цель мусульманского государства, по мнению мусульманских правоведов, заключаетс€ в обеспечении возможности мусульманину жить праведной, с точки зрени€ ислама, жизнью.

 лассическое исламское государство после смерти пророка ћухаммеда прошло в своем развитии несколько этапов.

¬се теоретические концепции ислама о государстве и политике базируютс€ на том, что власть в государстве существует благодар€ Ђбожественной справедливостиї, основывающейс€ на шариате, при наличии справедливого богобо€зненного правител€. ≈сли правитель приказывает делать то, что противно религиозным заветам, то подчиненные не об€заны повиноватьс€ ему. ѕорочность и несправедливость такого правител€ отнимает у подданных возможность вести праведную жизнь.

—огласно политической теории ислама, разрешение на осуществление власти дает народ. ѕри этом народ об€зуетс€ быть верным и покорным правлению и власти. —амо мусульманское правление рассматриваетс€ как двухсторонний договор между ними. —огласно шариату, община-умма сохран€ет за собой право смещени€ правител€, если тот узурпирует власть.

ѕолитическа€ доктрина ислама, восход€ща€ к шариату, включает в себ€ еще один принцип. »слам отрицает наследственную передачу власти или ее приобретение. ќдним из важных моментов в учении ислама €вл€етс€ толкование нации и гражданства. —огласно шариату, исламска€ наци€ Ц это умма. ѕонимание термина умма Ц народ как носитель единой веры ислама Ц всегда остаетс€ мощным фактором национальной интеграции, нивелировани€ этнических различий.

‘ундаментальна€ концепци€ ислама Ц мусульманин €вл€етс€ рабом јллаха (абдаллах) Ц в корне противоречит менталитету «апада, так как Ђкто €вл€етс€ рабом јллаха, тот не может быть рабом себе подобногої. ќтсюда пон€ти€ гордости и непоколебимости мусульманина. »слам ниспослан дл€ того, чтобы спасти Ђчеловека от человеческого рабства и сделать его рабом господа Ѕогаї.

¬ странах Ѕлижнего и —реднего ¬остока на современном этапе существуют различные концепции по отношению к религиозному государству. Ќо все убеждены в одном, что игнорировать роль ислама и шариата в создании социально-государственного стро€ опасно и нецелесообразно.

ƒве противоположные концепции: Ђ»слам €вл€етс€ основным источником законодательстваї, и ЂЌикакой религии в политике, никакой политики в религииї, - в мусульманских странах никогда не смогли долго сосуществовать[8].

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3248 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

517 - | 477 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.