Взаимодействие государства и церкви обуславливается его двояким значением: как нравственно-религиозного и как юридического союза. В зависимости от того, какие права предоставляются церкви в ее взаимоотношениях с государством, можно определить четыре типа систем:
1. Теократия или приоритет церкви перед государством.
2. Господствующая церковь.
3. Признанные церкви.
4. Церкви терпимые.
По отношению к разным вероисповеданиям государство может применять различные системы.
В зависимости от отношения к церкви в современном мире выделяют:
1. Теократические государства.
2. Светские государства.
3. Клерикальные государства
4. Атеистические государства.
Теократическое государство – это государство, в котором его глава выполняет функции верховного священнослужителя, в стране установлена государственная (официальная) религия, а государственная власть принадлежит церкви. В теократическом государстве основным источником права являются религиозные нормы.
Признаками теократического государства являются:
1. Установление государственной религии, обязательной для всех.
2. Включение религиозных организаций в политическую систему.
3. Сращивание государственного аппарата и религиозных объединений.
4. Религиозный лидер возглавляет органы государственной власти и обладает полномочиями политической государственной власти.
5. Участие религиозных организаций в деятельности государственных органов, оказание влияния на их деятельность.
Сегодня такими государствами являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.
Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой.
Признаки светского государства:
1. Отсутствие обязательной (государственной) религии.
2. Невмешательство церкви в государственные функции.
3. Выполнение церковью исключительно духовных функций, направленных на удовлетворение религиозных нужд общества.
4. Отсутствие контроля в отношении граждан к религии.
5. Охрана государством законной деятельности религиозных объединений.
6. Отрицание религиозных норм в качестве источников права.
7. Гарантия свободы религии, обеспечение равенства всех религиозных объединений перед законом.
Закрепление светского государства отнюдь не означает умаления или ущемления свободы вероисповеданий. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо образом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений[6].
Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений.
Светскими государствами являются: Российская Федерация, Франция, Турецкая республика,
Клерикальное государство – государство, где власть сливается с церковью, однако в отличие от теократического государства в стране не запрещаются другие религии.
Государственная религия пользуется определенными льготами, в частности налоговыми, получает субсидии.
В конституциях или законодательстве клерикальных государств закреплен официальный статус конкретной религии или церкви. Они делятся на 2 типа:
1. С государственной церковью.
2. С патронируемой государственной религией.
Первый подтип характерен для стран, где доминирующей является одна из христианских церквей (Англия, Греция, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Шотландия). Государственная церковь в большей степени зависит от государства, хотя иногда наблюдается ее стремление к независимости. Вопросы церковного управления и устройства, финансирование церкви и религиозного образования государство считает свои делом. Церковь является частью государственного аппарата в отличие от других стран, где она – часть негосударственного сектора. Положение государственной церкви отличается от положения свободных церквей:
1. Совмещение поста главы государства и главы церкви.
2. Обязательная принадлежность некоторых должностных лиц государства к церкви.
3. Включение церковного права в систему права страны.
4. Вхождение представителей церкви в состав различных государственных органов.
5. Назначение государственными органами служителей церкви.
6. Государственное финансирование церкви.
7. Уплата гражданами церковного налога.
8. Признание церковнослужителей государственными служащими.
9. Выполнение церковью некоторых государственных функций.
10. Беспрепятственный доступ церкви в систему образования.
11. Наличие собственной юрисдикции церкви.
Иногда помимо государственной церкви допускается существование других религиозных организаций, чей статус отличается от статуса государственной церкви.
К другому подтипу клерикальных государств относятся государства, в конституции которых может быть предусмотрен государственный статус религии или церкви, однако церковь не занимает такого положения, как в странах Европы. Как правило, это латиноамериканские страны с сильными католическими традициями и влиянием католической церкви. Финансируя церкви, оказывая им всяческую поддержку и обеспечивая им беспрепятственный доступ в систему образования, государство при этом не вмешивается во внутреннюю деятельность католической церкви, не имеет прав в вопросах назначения священников. В ряде стран заключены конкордаты, определяющие статус церкви и пределы государственного вмешательства в ее дела.
Отношения религии и государства не сводятся к подчинению церкви государству или наоборот. К тому же подтипу можно отнести государства, в которых государственной религией объявлен ислам: Алжир, Джибути, Египет, Марокко, Тунис и др. Ислам имеет преимущества в религиозной деятельности, финансирования, религиозного образования, религиозной юрисдикции и т.п. В то же время, в отличие от ситуации в Иране или Саудовской Аравии, в этих странах наблюдается достаточно терпимое отношение к другим религиям, представители которых могут легально действовать в стране. В законодательстве этих стран значительное место занимает светское, а не мусульманское право. Государство контролирует исламскую активность через строительство мечетей и их финансирование, служителей культа, назначение имамов, поскольку опасается политизации ислама[7].
Атеистическое государство – это государство, в котором любая религия запрещена, а религиозные объединения преследуются по закону. В таких государствах запрещается издание и распространение любой религиозной литературы, проповедование и агитация. Церковь лишена имущества, священнослужители привлекаются в ответственности. Таким государством был бывший СССР.