Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘ункции церкви




ѕод пон€тием Ђфункции церквиї подразумеваетс€ характер и направление воздействи€ религии на индивидов и общество.

ќдной из важнейших функций церкви €вл€етс€ мировоззренческа€ или, как ее еще называют, смыслополагающа€. –елигиозна€ система включает в себ€ в качестве первой подсистемы идеально преобразовательную де€тельность. ÷елью этой де€тельности €вл€етс€ мысленное преобразование мира, его организаци€ в сознании, в результате которой вырабатываетс€ определенна€ картина мира, ценности, идеалы, нормы Ц то, что в общем составл€ет компоненты мировоззрени€. ћировоззрение Ц это совокупность взгл€дов, оценок, норм и установок, определ€ющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регул€торов его поведени€. ќдну из форм моделей объ€снени€ формировани€ мировоззренческой функции религии предложил американский филосов и социолог Ё. ‘ромм. ѕо его мнению, человек на основе своей де€тельности и общени€ создает особый мир Ц мир культуры и, таким образом, выходит за пределы природного мира. —танов€сь социокультурным существом, человек в силу своей телесной организации и включенности в естественные св€зи и отношени€ ¬селенной, остаетс€ частью природы. ¬озникша€ двойственность человеческого быти€ нарушает его прежнюю гармонию с миром природы. ѕред ним встает задача восстановить единство и равновесие с этим миром, прежде всего, в сознании с помощью мышлени€. “акже возникает потребность в преодолении. Ёто и позвол€ет человеку на мировоззренческом уровне разрешать противоречи€ реального мира. ќднако функци€ религиозного мировоззрени€ состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодар€ этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. »менно поэтому мировоззренческую функцию религии еще называют функцией смыслополагающей или функцией Ђзначенийї.

Ќа смыслополагающей функции церкви настаивает также швейцарский мыслитель  . –. ёнг. ѕредназначение религиозных символов, по его словам, придавать смысл человеческой жизни. »ндейцы пуэбло вер€т, что они дети —олнца-отца и эта вера открывает в их жизни перспективу, выход€щую за пределы их ограниченного существовани€. Ёто дает им достаточную возможность дл€ раскрыти€ личности и позвол€ет жить полноценной жизнью. »х положение в мире, куда более удовлетворительное, чем человека нашей собственной цивилизации, который знает, что он есть (и останетс€) не более, чем жертва несправедливости из-за отсутстви€ внутреннего смысла. „увство шир€щегос€ смысла существовани€ выводит человека за пределы обыденного приобретени€ и потреблени€. ≈сли он тер€ет этот смысл, то тотчас же делаетс€ жалким и потер€нным. Ѕудь апостол ѕавел убежден, что он всего лишь брод€чий ткач, то разумеетс€ он не сделалс€ бы тем, кем он стал. ≈го подлинна€ зар€женность смыслом жизни протекала во внутренней уверенности, что он Ѕожий посланник[3].

ќсновополагающа€ функци€ церкви действовала не только в ѕрошлом, но действует и сейчас. ÷ерковь не только гармонизировала сознание первобытного человека, вдохновл€ла апостола ѕавла на решение всемирной цели Ц Ђспасени€ человечестваї, но и посто€нно поддерживает индивидов в их повседневной жизни. „еловек становитс€ слабым, беспомощным, пребывает в растер€нности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Ќапротив, знание человека зачем он живет, каков смысл происход€щих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдани€ и даже достойно воспринимать смерть. “ак как эти страдани€, смерть исполнены дл€ религиозного человека определенным смыслом.

”чение о социальных функци€х церкви наиболее активно в религиоведении развивает функционализм (от преобладающего акцента на эту сторону изучени€ общества оно и получило свое название). ‘ункционализм рассматривает общество как социальную систему: в которой все части (элементы) должны работать внутренне гармонично и согласовано. ѕри этом кажда€ часть (элемент) общества выполн€ют определенную функцию. ‘ункционалисты считают различные факторы общественной жизни функциональными в том случае, если они способствуют сохранению, Ђвыживаниюї существующего общества. ¬ыживание же общества, по их мнению, непосредственно св€зано со стабильностью. —табильность Ц это способность социальной системы к изменению без разрушени€ ее устоев. —табильность обеспечиваетс€ на основе интеграции, объединени€ и согласованности усилий людей, социальных групп, институтов и организаций. ‘ункцию интегратора общественного организма и его стабилизатора, с точки зрени€ функционалистов, и выполн€ет церковь. ќдин из основоположников функционализма Ё. ƒюркгейм сравнивал религию в этом качестве с тем, как действует клей: она помогает люд€м осознавать себ€ как моральную общность, скрепленную общими ценност€ми и общими цел€ми. –елиги€ дает человеку возможность самоопределитьс€ в общественной системе и тем самым объединитьс€ с родственными по обыча€м, взгл€дам, ценност€м, веровани€м людьми. ќсобенно большое значение в интегративной функции религии Ё. ƒюркгейм придавал совместному участию в культовой де€тельности. »менно посредством культа религи€ конституирует общество как целое: подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепл€ет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности. — интегрирующей функцией религии тесно св€зана и легитимизирующа€ (узаконивающа€) функци€. “еоретическое обоснование этой функции религии осуществил современный представитель функционализма, крупнейший американский социолог “. ѕарсонс. ѕо его мнению, ни одна общественна€ система не способна существовать, если не обеспечены определенное лимитирование (ограничение) действий ее членов, постановка их в определенные рамки, если их поведение можно варьировать произвольно и безгранично. »наче говор€, дл€ стабильного существовани€ общественной системы необходимо соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведени€. ѕри этом речь идет не просто о формировании ценностной и морально-правовой системы, но о легитимизации, т. е. обосновании и узаконивании существовани€ самого ценностно-нормативного пор€дка. ƒругими словами, речь идет не просто об установлении и соблюдении тех или иных норм, а об отношении к ним: возможны ли они вообще, в принципе? ѕризнавать эти нормы продуктом общественного развити€ и, следовательно, признавать их относительный характер, возможность изменени€ на более высокой стадии развити€ общества или признавать, что нормы имеют надобщественную, надчеловеческую природу, что они Ђукорененыї, базируютс€ на чем-то непреход€щем, абсолютном, вечном. –елиги€ в этом случае выступает базовой основой не отдельных норм, а всего морального пор€дка[4].

Ќар€ду с мировоззренческой, терапевтической, легитимирующей функцией, социологи-функционалисты важное значение придают регулирующей функции религии. ¬ этой точки зрени€, религи€ рассматриваетс€ как специфическа€ ценностно-ориентационна€ и нормативна€ система. –егулирующа€ функци€ религии обнаруживаетс€ уже на уровне религиозного сознани€.  ажда€ религиозна€ система вырабатывает определенную систему ценностей., реализаци€ которых осуществл€етс€ индивидов в процессе его де€тельности и отношений. Ќепосредственно регулирующую функцию выполн€ет ценностна€ установка Ц своеобразна€ предвар€юща€ программа де€тельности и общени€ людей, св€занна€ с возможностью выбора из вариантов. ќна представл€ет собой социально-детерминированную предрасположенность человека к заранее определенному отношению к тому или иному объекту, человеку, событию и т.д. ÷енностные установки верующих людей вырабатываютс€ в религиозной организации в процессе общени€ между людьми и передаютс€ из поколени€ в поколение. ќсознание индивидом содержани€ ценностных установок образует мотив его поведени€ и де€тельности. ћотив позвол€ет человеку соотносить конкретные ситуации, в которых он действует с системой ценностей, которыми он руководствуетс€ в своем поведении. Ѕлижайший побудительный мотив человеческого поведени€ выступает в виде его цели. ÷ели могут быть ближайшими, долгосрочными, перспективными и конечными.  онечна€ цель €вл€етс€ самоцелью всей де€тельности человека. ќна насквозь пронизывает эту де€тельность и сводит все остальные цели к роли средств собственного достижени€.  онечна€ цель человеческой де€тельности называетс€ идеалом. »деал €вл€етс€ вершиной всей пирамиды ценностной системы.  ажда€ религи€ вырабатывает свою ценностную систему, в соответствии с особенност€ми вероучени€. ¬ этой системе образуетс€ своеобразна€ шкала ценностей. “ак, например, в христианстве особым ценностным элементом надел€етс€ все то, что имеет отношение к общению Ѕога и человека. ¬ерующий человек, как правило, имеет установку приблизитьс€ к Ѕогу, преодолеть тот разрыв, который установилс€ между человеком и Ѕогом в результате Ђпервородного грехаї. Ёта установка образует мотив его поведени€, который реализуетс€ как в системе культовых действий (молитвах, постах и т. д.), так и в повседневном поведении. ’ристианин в процессе этого поведени€ ставит перед собой конкретные цели. Ќапример, участие в религиозных обр€дах позвол€ет человеку обрести Ђдары благодатиї, которые укрепл€ют его силы в борьбе с происками дь€вола, приближают человека к Ѕогу.  онечной же целью всей этой де€тельности и поведени€ дл€ христианина €вл€етс€ Ђспасениеї его души, полное сли€ние с Ѕогом, обретение Ђ÷арства Ѕожьегої. Ђ÷арство Ѕожьеї - это тот идеал, на реализацию которого нацелены все усили€ как отдельного христианина, так и всех христиан через де€тельность религиозных организации.

‘ункционализм концентрирует внимание на интегрирующей функции религии. ¬ социологии религии ему противостоит теори€ конфликтов, котора€ акцентирует внимание на дезинтегрирующей функции церкви. ƒл€ обосновани€ этой функции используетс€ р€д аргументов. ќдин из них, самый простой, состоит в утверждении, что, выступа€ в качестве источника единени€ тех или иных социальных общностей на базе того или иного вероучени€, культа и организации, религи€ одновременно противопоставл€ет эти общности другим общност€м, сформированным на базе другого вероучени€, культа и организации. Ёто противопоставление может служить источником конфликта между христианами и мусульманами, между православными и католиками, между православными и баптистами и т.д. ѕричем эти конфликты нередко сознательно раздуваютс€ представител€ми тех или иных объединений, поскольку конфликт с Ђчужимиї религиозными организаци€ми способствует внутригрупповой интеграции: вражда с чужими создает чувство общности, побуждает искать опору только у Ђсвоихї. “акой тип поведени€ довольно характерен дл€ различного рода сектантских объединений. ѕредставители этих объединений в качестве Ђчужихї рассматривают не только представителей иных религиозных групп, но и всех тех кто не €вл€етс€ членом этих объединений, т. е. неверующих людей.

»деологической функции церкви. — точки зрени€ этого учени€, церковь €вл€етс€ надстроечным €влением, формой общественного сознани€. ќна сама по себе не может продуцировать те или иные общественные отношени€, а лишь отражает их и интегрирует определенным образом. ¬ зависимости от тех социальных сил, интересы которых выражает та или ина€ религи€, на данном конкретно-историческом этапе развити€ общества, она может оправдывать и тем самым узаконивать существующие пор€дки, или осуждать их, отказыва€ им в праве на существование. ѕоэтому та или ина€ интерпретаци€ религиозных ценностей, норм, образцов поведени€ может служить действенным орудием как в руках консервативных, так и революционных сил. –елиги€ может питать социальный конформизм, служа тормозом общественного развити€, или же стимулировать социальные конфликты, вдохновл€€ людей на социальные преобразовани€ и, таким образом способству€ продвижению общества по пути социального прогресса[5].





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3634 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

435 - | 416 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.