Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕриложение 2. Hecкoлькo предварительных замечаний




 

 

Hecкoлькo предварительных замечаний

 

 ак у отдельного человека глубоко оседает в пам€ти все, что сделано им в жизни, во что вложены усили€ его ума и воли, так и дл€ чело≠вечества близко и ценно все им свершенное.

»стори€ Ч это общественна€ пам€ть человечества, его самопо≠знание и самосознание: исчезнувшее в действительности живет в сознании.

«нание прошлого имеет колоссальное значение дл€ созидани€ насто€щего. ѕервые шаги в понимании социальной жизни св€заны с представлени€ми о том, что насто€щее подготовлено прошлым. ¬ дальнейшем путь исторического сознани€ привел к убеждению, что дл€ понимани€ насто€щего мало знать прошлое, необходимо и представление о будущем. „еловечество стало осознавать, что прош≠лое рождает насто€щее, насто€щее готовит будущее. » насто€щее невозможно во всей полноте осмыслить, не загл€дыва€ и в будущее, и в прошлое.

“ак по€вилась потребность в философии истории (историософии) как важной грани социальной философии. »сториософи€ в единстве с социальной философией изучает общие принципы жизни и развити€ общества, закономерности всемирной истории человечества, опира€сь на весь массив гуманитарных наук, прежде всего истории, социологии, теории государства и права, политичес≠кой экономии, политологии и др. »сториософи€, как и социальна€ философи€, имеет своим общеметодологическим основанием прин≠ципы, категории и законы, выработанные всей историей развити€ философской мысли в полном объеме ее категориального стро€. »с≠ход€ из этого, мы считаем вполне правомерным рассматривать со≠циальную философию через призму истории философии. »стори€ философии Ч это прежде всего представители человечества всех времен и народов, которые во все периоды человеческой истории создавали современную картину мира.

ћысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и те≠перь.  то не знает истории философии, тот не может по-насто€щему знать и ее современного состо€ни€. »зучение истории философии говорит о поучительности приобщени€ к былой мудрости. » даже заблуждени€ гениальных умов часто куда более поучительны, неже≠ли отдельные открыти€ просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждени€х мудрецов более богаты и полезны дл€ нас, чем просто здравый смысл в суждени€х среднего человека.

‘илософи€ и ее истори€ во многом определ€ютс€ личностными особенност€ми того или иного философа. ѕоэтому мы хотим в пос≠ледней части книги, пусть очень кратко, в самых общих чертах, рас≠сказать о выдающихс€ личност€х философов-мыслителей.

 

јЅЅјЌ№яЌќ Ќикола (1901 Ч 1977) Ч италь€нский философ-экзистенциалист, сторонник Ђпозитивного экзистенциализмаї, стрем€щегос€ преодолеть субъективизм и пессимизм других представи≠телей этого учени€.

јЅ≈Ћя– ѕьер (1079 Ч 1142) Чодин из €рких представителей духовной жизни средневековь€, выдающийс€ оратор, тонкий до изощренности логик-диалектик, несокрушимый победитель публичных философско-богословских сост€заний. —овременники называли его —ократом √аллии, ѕлатоном «апада, јристотелем своей эпохи, странствующим рыцарем диалектики. ќн славилс€ и как поэт, и как музыкант, наконец, и как герой трогательного романа, сделавшего им€ его возлюбленной Ёлоизы попул€рным далеко за пределами ученого мира.

¬ своих философско-богословских воззрени€х он во многом при≠мыкал к јвгустину, счита€, что Ѕог наградил людей разумом, с по≠мощью которого они и познают ≈го. јбел€р полагал, что недостаток большинства религий состоит в том, что они воспринимаютс€ не разумом, а привычкой, внушенной с детства. ¬зрослый человек ока≠зываетс€ ее рабом и устами повтор€ет то, что не ощущает сердцем и не внемлет разумом. ѕрава личного разума с особенной настой≠чивостью отстаиваютс€ в его труде Ђƒа и Ќетї.

јбел€р смело указывал на противоречи€ в —в€щенном ѕисании, утвержда€, что его цель не разрушение авторитета ќткровени€ √ос≠подн€, а очищение. ѕрин€тому в то врем€ принципу Ђверую, чтобы пон€тьї јбел€р противопоставил свой принцип Ђпонимаю, чтобы ве≠ритьї. ќн настойчиво призывал к участию разума в воспри€тии религии, говор€, что вс€кое знание Ч благо и не может быть враждебно высшему Ѕлагу. ќн провозглашал, что вера, Ђне просветленна€ ра≠зумом, недостойна человекаї, что не механической привычкой, не слепым доверием, а личным усилием человек должен завоевать свою веру.

¬ыступа€ против крайностей реализма и номи≠нализма, јбел€р, в основном сто€вший на почве номи≠нализма, выработал примирительную объедин€ющую формулу кон≠цептуализма: универсалии не обладают самосто€тельной реально≠стью, реально существуют лишь отдельные вещи; однако универса≠лии получают известную реальность в сфере ума в качестве пон€тий, представл€ющих собой результат абстрагировани€, умственного обособлени€ и обобщени€ отдельных свойств вещей.

 

ј¬√”—“»Ќ ЅЋј∆≈ЌЌџ… (354 Ч 430) Ч мыслитель, вписавший за≠ключительные страницы в историю духовной культуры –има и всей античности и заложивший мощный фундамент религиозно-фило≠софской мысли средневековь€.

ѕо јвгустину, все сущее, поскольку оно существует и именно по≠тому, что оно существует, есть благо. «ло Ч не субстанци€, а недо≠статок, порча субстанции, небытие. Ѕог есть источник быти€, „ис≠та€ форма, наивысша€ красота, источник блага. ¬ мировом пор€дке вс€ка€ вещь имеет свое место. ћатери€ также имеет свое место в строе целого. јвгустин считал достойным познани€ такие объекты, как Ѕог и душа: бытие Ѕога возможно вывести из самосознани€ че≠ловека, т.е. путем умопостижени€, а бытие вещей Ч из обобщени€ опыта. ќн разработал философскую антропологию. ƒуша, согласно јвгустину, Ч Ќематериальна€ субстанци€, отлична€ от тела, а не про≠стое свойство тела. ќна бессмертна.

Ѕога јвгустин рассматривает как внематериальный јбсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением. Ѕог сверхприроден. јвгустин истолковывал Ѕога как личность, сотворившую все сущее. ”твержда€ принцип бестелесности Ѕога, он выводит от≠сюда принцип бесконечности божественного начала.

ћир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во вре≠мени. ¬рем€ и пространство существуют только в мире и с миром. Ќачало творени€ мира есть вместе с тем и начало времени. ¬рем€ есть мера движени€ и изменени€.

Ќи прошедшее, ни будущее не имеют реального существовани€ Ч действительное существование присуще только насто€щему. » в зависимости от него мы осмысливаем и прошлое, и гр€дущее. ѕрошедшее об€зано своим существованием нашей пам€ти, а будущее Ч нашей надежде. ¬ мире мыслей Ч идей Ѕога все есть раз и навсегда статична€ величина, неотделима€ от Ѕога.

√овор€ о де€ни€х Ѕога, мыслитель подчеркивает его всеблагость. Ќо в мире творитс€ и зло. ѕочему его допускает всеблагой Ѕог? јвгустин доказывал, что все сотворенное в той или иной мере причастно к абсолютной доброте. «ло относительно, и надо вос≠принимать его как ослабленное добро и как необходимую ступень к добру.

Ѕожество изначально предопределило одних людей к добру, спа≠сению и блаженству, а других Ч к злу, погибели и мучени€м. Ѕез предопределенной божественной благодати человек не может иметь доб≠рой воли. ”чение јвгустина о предопределении можно назвать ре≠лигиозным фатализмом.

ѕо мысли јвгустина, наиболее достоверные знани€ Ч это знание человека о своем собственном бытии и сознании. ѕознание осно≠вано на внутреннем чувстве, ощущении и разуме. „еловек имеет о доступных пониманию и разуму предметах познание, хот€ и малое, однако совершенно достоверное, и жалким образом обманываетс€ тот, кто думает, что чувствам не надо верить. Ќормой же познани€ €вл€етс€ истина. Ќеизменна€, вечна€ истина есть источник всех истин, есть Ѕог.

–азум, по јвгустину, есть взор души, которым она сама собой, без посредства тела, созерцает истинное. »стина же содержитс€ в нашей душе, а душа наша бессмертна, и человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни.

–азмышл€€ о социальной реальности, в частности о богатстве и бедности, јвгустин утверждал, что имущественное неравенство Ћюдей Ч неизбежное €вление социальной жизни. јвгустин утешал людей тем, что человек добродетельный, хот€ и находитс€ в рабстве и наг, в душе свободен и, напротив, злой человек, хот€ он и царст≠вует, Ч жалкий раб своих пороков. „еловечество образует в исто≠рическом процессе два Ђградаї: с одной стороны, светское государ≠ство Ч царство зла, греха, царство дь€вола, а с другой Ч христиан≠скую церковь Ч царство Ѕожие на земле. Ёти два Ђградаї созданы двум€ родами любви: земное царство создано любовью человека к себе, доведенной до презрени€ к Ѕогу, а небесное Ч любовью к Ѕогу, доведенное до презрени€ к себе.

 

ј¬≈––ќЁ— (»ЅЌ –”Ўƒ) (1126 Ч 1198) Ч арабский философ, представитель восточного аристотелизма. »сходил из признани€ вечности мира и безначальности первоматерии. ќн трактовал сотворенность мира Ѕогом в том смысле, что Ѕог, Ђсовечный мируї, пре≠вращает в действительность потенциальные формы несотворенной первоматерии. јбстрактный мировой ”м (Ќус), в аристотелевском его понимании, рассматриваетс€ как едина€ безлична€ субстанци€, обща€ дл€ всех людей и воздействующа€ извне на их души. ќтрицал идею бессмерти€ индивидуальной души. ѕризнава€ бытие Ѕога, он считал, что Ѕог не предшествует бытию материи (она Ђсовечнаї ему) и что функци€ Ѕожества Ч превратить потенциальные, внутренне присущие первоматерии формы в действительные. ƒвижение столь же вечно, как и матери€. ƒвижение Ч возникновение, изменение и разрушение Ч содержитс€ как возможность в самой материи.

 

ј¬»÷≈ЌЌј (»ЅЌ —»Ќј) (ок. 980 Ч 1037) Ч необычайно разносторонний мыслитель, философ, политик, астроном, алхимик, врач, поэт и музыкант, представитель восточного аристотелизма. Ќе чужд онтологических концепций неоплатонизма.

јвиценна отрицал творение мира во времени. ќн рассматривал сущее как вневременную эманацию Ѕога; миру как вечной длитель≠ности во времени соответствует вечный Ѕог, а душа человека есть нечто бессмертное Ч она есть духовна€ форма тела (в аристотелев≠ском смысле). ¬ трактовке универсалий (общих пон€тий) он исходит из того, что общие идеи существуют тро€ко: до вещи в божест≠венном разуме, в вещи как сущность единичного и после вещи в человеческом разуме, который абстрагирует общее из вещей.

 

ј…≈– јльфред ƒжулс Ч английский философ XX в., неопозити≠вист. ѕропагандист идей ¬енского кружка, в поздних работах скло≠н€лс€ к иде€м лингвистической философии.

 

јЌј —ј√ќ– (ок. 500 Ч 428 до н.э.) Ч древнегреческий мыслитель. —читал, что ничто не имеет начала или конца, ничто не зарождаетс€ и не разрушаетс€, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. ѕоэтому все, что образуетс€, можно назвать смешением-разделением. «начит, не было акта творени€, а было и есть только устроение. “аким образом, все предметы суть только сочетани€ уже существующих начал. “о, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуетс€ семенами или (что одно и то же) гомеомери€ми. „то сочетает эти элементы?  ака€ сила из неисчислимого множества стихий-зародышей устраивает: всеобъемлющую гармоническую систему? Ёта сила, говорил јнаксагор, есть ”м (Ќус) Ч сила, движуща€ ¬селенной. ¬ целесообразном движении результат пребывает в начале, т.е. он есть исполнение предшествующего. “аким началом јнаксагор прин€л ”м как «акон и положил его в основу быти€. ≈го Ќус, заключающий в возможнос≠ти все благое, самосохран€ющийс€ в своем развитии, имеющий в себе меру, Ч торжественно воцар€етс€ над бытием и управл€ет дви≠жением.

јнаксагор впервые отделил невещественное начало мысли, или ”ма, от материи. ќн различал материальное и нематериальное на≠чала сущего и определ€л последнее по аналогии с разумным духом человека. “аким образом, впервые введено пон€тие универсального начала.

 

јЌј —»ћјЌƒ– (ок. 610 Ч после 547 до н.э.) Ч представитель милетской школы древнегреческой философии. «а первооснову суще≠го он прин€л апейрон Ч неопределенную и беспредельную субстан≠цию: ее части измен€ютс€, целое же остаетс€ неизменным. Ёто бес≠конечное начало характеризуетс€ как божественное, созидательно-движущее: оно недоступно чувственному воспри€тию, но постижи≠мо разумом. ѕоскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможност€х образовани€ конкретных реальностей; в нем все находитс€ в неопределенном состо€нии, как реальна€ возмож≠ность.

 

јЌј —»ћ≈Ќ (ок. 585 Ч 525 до н.э.) Ч представитель милетской школы древнегреческой философии. ѕолагал, что первоначалом всего €вл€етс€ воздух, мысл€ его как бесконечное. —огласно јнаксимену, все вещи возникли из воздуха, и представл€ют собой его мо≠дификации, образующиес€ путем его сгущени€ и разр€жени€.

јЌ“»—‘≈Ќ (ок. 450 Ч ок. 360 до н.э.) Ч основатель школы киников эпохи раннего эллинизма в ƒревней √реции. ѕроповедовал опрощение, отказ от потребностей, призывал быть ближе к природе. ќтрицал правительство, частную собственность, институт брака. ѕрезирал роскошь и наслаждение.

 

ј–»—“ќ“≈Ћ№ (384 Ч 322 до н.э.) Ч один из величайших древнегреческих философов, ученик ѕлатона.

јристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничто≠жимой. ћатери€ не может возникнуть из ничего, не может также увеличитьс€ или уменьшитьс€ в своем количестве. ќднако сама по себе матери€ инертна, пассивна. „тобы ее возможности превратить в действительность, надо придать ей соответствующую форму (эйдос). ѕод формой јристотель разумел активный творческий фак≠тор, благодар€ которому вещь становитс€ действительной. ‘орма и матери€ неразрывно св€заны между собой, так что кажда€ вещь в возможности уже содержитс€ в материи и путем естественного развити€ получает свою форму. ¬есь мир представл€ет собой р€д форм, наход€щихс€ в св€зи друг с другом и расположенных в по≠р€дке все большего совершенства. ќсновным двигателем мира €в≠л€етс€ Ѕог Ч форма всех форм, вершина мироздани€.

јристотель усматривает причинную зависимость €влений сущего: все имеет причинное объ€снение. ќтсюда вывод€тс€ принципы смы≠слового начала всего сущего, а также иерархи€ его уровней Ч от ма≠терии как возможности к образованию единичных форм быти€ и далее Ч от неорганических образований к миру растений, живых су≠ществ, разных видов животных и, наконец, к человеку, обществу. ѕринцип смысла и развити€ сущего выводит мыслител€ на катего≠рии пространства и времени, которые выступают у него не как суб≠станции, а как Ђместої и число движени€, т.е. как последовательность реальных и мыслимых событий и состо€ний. јристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была Ђсущ≠ностьї, или Ђсубстанци€ї, а остальные считались ее признаками.

јристотель также ввел в философию принципы развити€ и ка≠тегории возможности и действительности.

–азмышл€€ о человеке, јристотель пришел к выводу, что душа, обладающа€ целеустремленностью, есть не что иное, как неотдели≠мый от тела его организующий принцип, источник и способ регу≠л€ции организма. ƒуша Ч энтелехи€ (движуща€ сила) тела. ѕоэтому правы те, кто полагает, что душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна. “о, благодар€ чему мы живем, ощущаем и размышл€ем, Ч это душа, так что она есть смысл и форма, а не матери€, не субстрат. јристотель дал анализ различ≠ных Ђчастейї души: пам€ти, эмоций, перехода от ощущений к об≠щему воспри€тию, а от него Ч к обобщенному представлению; от мнени€ через пон€тие Ч к знанию, а от непосредственно ощущае≠мого желани€ Ч к разумной воле. —мерть тела освобождает душу дл€ ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

ѕознание у јристотел€ имеет своим предметом бытие. ќснова≠ние опыта Ч в ощущени€х, в пам€ти и привычке. Ћюбое знание начинаетс€ с ощущений. ‘ормами истинно научного знани€ €вл€ют≠с€ пон€ти€, представл€ющие сущность вещи. ќн сформулировал ло≠гические законы тождества, противоречи€ и исключенного третье≠го, а также разработал учение о силлогизмах, в котором рассматри≠ваютс€ всевозможные виды умозаключений в процессе рассуж≠дений. Ѕольшой вклад внес јристотель в этику. ƒобродетельно то, счи≠тал он, что служит интересам общества, что укрепл€ет социальный пор€док. ќн раздел€л добродетели на интеллектуальные и воле≠вые Ч добродетели характера. –ешающее значение имеют интеллек≠туальные добродетели: мудрость, разумна€ де€тельность, благоразу≠мие. ѕрирода человека дает ему возможность стать добродетельным, но эта возможность формируетс€ и осуществл€етс€ лишь в де≠€тельности. —ущность добродетели Ч в сочетании мудрости и умеренности. ќбщим принципом этического учени€ мыслител€ €вл€≠етс€ стремление найти среднюю линию поведени€. »сключитель≠ное место в этом учении занимает иде€ справедливости: справедли≠вым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом в свою очередь есть про€вление заботы об обществе.

ѕо јристотелю, человек Ч политическое существо, т.е. социаль≠ное, и он несет в себе инстинктивное стремление к Ђсовместному сожительствуї (јристотель еще не отдел€л идею общества от идеи государства). –езультат социальной жизни Ч образование семьи Ч муж и жена, родители и дети... ѕотребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. “ак возникло государство. ѕо јристотелю, государство возникает только тогда, когда создаетс€ общение ради благой жизни между семействами и родами, ради со≠вершенной и достаточной дл€ самой себ€ жизни. —овершенством же человека предполагаетс€ совершенный гражданин, а совершен≠ством гражданина в свою очередь Ч совершенность государства. ѕри этом природа государства стоит Ђвпередиї семьи и индивида. јристотель выдел€л такие формы государственного правлени€, как монархи€, аристократи€ и полити€. ќтклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии Ч олигархию, от политии Ч демократию. ¬ основе всех общественных потр€сений лежит иму≠щественное неравенство. Ќаилучшее государство Ч это такое обще≠ство, которое достигаетс€ через посредство среднего элемента (под средним элементом јристотель имеет в виду Ђсреднийї между ра≠бовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен максимально. » в демократи€х, и в олигархи€х, и в монархи€х, и при вс€кого рода другом государст≠венном строе общим правилом должно служить следующее: ни одно≠му гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличи≠вать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

 

Ѕј––≈“ Ч современный американский философ-экзистенциалист.

 

Ѕ≈–√—ќЌ јнри (1859 Ч 1941) Ч французский мыслитель, представитель интуитивизма и философии жизни.

Ѕергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена Ђвверхї, а матери€ Ч Ђвнизї. ћатери€, отождествл€ема€ с прерывностью, пространством и миром Ђтвердых телї, оказывает сопротивление жизни и становлению. —ущность жизни, по Ѕергсону, постижима лишь с помощью интуиции, котора€ понималась как самопостиже≠ние жизни, т.е. познание ею самой же себ€. ѕоэтому Ѕергсон не противопоставл€л объект субъекту.

Ѕергсон призывал обратитьс€ к жизни нашего сознани€: ведь она дана нам непосредственно в нашем самосознании, а оно показывает, что тончайша€ ткань психической жизни есть длительность, т.е. не≠прерывна€ изменчивость состо€ний. »де€ длительности Ч излюб≠ленна€, центральна€ категори€ в философии Ѕергсона. ƒлитель≠ность Ч атрибут времени, трактуемый как Ђживоеї врем€, обладаю≠щее особой энергией спонтанного порыва.

¬ своих гносеологических рассуждени€х Ѕергсон противо≠поставл€ет интеллект интуиции, полага€, что интеллект Ч это орудие оперировани€ материальными, пространственными объек≠тами, тогда как интуици€ дает человеку возможность схватывать суть Ђживой целостностиї вещей. Ѕергсон трактовал жизнь как некий метафизически-космический процесс, как Ђжизненный порывї, как могучий поток творческого формировани€, при этом по мере ослаблени€ напр€жени€ этого порыва жизнь ув€дает и распадаетс€, превраща€сь в материю, которую он рассматривал как неодушевленную массу Ч вещество. „еловек же €вл€ет собой творческое существо, и через него проходит путь Ђжизненного по≠рываї.

 

Ѕ≈–ƒя≈¬ Ќиколай јлександрович (1874 Ч 1948) Ч русский философ и публицист. ¬ начале своего творчества примыкал к Ђлегальному марксизмуї, а позже, став активным противником учени€ ћаркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в сбор≠никах Ђѕроблемы идеализмаї, Ђ¬ехиї и др. ≈го взгл€ды зрелого пе≠риода можно охарактеризовать как богоискательство, религиозный эк≠зистенциализм, персонализм и христианскую эсхатологию.

ќсновна€ проблема философии Ѕерд€ева Ч проблема свободы. —вобода действует на человека нар€ду с Ѕогом, она »м не создана. ѕоэтому Ѕог не ответствен за свободный выбор человека, а стало быть, и за зло в мире. ѕафос философии Ѕерд€ева в борьбе с иррациональной свободой, имеющей корни в первородном грехе, обретении Ђпотер€нного ра€ї с помощью любви, добра, следовани€ божественным предустановлени€м.

“акой строй мыслей обусловливает особое внимание к проблеме личности. Ћичность выше общества, нации и государства. ѕослед≠ние имеют право на существование и даже необходимы как средства свободной личностной творческой самореализации. Ћюбые внеш≠ние ограничени€ личности со стороны общественных институтов недопустимы. ќни лишают человека его сущностных свойств Ч сво≠боды и творчества.

—вобода, творческое начало и любовь позвол€ют преодолеть зем≠ное, греховное в человеке, победить в себе природу, рабство и смерть. Ѕлагодар€ такой победе человек может перейти из царства природы в царство ƒуха (Ѕога).

 

Ѕ≈– Ћ» ƒжордж (1685 Ч 1753) Ч английский философ и психолог; св€щенник. —читаетс€ одним из ведущих представителей субъективного идеализма. ќсновной постулат Ѕеркли: ЂЅыть Ч значит быть в воспри€тииї. ќтсюда Ч критика материи как субстанции.

¬ основе пон€ти€ материи лежит допущение, будто мы можем, абстрагиру€сь от частных свойств вещей, образовывать отвлечен≠ную идею общего дл€ всех них вещества как некоего субстрата. ќднако это, по Ѕеркли, невозможно: у нас нет и не может быть чувст≠венного воспри€ти€ материи как таковой; наше воспри€тие каждой вещи разлагаетс€ без какого-либо остатка на воспри€тие известной суммы отдельных ощущений или Ђидейї этой вещи. ѕоскольку ум человека состоит из пон€тий, а пон€тию Ђматери€ї не соответству≠ют никакие ощущени€ и воспри€ти€, то это пон€тие Ч фикци€ ума. Ќа этом основании Ѕеркли отрицает науку, котора€ базируетс€ на ложном пон€тии.

ќбычную трудность субъективного идеализма о существовании невоспринимаемых вещей Ѕеркли разрешал с привлечением пон€≠ти€ Ѕога: как вечный субъект Ѕог воспринимает всегда и все. “аким образом, случай отсутстви€ воспри€ти€ невозможен.

Ѕеркли стремилс€ доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не схватываем сути самой вещи, а ведь свойства весьма от≠носительны дл€ воспринимающего субъекта. „увственные впечат≠лени€ Ч это феномены психики. Ѕеркли доказывает верную мысль Ч об относительности наших воспри€тий, их зависимости от состо€≠ни€ субъекта.

 

Ѕ≈““» Ё. Ч представитель современной философской герменев≠тики.

 

Ѕ®ћ≈ якоб (1575 Ч 1624) Ч немецкий философ-мистик и пантеист. √лавным стимулом философского творчества ЅЄме была проблема зла. ќн находит разгадку зла в том, что все дл€ своего про€влени€ нуждаетс€ в контрасте, каждое Ђдаї нуждаетс€ в своем Ђнетї. “аким образом, противоречие есть обнаружение равенства. Ќо откуда воз≠никают борьба и раздвоенность в человеке? »з влечени€, страсти. ѕо ЅЄме, влечение есть потер€ свободы и единства. Ёто Ч влечение к чему-то, чего нет вблизи, что есть разве лишь предмет представ≠лени€. Ќо влечение хочет быть, иметь, владеть, наслаждатьс€. ѕо словам ЅЄме, пока € ничего не желаю, € нахожусь в состо€нии мира свободы и равенства, но € не имею также качеств, € Ч ничто! “олько во влечении € получаю свойства, становлюсь определенной сущнос≠тью, т.е. чем-то. ¬с€кое действие есть ниспосланное Ѕогом откровение и противоположение. ќно реализуетс€ в тро€ком акте: стихийна€ вол€ Ђпо ту сторону добра и злаї; просветление воли разу≠мом, сообщающим ей стремление к определенному добру, Ч боже≠ственное начало; действенный синтез воли и разума Ч в силе —в€≠того ƒуха. ¬о временном процессе истории идет борьба добра со злом, что подготавливает пришествие »скупител€ ’риста. „еловек свободен, и собственной пламенной верой и молитвой он создает дл€ себ€ возможность спасени€. ј с ее обретением начинаетс€ дей≠ственна€ победа над злом.  онец истории в эсхатологии ЅЄме ри≠суетс€ как картина полного счасть€ народов и оправдани€ добра.

 

Ѕ»јЌ“ Ч один из семи древнегреческих мудрецов (по ƒиогену Ћаэрцию). ≈му принадлежит изречение ЂЅери убеждением, а не силойї.

Ѕ–”Ќќ ƒжордано (1548 Ч 1600) Ч италь€нский философ и ученый эпохи позднего ¬озрождени€, пантеист. —огласно его представле≠ни€м, цели философии в познании не сверхприродного Ѕога, а при≠роды, €вл€ющейс€ ЂЅогом в вещахї. –аздел€€ космологическую тео≠рию Ќ.  оперника, Ѕруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров ¬селенной. ќн рассматривал диа≠лектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противопо≠ложностей. ќсновной единицей сущего €вл€етс€ монада, в де€тель≠ности которой оказываютс€ сли€нными телесное и духовное, объект и субъект. ¬ысшую субстанцию составл€ет Ђмонада монадї, или Ѕог.  ак целое она про€вл€етс€ во всем единичном по принципу Ђвсе во всемї.

 

Ѕ”Ѕ≈– ћартин (1878 Ч 1965) Ч еврейский религиозный философ и писатель. Ѕлизок к диалектической теории и экзистенциализму. –азрабатывал проблемы быти€ как диалога человека с Ѕогом и с миром.

 

Ѕ”Ћ√ј ќ¬ —ергей Ќиколаевич (1871 Ч 1944) Ч русский философ-богослов. —читал, что поскольку философи€ всегда зан€та проблемами јбсолюта, т.е. всегда соприкасаетс€ с богословием, то Ђчистой фи≠лософииї быть не может. ¬осприн€в от ¬л. —оловьева идею фило≠софии всеединства, Ѕулгаков развивает учение о—офии Ч ѕремуд≠рости Ѕожией Ч как предвечно сущей в божественном замысле ми≠ровой душе, вместившей Ѕожественную любовь и излучающей ее в мир. ѕо Ѕулгакову, —офи€ имеет двойственный характер Ч одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий. „еловек, сотворенный по образу и подобию Ѕожьему, восстанавливает един≠ство мира и полноту образа Ѕожьего.

 

ЅЁ ќЌ –оджер (1214 Ч 1292) Ч английский философ и ученый эпо≠хи позднего средневековь€, монах-францисканец.

ѕо Ѕэкону, существуют четыре величайших преп€тстви€ к пости≠жению истины: пример жалкого и недостойного авторитета, посто≠€нство привычки, ћнение несведущей толпы и прикрытие собст≠венного невежества показной мудростью. »ми опутан вс€кий чело≠век и охвачено вс€кое состо€ние. ќтвергнув догмы, основанные на преклонении перед авторитетами и схоластическими умозрени€ми, он призывал к опытному исследованию природы. ÷елью всех наук он считал увеличение власти человека над природой. —холастичес≠ким дедукци€м он противопоставил метод познани€, основанный на эксперименте и математике. ¬ своем учении об опыте как основе познани€ Ѕэкон различал два вида опыта: внутренний Ч мистичес≠кое озарение, объект которого Ч Ѕог, и внешний Ч чувственное зна≠ние, открывающее тайны природы.

 

ЅЁ ќЌ ‘рэнсис (1561 Ч 1626) Ч английский философ и естествоиспытатель, основоположник методологии опытного научного иссле≠довани€. —читал, что философи€ должна носить прежде всего практический характер. ¬ысшей целью науки он называл господство человека над природой, а Ђгосподствовать над природой можно, толь≠ко подчин€€сь ее законамї. Ѕэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: Ђ«нание - омаї. ћогуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. ѕут€ми, ведущими к знанию, €вл€ютс€ наблюдение, анализ, срав≠нение и эксперимент. ”ченый должен, по Ѕэкону, идти в своих иссле≠довани€х от наблюдени€ единичных фактов к широким обобщени€м, т.е. примен€ть индуктивный метод познани€. ќпыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных Ђпризраковї. Ђѕризраки родаї Ч это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; Ђпри≠зраки пещерыї заключаютс€ в ошибках индивидуального характера, завис€щих от воспитани€, вкусов, привычек отдельных людей; Ђпри≠зраки рынкаї Ч это привычки пользоватьс€ в суждении о мире хо≠д€чими представлени€ми и мнени€ми без критического к ним от≠ношени€; Ђпризраки театраї св€заны со слепой верой в авторитеты. Ќаука, по Ѕэкону, состоит из двух видов знани€ Ч один из них внушаетс€ Ѕогом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Ќаука, таким образом, делитс€ на теологию и философию. Ѕэкон сто€л на позиции двойственной истины: есть истина религиоз≠на€ и светска€. ѕри этом он требовал строгого разграничени€ сфер компетенции этих видов истины. “еологи€ ориентирована на трактовку Ѕога, но тщетно стремление человека достичь осмысле≠ни€ Ѕога естественным светом разума. ¬ера в Ѕога достигаетс€ путем откровени€, тогда как светска€ истина постигаетс€ опытом и разумом.

 

¬EЅEP ћакс (1864 Ч 1920) Ч немецкий социолог, социальный философ и историк. ѕришел к необходимости создани€ специальной социологии, котора€ разрабатывалась им главным образом как со≠циологи€ экономического поведени€ людей. ∆елание реконструи≠ровать на основе современного состо€ни€ общества социальные и экономические €влени€ исторического прошлого побудило ¬ебера разработать пон€тие идеального типа, который он рассматривал как логическую конструкцию дл€ обработки эмпирических данных, как вспомогательное средство социально-исторического анализа. √лав≠ной идеей веберовской социальной философии €вл€етс€ иде€ эко≠номической рациональности, воплощенна€ в современном общест≠ве и определ€юща€ собой все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры. ¬ысшее воплощение рациональности, с которой у ¬ебера св€зываетс€ судьба «апада, представлено в концепции рациональной бюрократии. –ациональна€ бюрократи€ также €вл€ет собой идеальный тип и описываетс€ ¬ебером такими чертами, как узка€ специализаци€ и строгое разделение об€занностей; стро≠га€ иерархизаци€ власти; система формальных правил; безлич≠ность и эмоциональна€ нейтральность отношений между индиви≠дами. ¬ебер трактует исторический процесс под углом зрени€ социального действи€ и его решающих мотивов. ѕо ¬еберу, глубинной основой человеческой мотивации в конечном счете оказы≠ваетс€ смысл жизни, а важнейшей составл€ющей философии исто≠рии €вл€етс€ философи€ мировоззрений. ¬ебер рассматривал че≠ловеческие действи€ с позиции их типичности как составл€ющие образа жизни, объедин€ющего образ действи€ и образ мысли в нечто единое.

¬» ќ ƒжамбаттиста (1668 Ч 1744) Ч италь€нский социальный мыслитель, создавший философско-историческую концепцию, предвосхитившую последующее развитие историософской мысли. ќн искал в истории объективный критерий, пыталс€ вскрыть внутреннюю ло≠гику общественного развити€. ќн выдвинул идею, что каждый народ в своей истории проходит определенные циклы развити€: эпоху богов Ч детство человечества, эпоху героев Ч юность человечества и эпоху людей Ч зрелость человечества. —уществует некотора€ зако≠номерность и в развитии государственности, причем аристократи€ смен€етс€ демократией, котора€ дл€ народов, не умеющих достичь идеала, выражаетс€ в формах деспотизма.

»м выдвинута концепци€ исторического круговорота Ч циклич≠ности форм социального устройства в виде трех эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическа€ республика или представительна€ монархи€). —огласно ¬ико, каждый цикл завершаетс€ общим кризисом, ведущим к распаду данного общества. ¬ико придавал решающее значение де€тельности людей в осущест≠влении исторического процесса. ќднако сами исторические законы он нередко характеризовал как данные Ѕогом: истори€ есть продукт высшего разума, иногда противоположного по отношению к част≠ным цел€м, которые преследуют отдельные личности.

¬»Ќ ≈Ћ№ћјЌ »оганн »оахим (1717 Ч 1768) Ч немецкий социальный философ и историк искусства, выдвигал идеи в русле философского историзма. ќдин из основоположников эстетики классицизма.

 

¬»“√≈ЌЎ“≈…Ќ Ћюдвиг (1889 Ч 1951) Ч австрийский философ, логик и математик. —тремилс€ свести научное знание к логике и ма≠тематике, абсолютизиру€ значимость формальных преобразований. »сходил из возможности сведени€ всего знани€ к совокупности эле≠ментарных предложений, а философию рассматривал лишь как кри≠тику €зыка. ќказал существенное вли€ние на развитие лингвистичес≠кой философии. ќдной из ее задач €вл€етс€ детальный анализ фак≠тического использовани€ естественного разговорного €зыка с тем, чтобы устран€ть недоразумени€, возникающие вследствие его не≠правильного употреблени€.

¬итгенштейн трактует философию как активность, направлен≠ную на про€снение €зыковых выражений. —мысл же философии су≠губо Ђтерапевтическийї Ч устранение путем анализа естественного €зыка не только философских, но и иных обобщений, оцениваемых им как своего рода заболевани€. ќбобщени€ (высказывани€) он до≠пускал лишь дл€ естествознани€. ѕрочие высказывани€ считал не просто ложными, но бессмысленными. ¬ своем знаменитом изре≠чении Ђ«начение есть применениеї он выразил веру в то, что фи≠лософска€ отчужденность может быть преодолена тщательным ана≠литическим описанием €зыка.

¬ќЋ№‘ ’ристиан (1679 Ч 1754) Ч немецкий философ-рационалист, сто€л у истоков немецкого ѕросвещени€, сторонник учени€ √. Ћейб≠ница, систематизатор его философии.

 

√јƒјћ≈– √анс Ч немецкий философ, ученик ћ. ’айдеггера, герменевтик. ѕридает герменевтике универсальный смысл, счита€ сутью философии проблему понимани€. ѕонимание Ч это осмысле≠ние диалога с текстом с позиций реальных проблем своего времени, своего взгл€да на мир. ¬ диалоге через понимание происходит пере≠осмысление традиций, осуществл€етс€ развитие человеческой мысли.

√≈√≈Ћ№ √еорг ¬ильгельм ‘ридрих (1770 Ч 1831) Ч немецкий фило≠соф, стоит в одном р€ду с самыми великими мыслител€ми в истории человечества ѕлатоном, јристотелем,  антом.

√егель развил учение о законах и категори€х диалектики, впер≠вые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики.  антовской Ђвещи в себеї он противопо≠ставил диалектический принцип: сущность про€вл€етс€, €вление су≠щественно. √егель, усматрива€ в жизни природы и человека имма≠нентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и рас≠крывающей себ€ в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит Ђмировой разумї, Ђабсолютна€ иде€ї, или ћировой дух. Ёто Ч де€тельное на≠чало, давшее импульс возникновению и развитию мира. ƒе€тель≠ность абсолютной идеи заключаетс€ в мышлении, цель Ч в самопо≠знании. ¬ процессе самопознани€ разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышлени€ (логика, в которой иде€ раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме Ђинобыти€ї в виде €влений природы (раз≠виваетс€ не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мыш≠лении и в истории человечества (истори€ духа). Ќа этом последнем этапе абсолютна€ иде€ возвращаетс€ к самой себе и постигает себ€ в форме человеческого сознани€ и самосознани€.

ќгромна€ заслуга √егел€ заключаетс€ в установлении в филосо≠фии и общем сознании истинных и плодотворных пон€тий: про≠цесса, развити€, истории. ¬се находитс€ в процессе Ч не существует никаких безусловных границ между различными формами быти€, нет ничего отдельного, не св€занного со всем. ‘илософи€ и наука приобрели во всех сферах генетический и сравнительный методы.

‘илософские взгл€ды √егел€ пронизаны идеей развити€. ќн счи≠тал, что невозможно пон€ть €вление, не у€снив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершаетс€ переход количественных изменений в качественные, что источником развити€ €вл€ютс€ противоречи€: противоречие движет миром, оно есть Ђкорень вс€кого движени€ и жизненностиї, составл€ет принцип вс€кого самодвижени€. ¬ фи≠лософской системе √егел€ действительность представлена как цепь диалектических переходов.

ѕоиски ћирового разума в истории привели √егел€ к обнаруже≠нию исторической закономерности, в которой реализуетс€ диалек≠тика необходимого и случайного. —огласно √егелю, истори€ разви≠ваетс€ не как автоматический процесс; истори€ человечества сла≠гаетс€ из действий отдельных людей, каждый из которых стремитс€ реализовать свои собственные интересы и цели. ѕафос гегелевско≠го понимани€ истории заключаетс€ в утверждении активности че≠ловека, ибо ничто великое не совершаетс€ без страсти. ќднако в результате действий людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое, отличное от их первоначальных замыслов, с чем в своей дальнейшей де€тельности люди вынуждены считатьс€ как с объективной предпосылкой. “ак, по √егелю, случайность становит≠с€ необходимостью. ÷ель всемирной истории заключаетс€ в позна≠нии ћировым духом самого себ€. ¬ этом познавательном процессе он проходит р€д конкретных ступеней, воплоща€сь в пон€тии на≠родного духа. Ќосителем мирового духа €вл€етс€ каждый раз дух какого-то одного конкретного народа, в то врем€ как другие народы уже прошли этап своего наивысшего расцвета, исчерпав свои возможности, и клон€тс€ к закату, а иные еще только нарождаютс€, наход€сь, по историческим масштабам, в детском возрасте. —оглас≠но √егелю, разум в истории осуществл€етс€ таким образом, что каж≠дый народ получает право внести свою лепту в процесс восход€щего самопознани€ ћирового духа. Ќо процесс этот не хаотический. √е≠гель устанавливает четкий критерий периодизации всемирной ис≠тории, которым €вл€етс€ прогресс в осознании свободы. ≈му соот≠ветствуют четыре этапа восхождени€ к свободе: восточный мир; гре≠ческий мир; римский мир; германский мир.

—вою концепцию философии истории √егель выстраивает на ос≠нове принципов историзма, объективности (закономерности) и мо≠низма, которые составили золотой фонд сокровищницы мировой философии.

 

√≈Ћ≈Ќ ј. Ч современный философ, представитель философской антропологии.

 

√≈Ћ№¬≈÷»…  лод јдриан (1715 Ч 1771) Ч философ французского ѕросвещени€, материалист, атеист, активный борец против мета≠физических учений ƒекарта и Ћейбница. ћир, по √ельвецию, бес≠конечен во времени и пространстве; мышление и ощущени€ Ч свой≠ства материи.

„еловек Ч часть природы, а матери€ Ч ее строительный матери≠ал. √ельвеции отождествл€л разум с чувством Ђпод эгидойї природы. ќн раздел€л воззрени€ просветителей о разумном эгоизме как этико-практическом идеале просвещенного человека. Ётот идеал человек обретает в процессе воспитани€, так как от природы он морально нейтрален.

 

√≈–ј Ћ»“ Ё‘≈—— »… (ок. 530 Ч 470 до н.э.) Ч великий диалектик античности.

¬се существующее, по √ераклиту, посто€нно переходит из одного состо€ни€ в другое. ≈му принадлежат знаменитые слова: Ђ¬се течетї, Ђ¬ одну и ту же реку нельз€ войти дваждыї. ¬озникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель Ч бытие и не≠бытие Ч св€заны между собой, обусловлива€ и переход€ друг в друга. ѕереход €влени€ из одного состо€ни€ в другое совершаетс€ через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеоб≠щим Ћогосом, т.е. единым, общим дл€ всего существовани€ законом. ћир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламен€≠ющимс€ и закономерно угасающим. –азум правит всем через все. ѕри этом объективна€ ценность человеческого разума определ€етс€ степенью его адекватности Ћогосу, т.е. общему миропор€дку. √ераклита считают €рким представителем религиозного движени€ своего времени. ќн раздел€л идею бессмерти€ души, счита€ смерть рож≠дением души дл€ новой жизни.

√≈–ƒ≈– »оганн √отфрид (1744 Ч 1803) Ч немецкий социальный мыслитель, теолог, филолог, лингвист, эстетик, литературный кри≠тик.

√ердер смотрел на историю человечества как на единый процесс де€ний народов. ¬ едином процессе развити€ сущего человек Ч ло≠гическое завершение: на нем останавливаетс€ развитие природы; продолжаетс€ развитие уже истории человечества.

ќсновами исторической жизни √ердер считает климат, почву и вообще географическую среду. ¬ самой жизни он сосредоточил свое внимание на культурно-исторической де€тельности человечества. ≈го интересуют главным образом народное творчество, народные обычаи, веровани€, традиции и экономические отношени€.

ѕо √ердеру, сущность человека сводитс€ к гуманности. — этих позиций он оценивает всемирную историю человечества. ѕринцип гуманизма остаетс€ руковод€щим дл€ √ердера и в оценке €влений современной ему жизни, в особенности про€влений национального высокомери€. ќн считал, что признание национальной исключи≠тельности несовместимо с принципом гуманности.

√ердер впервые поставил вопрос о преемственности в развитии культуры. Ёта мысль более никогда не покидала почвы историчес≠кого познани€ и в конце концов нашла свое завершение в идее еди≠ной всемирной истории. ѕри этом движущей силой, пружиной ис≠тории выступают живые человеческие силы, способности. Ёто ис≠точник движени€ истории, основной закон которой Ч взаимодей≠ствие человеческих де€ний и природных условий.

 

√≈–÷≈Ќ јлександр »ванович (1812 Ч 1870) Ч прежде всего социаль≠ный философ. ¬ своих взгл€дах на общественное устройство он в целом выступал против слав€нофилов, склон€лс€ к западноевропей≠ским социально-философским концепци€м. ¬ыступал против кре≠постничества и царизма, выдвига€ общедемократические требова≠ни€ Ч освобождение кресть€н с землей, общинное землевладение и уничтожение цензуры. ѕровозглаша€ идеалом справедливо устро≠енную жизнь, √ерцен отмечал, что природа и человеческа€ истори€ вечно и непрерывно измен€ютс€, что они Ђтечение, перелив, дви≠жениеї, причем движение происходит посредством борьбы двух противоположных тенденций (или стремлений) Ч возникновени€ и разрушени€.  аса€сь проблемы личности, √ерцен утверждал, что она теперь становитс€ центральной: личность Ч вершина истори≠ческого мира, к ней все примыкает, ею все живет.

ќбщефилософские проблемы, занимавшие интересы √ерцена, Ч это единство быти€ и мышлени€, жизни и идеала, поиски метода, в котором гармонично сочетались бы эмпирические и рациональные приемы человеческого ума. ќн стремилс€ обосновать закономерность движени€ человечества по пути к свободному от антагонизмов обще≠ству. ѕо √ерцену, гр€дущий мир есть царство разума, он как бы поды≠тожит и воплотит разумные начала всей предшествующей истории: реалистическое преклонение перед природой и принципы суверен≠ности личности, свободы духа, развитые в первоначальном христи≠анстве. ќн ратовал за сн€тие крайностей материализма и идеализма.

√ерцен считал, что дл€ –оссии наиболее приемлем кресть€нский социализм, так как русска€ деревенска€ община содержит его зачатки. ’от€ он верил в идеи социализма, но не рассматривал его как окон≠чательную и совершенную форму общественного устройства, при этом от апологетики методов революционного преобразовани€ он эволю≠ционировал к одобрению реформистских путей развити€ общества.

¬ области философии истории в фокусе его внимани€ была про≠блема сущности социальных законов, которые осмысливались как переплетение стихийных ходов истории, т.е. бессознательного на≠чала в историческом потоке, и сознательной де€тельности индиви≠дов и общества в целом в виде развити€ научного знани€.

ѕосле поражени€ революции 1848 г. он существенно пересмотрел некоторые основные положени€ своих социально-философских воз≠зрений, в частности, отказалс€ от идеи разумности хода истории, подверг резкой критике различного рода социальные утопии и ро≠мантические иллюзии. ¬ своей критике западноевропейской циви≠лизации √ерцен дошел до скептицизма, став€ под сомнение способ≠ность человеческого разума пон€ть и предвидеть направление ис≠торического развити€.

ќтношение к христианству у √ерцена было противоречиво-по≠исковым. «аслуживает упоминани€, что к ≈вангелию он всегда со≠хран€л необычайно теплое чувство.

 

√≈“≈ »оганн ¬ольфганг (1749 Ч 1832) Ч великий немецкий писатель и мыслитель, сыграл выдающуюс€ роль в развитии немецкой фило≠софской культуры.

 

√ќЅЅ— “омас (1588 Ч 1679) Ч английский философ.

ќбщефилософские взгл€ды √оббса базируютс€ на чисто механистическом принципе, согласно которому реальны только тела, а их атрибуты Ч величина, движение и свойства Ч субъективны.

“еори€ познани€ строилась им на принципах сенсуализма. √оббс отрицал свободу воли, придержива€сь жесткого фатализма и ото≠ждествл€€ волю с природной силой, счита€, что если бы духовные субстанции и существовали, они были бы непознаваемы. ќн рас≠сматривал Ѕога лишь как источник начальной Ђэнергии мирозда≠ни€, как первопричину всего сущегої. Ѕог, по √оббсу, не вмешива≠етс€ в течение земных событий.

√оббс в своем социально-философском учении выступает с кри≠тикой различных политических догм, созданных мыслител€ми про≠шлого. ќбъективное исследование в общественной науке невозмож≠но, так как несовместимо с частными интересами, лежащими в ос≠нове такой науки. ќтсюда √оббс делает вывод: в центр исследовани€ следует поставить не частные интересы, а интересы и сущность че≠ловека как родового существа, что позволит вы€снить особенности его естественной и общественной жизни. ѕо √оббсу, если разложить структуру общества на отдельные части, можно убедитьс€, что су≠щественной частью общества €вл€етс€ человек-гражданин, т.е. че≠ловек в государстве.

√оббс считает возможным проводить аналогию между государст≠вом и машиной, Ђискусственным теломї, которое создано человеком дл€ сохранени€ своей жизни. √осударство Ч это Ђмеханическое чу≠довищеї, обладающее необычайной и страшной силой, ибо оно не находитс€ в зависимости от воли отдельных людей или даже жела≠ни€ партий Ч оно устанавливаетс€ навечно. ¬ то же врем€ он назы≠вает государство-ЂЋевиафанаї искусственным человеком. ѕо √оббсу, государство возникло в результате общественного договора. ¬озник≠нув, оно отделилось от общества и имеет абсолютный характер. ѕо≠н€ти€ добра и зла различаютс€ только государством, человек же дол≠жен подчин€тьс€ его воле и признавать дурным то, что признает дурным государство. ѕри этом последнее должно заботитьс€ об ин≠тересах и счастье народа.

√ќЋ№Ѕј’ ѕоль јнри (1723 Ч 1789) Ч французский философ-материа≠лист, крупнейший систематизатор взгл€дов французских материалис≠тов XVIII в. —водил все душевные качества к де€тельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствовани€. ћа≠тери€, по √ольбаху, существует сама по себе, €вл€€сь причиной всего: она Ч сво€ собственна€ причина. ¬се материальные тела состо€т из атомов. »менно √ольбах дал Ђклассическоеї определение материи: она есть все то в объективной реальности, что, воздейству€ каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущени€.

 

√ќ–√»… (ок. 483 Ч 375 до н.э.) Ч древнегреческий философ-софист. ¬ывод€ из общих пон€тий их конкретные определени€ и указыва€ на противоречи€ этих определений, он приходит к доказательству несосто€тельности самого общего пон€ти€. ¬ своем творчестве √оргий доказывает три положени€: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъ€снимо. ¬ результате он пришел к выводу, что ни о чем нельз€ сказать достоверно.

 

√”ћЅќЋ№ƒ“ ¬ильгельм (1767 Ч 1835) Ч немецкий ученый, философ, €зыковед; друг ».¬. √ете и ‘. Ўиллера. √уманист, пропагандист уни≠верситетского образовани€. ≈му принадлежит учение о €зыке как о непрерывном творческом процессе. ¬нутренн€€ форма €зыка есть средство самовыражени€ народа.

 

√”——≈–Ћ№ Ёдмунд (1859 Ч 1938) Ч выдающийс€ немецкий мыслитель, один из родоначальников феноменологии Ч учени€ о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предме≠тов и событий. ‘еноменологи€ дает возможность очистить созна≠ние от эмпирического содержани€, что осуществл€етс€ с помощью многоступенчатого метода Ђфеноменологической редукцииї. ¬ ре≠зультате из рассмотрени€ исключаютс€ (или Ђзаключаютс€ в скоб≠киї) весь окружающий мир, все существующие взгл€ды, научные теории. » лишь этим путем мы как бы возвращаемс€ Ђк самим вещамї в виде сферы сознани€, свободной от отношени€ к реаль≠ности, но сохран€ющей все богатство своего содержани€. √уссерль атакует психологизм своей эпохи, критикует попытку обосновать логику психологией, говор€, что логические законы не психологич≠ны по своей природе. √уссерль так определил объект, цели и метод философии: ее основной объект Ч это научное знание и познание, ее цель Ч построить науку о науке, т.е. Ђнаукоучениеї. –ешающа€ проблема теории познани€ Ч проблема объективности познани€. ‘илософу недостаточно того, что мы ориентируемс€ в мире, что мы имеем законы как формулы, по которым мы можем предсказы≠вать будущее течение вещей и восстанавливать прошедшее. ќн хочет привести в €сность, что такое по существу Ђвещиї, Ђсобыти€ї, Ђзаконы природыї и т.п. ¬ результате редукции остаетс€ последнее неразложимое единство сознани€ Ч интенциональность, т.е. на≠правленность сознани€ на предмет. √уссерль под интенциональностью понимал такую направленность сознани€ на предмет как обоб≠щенно-чистую структуру сознани€, свободную от индивидуально-психологических, социальных и иных факторов.

»деи √уссерл€ послужили одним из источников экзистенциализ≠ма и герменевтики.

 

ƒ'јЋјћЅ≈– ∆ан Ћерон (1717 Ч 1783) Ч философ эпохи ѕросвещени€ во ‘ранции, один из авторов и составителей ЂЁнциклопе≠дии, или “олкового словар€ наук, искусств и ремеселї. ¬ основе его философских взгл€дов лежат сенсуализм и скептицизм.

 

ƒ≈ ј–“ –енэ (1596 Ч 1650) Ч французский математик и философ. ќтводил решающую роль в исследовании природы разуму, свед€ роль опыта к проверке данных интеллекта. ќн стремилс€ разрабо≠тать универсальный дедуктивный метод дл€ всех наук, исход€ из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определ€ют результаты познани€. ¬оззрени€ ƒекарта на природу носили в основном меха≠нистический характер: ¬селенна€ Ч это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развити€. ѕервоначальный им≠пульс к существованию и развитию мира дает Ѕог, но впоследствии развитие мира определ€етс€ самосто€тельной творческой силой. ƒекарт одним из первых разработал (хот€ и на механистической основе) идеи эволюции и провел их через все области учени€ о при≠роде. «десь ƒекарт одним из первых вплотную подошел к идее о единстве универсума. ћатери€ находитс€ в непрерывном количест≠венном и качественном движении, определ€емом универсальными законами механики. “ем же законам подчин€етс€ и органический мир: животные Ч это сложные машины. „еловек в отличие от жи≠вотных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действи€ законов механики.

‘ундаментальным пон€тием рационалистических воззрений ƒе≠карта €вл€етс€ субстанци€, котора€ характеризуетс€ как вещь, но не в обычном, а в метафизическом смысле: как сущее вообще, ко≠торое самодостаточно Ч в отличие, например, от свойств, функций, отношений и т.п.

ƒекарт делил сотворенный Ѕогом мир на два рода субстанций Ч духовную и материальную. ћатериальна€ субстанци€ делима до бесконечности, а духовна€ неделима (этот подход также уходит корн€≠ми в античность). —убстанции обладают соответствующими атрибу≠тами Ч мышлением и прот€женностью, а прочие атрибуты производны от них. ƒуховна€ субстанци€ имеет в себе идеи, изначально ей присущие и не приобретенные в опыте. “аким образом, духовный мир человека есть нечто врожденное. ѕервым вопросом философии дл€ ƒекарта был вопрос о возмож≠ности достоверного знани€ и определ€ема€ им проблема метода, посредством которого может быть получено такое знание. ќтсюда знаменитое изречение ƒекарта: ЂCogito ergo sumї (Ђя мыслю, следовательно, существуюї). „ерез достоверность мысли и быти€ мысл€щего существа он идет к достоверности быти€ вещей.

 

ƒ≈ћќ –»“ (р. ок. 470 или 460 до н.э. Ч умер в глубокой старости) Ч древнегреческий философ-атомист.

ƒемокрит и другие атомисты рассматривали мир как единое целое, состо€щее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек Ч атомов, движущихс€ в пустоте. јтомы неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутстви€ в них пустых промежутков и исключительной малости. јтомы и пустота Ч един≠ственна€ реальность. јтомы вечно нос€тс€ в беспредельной пусто≠те, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни кра€, сталкива€сь, сцепл€€сь и разъедин€€сь. —оединени€ атомов образуют все много≠образие природы. јтомы обладают силой самодвижени€: такова их извечна€ природа. —тоит отметить, что и душа, согласно древним атомистам, состо€ла из тончайших круглых и особо подвижных ато≠мов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным Ч с единой субстанцией.

ƒемокрит разработал научный метод познани€, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического ма≠териала. ќщущени€, считал он, представл€ют хот€ и недостаточ≠ный, но необходимый источник и основу познани€. —видетельства об окружающем нас мире, которые дают ощущени€, дополн€ютс€ и исправл€ютс€ тонкой работой ума. ¬селенна€ ƒемокрита строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо ос≠новании и в силу причинности.

ƒемокрит колебалс€ в вопросе о природе богов, но был тверд в признании быти€ Ѕога. ѕо ƒемокриту, боги состо€т из атомов, а Ѕог есть космический разум; мир создан божественным разумом, и боги помогают люд€м. —овокупность огненных атомов, разлита€ во всем  осмосе, оживл€ет все и дает всему и вс€ –азум.

 

ƒ∆≈…ћ— ”иль€м (1842 Ч 1910) Ч американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма. —огласно ƒжеймсу, философ ищет такой мир, который подходил бы к его темпераменту, и поэтому верит в любую соответственную картину мира. “емпера≠мент вли€ет на ход мыслей философа несравненно сильнее, чем люба€ из его безукоризненно объективных предпосылок. ћы встречаем в философии два интеллектуальных типа. ќдин из них Ч Ђм€гкийї: ра≠ционалист, оперирующий Ђпринципамиї, интеллектуал, идеалист, оптимист, верующий, индетерминист, монист, догматик; другой Ч Ђжесткийї: эмпирист, оперирующий Ђфактамиї, сенсуалист, матери≠алист, пессимист, неверующий, детерминист, плюралист, скептик. ƒжеймс разрабатывает посредствующую систему Ч прагматизм, ко≠торый способен оставатьс€ религиозным, подобно рационализму, и в то же врем€ сохранить интимнейшую близость с фактами.

ќгромной заслугой ƒжеймса €вл€етс€ стремление устранить механистические представлени€ из учени€ о душе. ќн приписывал со≠знанию такие основные признаки: вс€кое состо€ние сознани€ €вл€≠етс€ состо€нием определенной личности (это всегда сугубо личное сознание и самосознание), в сознании происходит посто€нна€ смена его состо€ний Ч Ђпоток сознани€ї, и он непрерывен; созна≠ние есть активное начало.

¬ теории познани€ ƒжеймс исходит из признани€ исключитель≠ной значимости опыта. ѕротивопоставл€€ эмпирический метод ме≠тоду рационалистическому, он создал учение, которое назвал ради≠кальным эмпиризмом. ѕо ƒжеймсу, истинность знани€ определ€ет≠с€ его полезностью дл€ успеха наших поведенческих актов, поступ≠ков. ƒжеймс абсолютизировал успех, превраща€ его не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание пон€ти€ истины: у него истина открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте по≠знани€.

‘илософи€ должна способствовать не осмыслению первых начал быти€, а созданию общего метода решени€ тех проблем, ко≠торые встают перед людьми в различных жизненных ситуаци€х. ¬се объекты познани€ формируютс€ нашими познавательными усили€≠ми в ходе решени€ жизненных задач. ÷ель мышлени€ состоит в вы≠боре средств, необходимых дл€ достижени€ успеха.

ƒжеймс защищал принцип свободы воли и идею бессмерти€ души.

ƒ»ƒ–ќ ƒени (1713 Ч 1784) Ч мыслитель французского ѕросвеще≠ни€, ученый-энциклопедист, по политическим взгл€дам демократ.

ƒидро говорил, что от молекулы до человека т€нетс€ цепь су≠ществ, переход€щих от состо€ни€ живого оцепенени€ до состо€ни€ максимального расцвета разума. ќн, конечно, не знал и не мог знать информатики, но он силой интуиции прозревал нечто подобное. Ёто выразилось в его тонкой характеристике сути живого. —пецифическими особенност€ми жизни €вл€ютс€ раздражимость и чув≠ствительность, говорил ƒидро, удел€вший большое внимание био≠логическим проблемам. ќбразованность и прозорливость позволи≠ли ƒидро высказать идеи, ставшие предвестием эволюционной тео≠рии в мире живого.

≈му принадлежит глубока€ мысль: Ђя не могу отделить даже в абстракции пространства и времени от существовани€. «начит оба эти свойства существенно характерны дл€ негої.

 

ƒ»Ћ№“≈… ¬ильгельм (1833 Ч 1911) Ч немецкий историк культуры и философ, представитель философии жизни, один из основополож≠ников современной герменевтики.

÷ентральными дл€ ƒильте€ €вл€ютс€ пон€ти€ Ђжизньї, Ђкуль≠турно-исторические реалииї. «адача философии (как науки о духе) состоит в том, чтобы пон€ть Ђжизньї исход€ из нее самой. ¬ этой св€зи ƒильтей выдвинул метод понимани€ как непосредственно≠го постижени€ некоторой духовной целостности Ч в смысле целост≠ного переживани€. ѕонимание, родственное интуитивному проник≠новению в жизнь, он противопоставл€ет методу объ€снени€, приме≠нимому в науках о природе, где мы прибегаем к рассудочному дока≠зательству. ѕо отношению к культуре прошлого понимание выступа≠ет как метод интерпретации, названный ƒильтеем герменевтикой.

 

ƒ»ќ√≈Ќ (ок. 400 Ч ок. 325 до н.э.) Ч древнегреческий философ, киник. —читал, что моральна€ свобода заключаетс€ в освобождении от желани€.  ритически относилс€ к искусству. —читал мир плохим, а блага жизни непрочными. ¬ыход видел в независимости от мира и в смирении.

ƒќ—“ќ≈¬— »… ‘едор ћихайлович (1821 Ч 1881) Ч великий русский писатель-гуманист, гениальный мыслитель.

Ќачина€ с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, дл€ которого была характерна религиозна€ ориентированность фило≠софского осмыслени€ судеб русской истории. —амобытный путь –оссии заключалс€ в том, что на долю русского народа выпала мессианска€ роль носител€ высшей духовной истины. ќн призван спасти человечество через Ђновые формы жизни, искусстваї бла≠годар€ широте его Ђнравственного захватаї. Ќа этом пути необхо≠димо соблюдать три основные истины: отдельные лица, хот€ бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во им€ своего личного превосходства; общественна€ правда не выдумыва≠етс€ отдельными умами, а коренитс€ во всенародном чувстве; наконец, эта правда имеет значение религиозное и необходимо св€≠зана с верой ’ристовой.

ƒостоевскому присуще Ђиступленное чувство личностиї. Ёто сближает его с  антом. ќба мыслител€ сходились в том, что религи€ ’риста €вл€етс€ воплощением высшего нравственного идеала лич≠ности. ¬ понимании человека ƒостоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийс€ через призму индивидуальной человеческой жизни увидеть решение Ђпоследних вопросовї быти€. ќн был искателем искры Ѕожией во всех люд€х, даже дурных и преступных. ћиролюбие и кротость, любовь к иде≠альному и открытие образа Ѕожи€ даже под покровом временной мерзости и позора Ч вот его идеал! ƒостоевский делал упор на Ђрус≠ское решениеї социальных проблем, предполагающее отрицание ре≠волюционных методов общественной борьбы, идею особого исто≠рического призвани€ –оссии, способной объединить народы на ос≠нове христианского братства.

—ильные религиозные мотивы в философском творчестве ƒостоевского противоречивым образом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными сомнени€ми. ¬ об≠ласти философии ƒостоевский был скорее великим провидцем и пророком, нежели строго логичным и последовательным мыслите≠лем. ќн оказал сильное вли€ние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимули≠ровал развитие экзистенциальной и персоналистической философии на «ападе.

 

ƒ№ё» ƒжон (1859 Ч 1952) Ч американский философ, один из виднейших представителей прагматизма.

‘ундаментальным пон€тием философии этого мыслител€ был опыт, под которым имелись в виду все формы про€влени€ челове≠ческой жизни. ѕо мысли ƒьюи, философи€ возникла не из удивле≠ни€, как полагали еще в древности, а из социальных напр€жений и стрессов. ѕоэтому задача философии заключаетс€ в такой организации жизненного опыта, прежде всего уклада социального быти€, который способствовал бы улучшению образа жизни людей, их быти€ в мире. —редством дл€ этого должен стать метод науки и ра≠зума, соответствующий нашим прагматическим устремлени€м. “акой метод состоит в установлении испытываемого затруднени€ или проблемы, которые возникают во всевозможных жизненных си≠туаци€х, и поиске средств дл€ целесообразного их решени€. ѕри этом идеи, теории призваны выступать в роли жизненно необходи≠мых интеллектуальных инструментов. ќтсюда и стержнева€ иде€ мыслител€, определ€юща€ суть его философии, Ч инструмента≠лизм. ѕо ƒьюи, истинны те идеи, концепции и теории, которые €вл€ютс€ результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обсто€тельствах, ведут к достижению прагматических целей. ѕрактическа€ целесообразность Ч критерий не только ис≠тинности, но и моральности. ѕод этим углом зрени€ ƒьюи рассмат≠ривал, в частности, и проблемы религии.

 

ƒё– √≈…ћ Ёмиль (1858 Ч 1917) Ч французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы и структур≠но-функционального анализа.

ѕредметом социологии, по ƒюркгейму, €вл€ютс€ социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Ёти факты подраздел€≠лись им на морфологические, составл€ющие как бы материальный субстрат общества (к ним относились в основном демографические и экономические факторы), и духовные, которые формулируютс€ в моральных нормах, юридических предписани€х, религиозных ве≠ровани€х и различных категори€х, выражающих коллективный опыт. Ёто определило и понимание им метода, который по образцу естественных наук также должен быть позитивным, т.е. давать по≠ложительное знание. —труктурно-функциональный подход рассмат≠ривает общество как интегрированное целое, состо€щее из взаимозависимых частей, как социальную реальность, несводимую к биологической и психологической. ÷ентральной проблемой эмпири≠ческой социологии выступала проблема общественной солидарнос≠ти, в которой ƒюркгейм различал два основных вида Ч Ђмеханичес≠куюї и Ђорганическуюї.

ƒюркгейм рассматривал религию как синоним идеологии. ѕреодоление кризиса общества он видел в совершенствовании мо≠рали.

 

«≈ЌќЌ  »“»ќЌ— »… (332 Ч 262 до н.э.) Ч древнегреческий стоик, основатель стоицизма. —читал, что судьба Ч это власть, двигаю≠ща€ материю. ќтождествл€л судьбу, Ѕога и ум, заполн€ющие собой весь мир.

«≈ЌќЌ ЁЋ≈…— »… (ок. 490 Ч 430 до н.э.) Ч философ и политический де€тел





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1188 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

2016 - | 1773 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.14 с.