Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћассова€ культура и антикультура




¬ самом начале XX в. прозвучали мрачные предсказани€ ќ. Ўпенглера о Ђзакате ≈вропыї, о гибели высокой культуры, о постепенном замещении культурных (духовных) ценностей ценност€ми цивили≠зации в их грубо материальном воплощении.   середине века культурпессимистические настроени€ стали выражатьс€ через пон€ти€ Ђмассовое обществої и Ђмассова€ культураї. ¬ целом пессимизм культурологов основываетс€ на том, что общий фон культуры XX в. оказалс€ значительно ниже того уровн€, к которому приучили интеллигенцию ушедшие в прошлое XVIIЧXIX вв. Ч Ђзолота€ эпохаї европейской культуры. ¬ чем же конкретно усматриваютс€ показа≠тели и причины снижени€ культурного фона XX в.?

ѕостепенный процесс демократизации общественной жизни, достижение высокого материального уровн€, техническое оснаще≠ние основных производственных процессов привели к формиро≠ванию массового общества, в котором культурные ценности пере≠стали быть элитарным досто€нием и получили эгалитарный (урав≠нительный) характер, что обусловило по€вление массовой культу≠ры, т.е. усредненной культуры, создаваемой средствами массовой информации и тиражируемой с помощью специальной, техничес≠ки высокооснащенной индустрии. ћассова€ культура имеет своей исторической целью информирование широких слоев населени€ о возможност€х культуры, о ее €зыке, о навыках, необходимых дл€ воспри€ти€ искусства, но массова€ культура не может заменить прикосновени€ к высокому искусству. ќднако на любом уровне куль≠тура в ее широком смысле €вл€ет собой гуманистически ориенти≠рованную ценность. ј все, что разлагает эту ценность, есть анти≠культура.

¬ыражение Ђмассова€ культураї употребл€ют обычно с чувством пренебрежени€, име€ в виду нечто, Ђрастворенное в пресной воде большинстваї. Ќо пон€тие массовой культуры может быть осмыс≠лено и положительно: к культуре т€нутс€ миллионные массы народа. Ќегативней смысл выражени€ Ђмассова€ культураї заключаетс€ в том, что часто не массам предоставл€етс€ возможность подн€тьс€ до уровн€ насто€щей культуры; напротив, сама Ђкультураї, подде≠лыва€сь под примитивные вкусы отсталых слоев населени€, опуска≠етс€, упроща€сь и деформиру€сь, до уровн€, шокирующего подлин≠ную воспитанность: умной, высокообразованной массе преподно≠ситс€ нечто серое, примитивное, а порой и специально одурмани≠вающее.

ћассовость культуры Ч это не об€зательно ее низкий уровень будто бы только дл€ примитивно мысл€щих. ¬едь и широким на≠родным массам можно и нужно давать нечто насто€щее, стрем€сь поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры. ƒл€ того чтобы повышать культуру народа, надо обращать≠с€ к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытатьс€ т€нуть высокообразованные слои общества вниз Ч к чему-то упрощенному. »спокон веков в обществе были, есть и будут люди с разными задатками и с разным уровнем интеллектуальных возможностей и образованности. ƒе€тель культуры, любой человек, решившийс€ вз€ть в руки перо, несет ответственность перед обще≠ством, перед человеком. —удьба культуры в руках человека.

Ђ“ри области человеческой культуры, Ч писал ћ.ћ. Ѕахтин, Ч т.е. наука, искусство и жизнь, обретают единство только в личности, котора€ приобщает их к своему единству... «а то, что € пережил и попал в искусство, € должен отвечать своей жизнью, чтобы все пере≠житое и пон€тое не осталось бездейственным в ней. Ќо с ответст≠венностью св€зана и вина. Ќе только понести взаимную ответствен≠ность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга. ѕоэт дол≠жен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзи€, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросовї.

 

*

* *

 

¬ заключение следует подчеркнуть, что культура реально суще≠ствует как исторически сложивша€с€ разноуровнева€ система, об≠ладающа€ своими вещными формами, своей символикой, традици€≠ми, идеалами, установками, ценностными ориентаци€ми и, наконец, образом мысли и жизни Ч этой центрирующей силой, живой душой культуры. » в этом смысле бытие культуры обретает сверхиндивидуальный характер, существу€ вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.

 

*

* *

 

 онтрольные вопросы

1. ¬ чем ¬ы видите смысл решени€ вопроса о приоритете быти€ или со≠знани€?

2. „ем определ€етс€ единство общественного сознани€ и уникальность личного?

3. ¬ чем ¬ы видите дедукцию индивидуального сознани€ по отношению к общественному и индукцию общественного по отношению к индиви≠дуальному?

4.  ак ¬ы объ€сните ситуацию, когда общественное сознание оказалось впереди общественного быти€, учитыва€ положение, что Ђбытие опре≠дел€ет сознаниеї?

5. ¬ чем заключаютс€ преимущества и недостатки обыденного сознани€ по отношению к теоретическому?

6. ќбщественное мнение определ€етс€ общественной психологией.  ак это происходит?  аковы промежуточные звень€ их взаимодействи€?

7. ћожет ли общественна€ идеологи€ быть неполитической? ќбъ€сните ¬ашу позицию.

8. ¬ чем ограниченность любого закона?

9. –асскажите, как соотнос€тс€ право и мораль.

10. ѕо€сните различи€ между пон€ти€ми Ђравенствої и Ђравноправиеї.

11. ѕопытайтесь дать определение культуры.

12. ¬ чем ¬ы видите динамику ценностного подхода и его роль как двигател€ общественной и личной жизни?

13.  ак ¬ы относитесь к утверждению о возрастании роли культуры в об≠щественной жизни?

 

Ќаука, мораль, искусство





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1117 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1996 - | 1793 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.